Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕкатерина Мячкова
1 Семинар-практикум «Введение ФГОС ДО: требования к организации НОД в ДОУ» Подготовила: Михайлова Н.А. Заместитель заведующего по ВО и МР МДОАУ 195
2 Один мудрец пришёл к бедным и сказал: «Я вижу, Вы голодны, давайте, я дам Вам рыбу, чтобы Вы утолили голод» Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает научиться «ловить рыбу» в основу, которого заложен деятельностный подход концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Именно в действии порождается знание.
3 Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.
4 Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели
5 Структура деятельности Потребность Мотив Цель Средства Действие Результат
6 Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом: -создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; -учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; -помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
7 . ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА принцип субъектности воспитания; принцип субъектности воспитания; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип учета сенситивных периодов развития; принцип учета сенситивных периодов развития; принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
8 . ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
9 По ФГОС основными принципами дошкольного образования становятся: 1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития. 2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. 3. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
10 5.Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей. 6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. 7. Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении. 8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфических детских видах деятельности. 9. Сотрудничество образовательной организации с семьей.
11 Каждый очередной вид деятельности следует осуществлять с постановки цели в общем виде и с соблюдением структуры деятельности. Суть обучения и воспитания в ДОУ с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач.
12 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Образовательная деятельность в режимных моментах; Организованная образовательная деятельность; Самостоятельная деятельность детей.
13 Формы образовательной деятельности: - образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; -взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; -проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; - праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов.
14 Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то стандарт ФГОС предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности.
15 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в раннем возрасте (1 год - 3 года): предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
16 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (продолжение) для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): изобразительная (рисование;, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательные (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
17 Структура образовательной деятельности 1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности 4. Проектирование решений проблемной ситуации 5. Выполнение действий (заданий) 6. Анализ результатов деятельности 7. Подведение итогов
18 При проектировании занятий, воспитатель должен учитывать следующие особенности современного дошкольного образования. 1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. 2. Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. Он-то слушающий, то- наблюдающий, то-действующий. 3. Основная деятельность –детские виды деятельности, где главный-дух открытий.
19 4. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Обязательны смена мизансцен и движение. 5. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка. 6. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т.д.
20 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности. 8. Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д. Учить детей видеть возможность много вариативности выполнения заданий.
21 9.Допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
22 Проектирование занятия по этапам деятельности: 1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности
23 Содержание Процесс вовлечения в деятельность: 1. Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось. 2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.) 3. Приходит кто-то в гости или игрушка. 4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...) 5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др)
24 6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»). 7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то. 8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара).
25 9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы : «Какого?»). 10. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям.
26 -выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. -ответы детей не оцениваются, принимаются любые, не предлагается что-то делать или не делать, а предлагается что-то сделать на выбор. -опора на личный опыт детей, с выбором помощников или консультантов. 4. Проектирование решений проблемной ситуации
27 5. Выполнение действий В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
28 6. Анализ результатов деятельности Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель.
29 7. Подведение итогов Найти, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе )
30 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.