Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВасилий Окунев
1 Художественная культура Средний веков
2 Термин « Средние века », появившийся в эпоху Возрождения, обозначал период с момента падения Римской империи в V в. до XV столетия. Средневековье представлялось мрачным, невежественным, далеким от прекрасных образцов античной культуры.
3 Одной из причин для перемен стало распространение христианства, во многом определившее общий характер и основные направления в развитии искусства. Строгое следование христианским канонам – главное требование, предъявляемое к художникам. Отражение Божественной идеи, внешнего и внутреннего мира человека. Важнейшими инструментами средневекового искусства стали символ, аллегория, знак. Величественные, пышно украшенные порталы готических соборов символизировали вхождение в нетленный Божественный мир.
4 Мир византийской культуры
5 Византия - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко - римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.
6 Стамбул ( Константинополь ) В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Византии крупнейшее строительство. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.324 году император Римской империи Константин Великий Византии 11 мая 11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем.330 года Константин Римской империи Босфоре
7 Архитектура Первоначально, архитектура Византии включала в себя элементы античного и восточного зодчества. Для раннего периода характерна базилика (греч. «царский дом») – храм специально предназначенный для многолюдных богослужений. Это вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на нечетное количество проходов – нефов (корабль). Средний неф всегда был выше остальных. Для базилик характерны стропильные двускатные крыши. Но позднее византийские зодчие стали использовать сводчатые и купольные перекрытия.
8 Начиная с VI века, продольные нефы стали пересекать поперечным нефом, образуя форму креста – главный символ христианства. Такая конструкция идеально подходит для христианских храмов, позволяя располагать в центре купол – символ неба
9 История архитектуры (как и истории) Византии делится на три периода: - ранневизантийский (V--VIII.вв.); - средневизантийский (VIII--XIII вв.); - поздневизантийский (XIII--XV вв.).
10 Ранневизантийский период. Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур -- купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово - купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. На смену монументальному все чаще приходит частное, камерное, живописное. Развиваются местные школы, среди которых выделяются столичная, греческая и восточная. Строится множество небольших храмов в городах и монастырях. Возникла потребность в универсальном типе храма : таким типом явилась крестово - купольная структура, сложившаяся так же в Сирии, Закавказье и других районах еще в ранневизантийский период и получившая широкое развитие в средне - византийской архитектуре.
11 Поскольку купола делались сравнительно небольших размеров, распор в основном погашался цилиндром барабана. Распор сводов уширенных ветвей креста частично уравновешивался сводами малых нефов, частично передавался на стены, которые делались достаточно массивными и из плотного материала ( кирпич, камень ), на прочном известково - цемяночном растворе.
12 Наивысшим достижением византийской архитектуры стал собор Святой Софии в Константинополе
13 Вершиной развития арочно - сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в гг., в правление императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества.
14 Стены, выложенные различными рисунками из разноцветного мрамора, производят впечатление, будто они увешены дорогими коврами. На некоторых мраморных плитах причудливые рисунки, напоминающие голову дьявола и облако после атомного взрыва. Эта самая пышная византийская постройка была гордостью Юстиниана. В день освящения храма, 27 декабря 537 года, император подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Он быстро прошел до середины собора и, подняв к небу руки, воскликнул : « Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. О, Соломон ! Я превзошел тебя !» Празднества по случаю освящения храма продолжались 15 дней. Собор Святой Софии
15 Мозаичный цикл Архангел Гавриил Мозаичное изображение Богородицы в апсиде ru.wikipedia.org/wiki
16 Иоанн Златоуст Император Александр Мозаичный цикл ru.wikipedia.org/wiki
17 Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаичный цикл ru.wikipedia.org/wiki
19 Наиболее грандиозный крестово-купольный храм - знаменитый собор Сан-Марко в Венеции (XI в.), построенный по византийскому образцу с использованием вывезенных из Константинополя деталей. Его усложненная композиция представляет собой крестообразную структуру, в которой как бы объединены пять самостоятельных крестово-купольных систем с пятью куполами в средокрестиях. Центральный купол господствует над другими благодаря большим размерам и лучшей освещенности.
20 Церковь Сан-Витале (527 г.) представляет собой центрическую композицию на восьми устоях, основа которой -сильно развитое подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы, в основном, конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами (полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед), устоями, арками на колоннах и т. п.
21 Средневизантийский период. Средне-византийский период истории и культуры завершается захватом Константинополя крестоносцами - участниками 4-го крестового похода - в После этого потрясения Византия так и не смогла полностью восстановить свои силы, но в вв. на Балканах было построено немало церквей. Обычно они невелики по размерам и при небольших различиях в плане, как правило, имеют купол, поднятый на высокий барабан, так что здание кажется похожим на башенку. В 1453 Константинополь был захвачен турками и его тысячелетняя история закончилась. В течение тысячи лет влияние византийской культуры распространялось на огромной территории, и 1453 не стал моментом ее гибели; начался новый период в истории существования византийской культуры, называемый пост византийским, когда художественные импульсы, источником которых было некогда искусство Константинополя, получили свое развитие на Балканах, Кипре, в России.
22 Византия во втором периоде достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным положением между Востоком и Западом.
23 Поздневизантийский период. Третий же период (XII-XIV вв.) (поздневизантийский) можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи. В Константинополе (1261) начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским ( ). Церковные реформы конца 14 в. унифицировали письменную традицию и литургическую практику и распространили ее во всех областях Византийского Содружества. Искусства и ученость при императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс).
24 Последующие (16-17) столетия нередко выделяют в так называемый пост византийский период, когда шло постепенное угасание и консервация типологических особенностей византийской культуры, чьим оплотом стали монастыри Афона.
26 Мозаика – картина, выполненная из цветных камешков – смальты.
27 Mозаика мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в. "Добрый Пастырь" Mозаика мавзолея Галлы Плацидии (середина V века, Равенна, Италия) В мавзолее Галлы молодой Христос в простых одеждах скромно восседает на пригорке. Вокруг него по зеленой траве гуляют овечки, к одной из них он ласково прикасается. Живость позы, как и вся композиция, явно унаследованы из античности. Однако, Добрый Пастырь опирается не на пастушеский посох, а на крест, как бы утверждая его над миром в знак триумфального шествия христианства.
28 Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в.
30 В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. «образ»). С точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен как создатель теории Священного образа, положивший начало канонизации иконописи.
31 Иконопись Владимирская икона Божией Матери Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно - христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур ( например, Древнерусской ), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран : Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции. На Русь икона попала из Византии в начале XII века ( ок года ), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Уехав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский перевёз икону во Владимир ( по которому она и получила нынешнее наименование ) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.
32 Заключение… Несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.