Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОльга Родионова
1 Prezentacii.com
2 Изучить: понятие эмоции и различия эмоций как состояния и процесса Prezentacii.com
3 1) Понятие эмоций как психического процесса. 2) Теории эмоций. 3) Функции эмоций. 4) Классификация видов эмоций. 5) Психофизиологические механизмы эмоций. 6) Характеристика эмоций как психического состояния. 7) Причины появления эмоций.
4 Эмоции(от лат. emoveo потрясаю, волную) – процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки: 1)Полярны по своей природе, обладают положительным или отрицательным знаком. 2) Энергетически насыщенны. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки
5 3) Интегральность, целостность эмоций. В эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. 4) неотделимость эмоций от других психических процессов. Эмоции сопровождают все психические процессы.
6 А) В. Мак-Дауголл рассматривал эмоции как рудимент, аффективный след инстинкта. Как всякий рудимент, эмоция обречена на постепенное угасание, отмирание. Б) Теория Симонова. Согласно этой теории эмоции рассматривают как производное от качества и интенсивности актуальной потребности и вероятностной характеристики среды. В) Теория Вундта теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие неудовольствие, успокоение возбуждение, напряжение разрядка.
7 Г) Концепция выразительных движений, созданная Ч. Дарвиным. Это теория происхождения эмоций, в которой сформулировано предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п. Д) Теория Джемса-Ланге. Это объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудов– двигательную теорию эмоций, в которой ведущая роль отводилась соматовегетативному компоненту.
8 Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе. В ней эмоции трактовались как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудовв висцеральных органов. Двухфакторная теория эмоций Стенли Шехтера:рассматривал эмоцию как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Согласно теории «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события».
9 1) Оценочная. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). Зачастую оценка осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа.
10 2) Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы.
11 3)Коммуникативная функция. Всегда сопровождается между людьми эмоциональными проявлениями.
12 4) Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».
13 5) Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.
14 Классификация 1 По знаку: А) Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности; Б) отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением; В) амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви + ненависти или злорадство как сочетание ненависти + радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.
15 Классификация 2 По модальности (качеству) эмоций : 1) радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности; 2) удивление - эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства; 3) страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
16 4) гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности; 5) отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта; 6) презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;
17 7) страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности; 8) стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
18 Классификация 3 По силе устойчивости: различают ситуативные и устойчивые СИТУАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.
19 Эмоции, в собственном смысле этого слова, - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие ``фундаментальные'' эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.
20 Аффект (от лат. аffectus -- душевное волнение) - сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией.
21 Настроение -- сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение -- это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д.
22 Чувства - высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.
23 Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д.
24 Данные современной психофизиологии позволяют считать, что субъективное выражение эмоций связано с деятельностью неспецифической активирующей системы мозга: Гипоталамусом лимбической системы мозга базальными ганглиями передними и височными отделами новой коры.
25 С.Л.Рубинштейн: любой психический акт эмоционально окрашен, положительно или отрицательно, как приятный или неприятный, как желательный или нежелательный. К.К.Платонов: филогенетически и онтогенетически эмоции появляются раньше всех других собственно психических актов. Феликс Крюгер: благодаря непременному наличию эмоциональной ткани в каждом психическом акте отражения и регуляция как раз и сохраняется целостность психической жизни индивида.
26 Эмоции: человек не всегда осознает связаны с конкретной ситуацией кратковременные Чувства: осознаваемы предметные и не связаны с ситуацией долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо
27 Эмоции возникают в новых ситуациях, когда человек не подготовлен к встрече с ними. Возникает возбуждение и проявляется в виде эмоциональных реакций. Человек всегда реагирует на ситуации, которые становятся для человека загадкой или проблемами. Внезапное наступление стимула также вызывает эмоцию. Причиной появления эмоционального волнения может быть избыточная мотивация, слишком большое желание достичь цели.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.