Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИван Прушинский
1 Добрый день, друзья мои! Автор: Каримова Надежда Савидбековна Заместитель директора по УР начальной школы, учитель начальных классов МОБУ СОШ 2 г. Баймака
2 Мастер – класс по литературному чтению «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения»
3 Актуальность темы Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально- экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
4 «Чтение – вот лучшее учение!», - писал А. С. Пушкин. А почему же тогда многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?детской литературе
5 Существуют разные причины такого спада: усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;средств массовой информации резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
6 изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс; отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
7 Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
8 Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
9 От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (универсальных) умений, навыков, способов деятельности.
10 Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это умение учиться развиваться.
11 Различают следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
12 Личностные УУД Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
13 Регулятивные УУД Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;деятельности на уроке Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
14 Познавательные УУД Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Преобразовывать информацию из одной формы в другую; Подробно пересказывать небольшие тексты.
15 Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других; Выразительно читать и пересказывать текст; Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
16 При формировании УУД я использую в своей работе следующие современные технологии и методы обучения: Технология формирования типа правильной читательской деятельности. Информационно-коммуникативная технология
17 Технология проблемного обучения Здоровьесберегающая технология Деятельностный метод Дифференцирование Моделирование Проектно-исследовательская деятельность
18 Технология продуктивного чтения На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников
19 Технология включает в себя три этапа работы с текстом. 1 этап. Работа с текстом до чтения. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. 3 этап. Работа с текстом после чтения.
20 1 этап. Работа с текстом до чтения. Содержание работы: Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям. Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
21 УУД Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других.
22 Фрагмент урока 1 -Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке? Для этого составьте пословицу и объясните её смысл: Друг, свой, а, ум, мой, он, у, него. Не, грузно, дружно, будет, берись. Прочна, хорошо, дела, где, дружба, там, идут.
23 Проверим: Друг он мой, а ум у него свой. (пословица о том, что даже в дружбе надо думать своей головой). Берись дружно – не будет грузно. (пословица о том, что в согласии любая работа выполнима). Где дружба прочна, там хорошо идут дела. (Пословица о том, что дружбой надо дорожить)
24 Вывод: На уроке будем говорить о дружбе. --Подберите синонимы к слову дружба.
25 Дружба Любовь Мир Согласие благосклонность благоволение благоприязнь братание верность гармония
26 доброжелательство дозволение дружелюбие дружество единение единогласие единодушие единомыслие единство
27 Кто же будет главными героями? Что же с ними могло произойти?
28 АКУЩ И КАР,ЬДЕБЕЛ ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА
30 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Содержание работы: Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений; Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание; Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части.
31 УУД: Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
32 НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА Из кожи лезут вон – очень стараются. А воз и ныне там – воз стоит на прежнем месте. А возу все нет ходу – герои не сдвинули воз с места. Поклажа – груз или багаж.
33 Басня «Лебедь, Щука и Рак» Прочтём басню И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там.
34 Прослушаем аудиозапись
35 Выполним задания 1. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись.
36 2 Как они старались выполнить работу? Из кожи лезут вон.
37 3. Получилась ли их затея? А возу все нет ходу.
38 А почему «да только воз и ныне там»? Героям не удалось сдвинуть поклажу, потому что каждый тянул в свою сторону.
39 3 этап. Работа с текстом после чтения. Содержание работы: Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла. Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. Выполнение творческих заданий.
40 УУД Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
41 Составим модель – описание героев Лебедь Рак Щука
42 Охарактеризуем персонажей как животных Лебедь – это большая сильная птица, летает на высоте, у неё большой размах крыльев.
43 Рак двигается по-особенному. Он пятится назад. А живёт рак под корягами
44 Щука плавает в озере, куда захочет
45 Какие действия выполняет каждый из героев? ЛЕБЕДЬ РВЁТСЯ В ОБЛАКА РАК ПЯТИТСЯ НАЗАД ЩУКА ТЯНЕТ В ВОДУ
46 «Лебедь рвется в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый
47 «Рак пятится назад» – он неповоротливый, нерасторопный
48 «Щука тянет в воду» – настойчиво выполняет свое дело
49 Какой вид текста: басня, рассказ или сказка? Прочитайте слова, в которых заключена главная мысль?
50 МОРАЛЬ (поучение) КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ, НА ЛАД ИХ ДЕЛО НЕ ПОЙДЁТ, И ВЫЙДЕТ ИЗ НЕГО НЕ ДЕЛО, ТОЛЬКО МУКА.
51 Возвращаемся к пословицам и делаем вывод Друг он мой, а ум у него свой. (пословица о том, что даже в дружбе надо думать своей головой). Берись дружно – не будет грузно. (пословица о том, что в согласии любая работа выполнима). Где дружба прочна, там хорошо идут дела. (Пословица о том, что дружбой надо дорожить)
52 Осуждает ли автор героев? Чему учит? Автор басни жалеет о том, что у товарищей согласия нет, и не удалось им поклажу сдвинуть с места. Автор написал эту басню потому, что хотел научить нас правильно действовать в данной ситуации и хотел подсказать нам, как учиться на чужих ошибках.
53 В басне есть слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти. Автор называет героев произведения товарищи и говорит, что «поклажа бы для них казалась и легка».
54 А могут ли в роли героев оказаться люди? Какие примеры можете привести?
55 Кто же автор этой басни?
56 Найдите в учебнике информацию о писателе и прочитайте. Почему Ивана Андреевича Крылова называют русским баснописцем? Знаешь ли ты другие его басни? Найди и рассмотри книгу с баснями И.А.Крылова.
57 Так что же такое дружба? (работа в группах) 1 группа- записать ассоциации. Что такое дружба? 2 группа- нарисовать. Что для вас дружба?
58 Из наших ответов получилось дерево дружбы (на доске прикрепляются листы с ответами) Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова).
59 Домашнее задание 1. Выучить наизусть басню «Лебедь, Щука и Рак». Выразительно её прочитать. 2. Выписать крылатые фразы из басни. Потренируйтесь употреблять их в речи, составьте с ними предложения. 3.* Нарисовать героев басни «Лебедь, Щука и Рак» так, как вы их себе представляете.
60 Рефлексия Я сегодня узнал……. Я сегодня повторил……. Я научился…….. Я рад тому, что….. Я рад…….. Мне было…….. Я доволен собой или не доволен Мне урок……..
61 Я хочу, чтобы сегодня и всегда Вам помогало наше дерево дружбы. Человек должен иметь друзей, уметь дружить, творить доброе вокруг себя. Ведь, светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой. Счастья Вам.
62 Рефлексия Какие же УУД формировались на разных этапах работы над текстом?
63 УУД Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других.
64 УУД: Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
65 УУД Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.