Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЭдуард Пронский
1 Выполнила: Будько Е.В., воспитатель г. Лыткарино
2 Тип проекта Художественное творчество, информационно- практико- ориентированный Вид проекта Долгосрочный, групповой Срок реализации Январь- март 2015 г.
3 История возникновения гжельской росписи Всё гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь и сейчас располагаются богатейшие залежи глин. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона старо древних гончаров.
5 Фарфор – изделия тонкой керамики, непроницаемые для воды, обычно белые, звонкие, просвечивающиеся в тонком слое. Фарфоровое сырьё: каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. А пропорция компонентов – это секрет! Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом. Фаянс – изделия тонкой керамики, плотные и мелкопористые. Отличается от фарфора большей пористостью и водопоглощением, поэтому все фаянсовые изделия покрывают тонким сплошным слоем глазури. Фаянсовое сырьё: 60-65% пластичных материалов (каолин, глина); 30-36% кварца; 3-5% полевого шпата. Фаянс получают трехэтапным обжигом: бисквитным (t-1250˚), глазурным (t-1100˚) и закрепляющим рисунок (t ˚). Керамика – изделия из обожженной глины. Майолика – художественная керамика, т.е. покрытая непрозрачной глазурью. Квасник – кувшин с отверстием в центре. Кумган – сосуд, в котором в старину подавали напитки на праздничный стол. Кумганы – кувшины похожие на птицу с округлым туловищем, с плоским, выгнутым носиком и ручкой - хвостом.
6 Всякую роспись Гжель, приятно рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.
7 Фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска кобальт, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями.
8 Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
9 Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются в ручную, поэтому точно такую же не найти. Но конечно есть элементы характерные, и именно их изучают в каждой школе на уроке рисования.
10 1. Главная - растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. 2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.
11 3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты- Баюны и т.п.
12 Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели. Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».
13 Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.
14 «Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.
15 А роспись «одной кистью» получается тогда, когда василек или веточка пишутся одним набором краски на кисть – тогда первые лепестки будут темные, а остальные постепенно светлеют.
16 «Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!
17 Для того чтобы нарисовать розу, нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 л.
18 Последовательность росписи сказочной птицы.
19 Актуальность - Недостаточный уровень представлений детей о декоративно - прикладном искусстве русского народа; - Недостаточный уровень компетентности у родителей о художественных промыслах России. Цель: Дать представление о гжельской росписи, как о «синем волшебстве», хранительнице доброго мастерства русского народа. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей и педагогов в ходе реализации проекта «Васильковая Гжель»
20 Задачи: Развивающие Совершенствовать умение составлять узор в полосе, в различных формах, на готовых силуэтах посуды, обрамляющий узор Развивать эстетический вкус, художественное восприятие предметов народного промысла, творческие способности Активизировать речь детей Формировать умение приемов вырезания из бумаги форм наиболее распространенных изделий (кружки, чашки, вазы, чайник). Воспитательные Воспитывать интерес к русскому народному творчеству Воспитывать уважение к труду людей Воспитывать любознательность. Образовательные Познакомить детей с народным художественным промыслом Гжель, его историей возникновения Формировать умение видеть характерные отличительные особенности изделий
21 Методическая работа Деятельность педагога Деятельность детей 1. Выставка изделий гжельской керамики. 2. Рассматривание иллюстраций гжельской керамики, альбомов, открыток: «Гжельский фарфор», «Гжель». 3. Рассказ педагога об истории и легенде гжельской керамики, гжельской росписи. 4. Беседы о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства Гжель 5. Художественное слово о Гжели. 6. Просмотр презентации на мультимедиа «Голубая Гжель». 1. Разработать цикл мероприятий по теме проекта. 2. Подобрать художественную и познавательную литературу. Подготовить наглядный материал: посуда и другие изделия с гжельской росписью, иллюстрации гжельских предметов, образцы элементов росписи. 4. Подготовить учебно- методические пособия, наглядность: -альбомы для детского художественного творчества «Гжельская роспись», «Учимся рисовать». 1. Участие в беседах по ознакомлению с историей возникновения гжельской росписи 2. Рассматривание узоров гжельской росписи 3. Ознакомление с техникой рисования и прорисовка элементов гжельской росписи 4. Игры: дидактические и настольные, народные игры и забавы. 5. Чтение художественной литературы: стихи, потешки, загадки, русские народные сказки 6. Разучивание пословиц о труде
22 7. Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества «Гжельская роспись» и «Учимся рисовать», «Росиночка» 8. Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно- прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор». 9. Вырезание силуэтов изделий, соответствующих формам гжельской керамики, наклеивание и роспись их элементами орнамента. 10. Посещения постоянно действующей выставки детских рисунков «Как у настоящих мастеров из Гжели». -наглядно-методическое пособие «Гжель», «Сказочная Гжель» Ю. Г. Дорожин -альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей» -технологические карты по декоративному рисованию «Гжельская роза» (последовательность изображения гжельской розы, «Чайник» -таблицы с основными элементами росписи. -таблицы с готовыми узорами: «Гжельская роспись круглых силуэтов изделий», «Растительные узоры в гжельской росписи», «Гжельская роспись на силуэтах посуды». -книжки-раскраски с подсказкой «Голубая Гжель», С. Вохринцева «Росиночка» -изготовить дидактические игры:«Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор», «Найди пару» 5. Презентация ознакомление:«Васильковая Гжель». 7. Рисование «Гжельская роза», орнамента на разделочной доске, окаймляющего орнамента, вырезание силуэтов изделий, выполнение работ по лепке 8. Участие в танце «Морозный узор» на Новогоднем утреннике
23 Ознакомление с гжельским промыслом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, техникой росписи. Формирование устойчивого интереса к народному прикладному искусству, уважение к труду мастеров Обогащение словаря детей, знают легенду возникновения росписи, стихи и песни о Гжели Оформление и пополнение центра изобразительного творчества пособиями по народно – прикладному искусству Выставка рисунков и поделок: «Как у настоящих мастеров из Гжели», оформление альбома «Васильковая Гжель»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.