Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВадим Вельгорский
1 Громозова Ольга Александровна Студентка 4 курса Факультета педагогики и практической психологии Отделения дошкольного и начального образования
2 Педагогические условия развития творчества дошкольников в конструировании из бумаги ( оригами ).
3 Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, так как они определяли прогресс человечества. Одним из видов художественной деятельности, который играет важную роль в развитии творчества, является конструирование из бумаги (оригами). В настоящее время проблемой оригами занимаются З.А. Богатеева, М.А.Гусакова, С.А. Афонькин, Ю.Б. и др. Практика показывает, что детей обучают способу оригами на основе образцов, объясняя и демонстрируя при этом процесс их создания. Отсутствие методики обучения не позволяет в достаточной мере полноценно использовать его богатые возможности в педагогическом процессе.
4 Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили цель нашего исследования: определение условий обучения детей дошкольного возраста технике оригами, обеспечивающих развитие их творчества. Объектом исследования является процесс развития творчества старших дошкольников в конструировании из бумаги (оригами). Предмет исследования: система работы по конструированию из бумаги с использованием оригами. Гипотеза исследования: целенаправленное и систематическое использование конструирование из бумаги (оригами) в работе с детьми повышает уровень развития творчества у старших дошкольников при следующих условиях:
5 * наличие у детей интереса к оригами; * овладение детьми необходимыми навыками работы оригами; * расширение поля деятельности дошкольников, предоставление ему права творить не только на занятиях, но и в свободное время; * взаимосвязь конструирования из бумаги с игрой и другими видами деятельности; * творческий подход воспитателя к конструированию из бумаги, использование нестандартных форм проведения занятий; * организация совместной деятельности взрослого и ребенка, установление партнерских отношений между ними; * обогащение детей впечатлениями эстетического содержания как основа развития воображения, творчества.
6 Задачи исследования: 1. Изучить состояние данной проблемы в теории; 2. Выявить уровень проявления творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги; 3. Разработать систему занятий по конструированию из бумаги (оригами), способствующую развитию творчества детей, экспериментально проверить ее эффективность на практике.
7 Мы проанализировали психолого – педагогические исследования по проблеме развития детского творчества. Что представляет собой творчество? Психолог Л.С.Выготский дал следующее определение творческой деятельности: « Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке». Анализ исследований Т.Г.Казаковой, Н.П. Сакулиной, Б.М. Тепловой, Е.А. Флериной позволяет дать определение понятию «детское творчество» - это создание субъективно нового (значимого прежде всего для ребенка) продукта (рисунок, лепка, песенка, сказка, танцевальная зарисовка и т. д.); создание к известному ранее не используемых образов, разных вариантов изображения; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы.
8 В дошкольной педагогике рассматривается детское конструирование, как средство всестороннего развития ребенка. Виды конструирования: Из строительного материала.
9 Работа с природным материалом. Из бумаги и бросового материала.
10 Мы для своего исследования выбрали конструирование из бумаги на основе восприятия искусства оригами. Занятия оригами: Совершенствует координацию тонких пальцев. Обучает элементам логического и абстрактного мышления. Тренирует память и способность четко формулировать мысль. Знакомит с элементами геометрии. Учит быть терпеливыми и внимательными. Что же такое оригами?
11 Так по японски пишется слово «оригами». Оригами – это Японское искусство многократного складывания и сгибания листа бумаги в разных направлениях. «Ори»- сгибаю, «Гами» - бумага Оригами, как и любое другое искусство, отражает окружающий нас мир.
12 Искусство оригами возникло в Японии приблизительно в восьмом веке, после прихода в страну технологии изготовления бумаги. Она была впервые получена в 105 году в Китае. Оригами на протяжении нескольких столетий развивалось только в Японии. Постепенно оно стало проникать в светскую жизнь японцев, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства, упаковки подарков. Особая роль складывания из бумаги отводится в системе образования младших школьников. Во второй половине девятнадцатого века оригами перешло границы Японии, а после второй мировой войны началось его бурное развитие в других странах мира. Произошло это благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы в 1880 году, который изобрел универсальную систему знаков «оригамную азбуку», международный знак с, помощью которой можно записывать схему складывания любой фигурки. Это своеобразный "язык" оригами, который очень легко выучить.
13 Символ Мира Бумажный журавлик известен в Японии как талисман, приносящий счастье. Его изображают на открытках с пожеланиями здоровья. Журавли, лебеди - это птицы олицетворяющие веру, надежду, любовь и верность. Несмотря на широкие возможности применения оригами, в ДОУ оно используется ограничено. Полноценной методики работы по обучению дошкольников конструированию из бумаги способом оригами не существует. Именно поэтому необходимо создать систему занятий с использованием приемов активизации творческой деятельности и нетрадиционных форм работы, повышающих эффективность в развитии творчества
14 Наше исследование включало констатирующий, формирующий и итоговый эксперименты. Цель констатирующего эксперимента – выявить уровни проявления творчества у детей в старшей группе в конструировании из бумаги (оригами). Наше исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении 74 «Чайка» (города Ростова- на-Дону в старшей группе в течении трех лет). В обследовании участвовало 20 детей (10 человек экспериментальная группа,10-контрольная). Задачи констатирующего эксперимента мы определили следующим образом: выявить наличие интереса к оригами, особенности проявления творчества у детей старшей группы в конструировании из бумаги (оригами).
15 В процессе решения задач мы использовали следующие методы: Анализ предметно-развивающей среды ; Анализ планов воспитателей, выявление постановки задач развития художественного творчества посредством оригами; Индивидуальные беседы с детьми по выявлению у них интереса к изготовлению поделок из бумаги способом оригами, мотивов отношения к оригами; «Диагностика развития творческих возможностей дошкольников» О.М. Дьяченко; Наблюдение за действиями детей при изготовлении поделок оригами; Анализ детских поделок с целью выявления уровня проявления творчества.
16 На этапе констатирующего эксперимента дети делали элементарные поделки: собачка, зайчик и т.д., небольшие коллективные работы.
17 Цель формирующего эксперимента: проверка гипотезы обоснования педагогических условий развития у дошкольников творчества в конструировании из бумаги на основе ознакомления с искусством оригами. Чтобы обеспечить условия для развития творчества мы уделили внимание развивающей среде, которая строилась с учетом принципов, разработанных А.В. Петровским и Р.М. Чумичевой. Формирующий эксперимент состоит из трех этапов: 1. Подготовительный этап. Задачи: познакомить детей со свойствами разных видов бумаги, развивать внимание и интерес к конструированию из бумаги (оригами), знакомить с историей этого вида искусства; обучить детей простым видам техники (сминание, сгибание, разрывание); использование сотрудничества воспитателя с детьми с целью развития их творчества. 2. Этап изучения азбуки оригами. Задачи: изучить основы складывания из бумаги способом оригами, учить пользоваться условными обозначениями и формирование на этой основе обобщенных способов действий, стимулировать проявления творчества; решение проблемных задач, направленных на развитие конструктивного творчества. 3. Этап изучения базовых форм. Задачи: сформировать понятие о базовых формах, продолжать учить пользоваться чертежами, развивать творчество детей путем изменения базовой формы, учить плодотворно сотрудничать; использовать кружковую работу с целью развития творчества дошкольников; работать с семьей по развитию интереса к конструированию из бумаги (оригами).
18 В процессе конструирования для наибольшего проявления творческой активности мы использовали следующие методы: игровые ситуации, где ребенок может стать участником небольшой театральной импровизации; планирование этапов складывания с использованием сказки, в которой процесс складывания «зашифрован» в тексте;: использование проблемных ситуаций; демонстрация разных техник складывания в игровой форме; экспериментирование с бумагой разной фактуры, формы, цвета и т.д.; проведение конкурсов среди родителей и детей «Бумажный маг»; упражнение «Объясни, как складывать», в котором пропускается один и два этапа складывания; упражнение «Придумывание фигурки», т.е. детям раздаются листки и каждый выполняет по одной операции, а затем дети меняются листками. Готовая поделка заменяется новым листом бумаги.
19 Любит рылом рыть поглубже И валятся в теплой луже, А где лед и полынья, Не пойдет туда …(свинья)
20 Кто дети хочет молока? Она зовет всех в гости. Рога совсем как у быка, Однако меньше злости. Вы гладьте теплые бока, А хворостину бросьте.
21 Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается.
22 При разработке системы занятий мы учитывали требования программы «Развитие» по конструированию из бумаги, рекомендации Л.А. Парамоновой и З.А. Богатеевой, С.А. Афонькина и др
23 В свободное от занятий время организовали «Художественную мастерскую», где дети самостоятельно или под руководством взрослых могли заниматься различными видами конструирования.
24 В группе были организованы: - выставки детских работ, что привлекало внимание родителей; - был создан стенд; - организован клуб «Волшебный квадратик». Родители приходили с детьми, чтобы освоить какую - нибудь поделку. Занятия в клубе проходили в игровой форме, эмоционально.
25 Цель итогового эксперимента: выявить динамику проявления творчества у детей в конструировании из бумаги под влиянием формирующего эксперимента. Задачи: - выявить изменения в проявлении творчества у детей; - выявить эффективность разработанной системы. В процессе решения задачи мы использовали те же методы, что и в констатирующем эксперименте. В результате индивидуальной беседы с детьми, было выявлено, что интерес к конструированию из бумаги (оригами) в контрольной группе сформирован лишь у 5 детей (50 %). У этих детей стала немного сильнее мотивация (скорее всего из-за наблюдения выставочных экспонатов и общения с другими детьми), усилился интерес, появилось желание обыгрывать поделки (не у всех детей). А в экспериментальной - у всех детей (100%). Это говорит о том, что систематические и планомерные занятия способствуют развитию интереса и дополнительной мотивации своей деятельности. Эти дети в полном составе демонстрировали интерес к процессу складывания и к обыгрыванию. У ребят более сильные внутренние мотивы, они легко формируют замысел, планируют этапы его воплощения, говорят о важных деталях и украшении поделки, занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома в кругу семьи.
26 Диаграмма. Сравнительные показатели уровней художественного творчества по результатам констатирующего и итогового экспериментов. Констатирующий эксперимент Итоговый эксперимент
27 Выводы: Наше исследование: * подтвердило выдвигаемую гипотезу, что при определенных условиях, возможно достичь у большинства детей более высокого уровня развития творчества в конструировании из бумаги (оригами); * доказало эффективность системы обучения дошкольников конструированию из бумаги (оригами). Созданная нами предметно - развивающая среда благотворно сказалась на всем процессе творческой деятельности дошкольников. Мы убедились, что конструктивное творчество развивается поэтапно. Руководство детским творчеством должно осуществляться на основе педагогики сотрудничества. Необходимо наладить контакт с семьей, заинтересовать родителей искусством оригами. Преемственность в работе ДОУ и семьи обеспечивает эффективность развития художественно – творческих способностей детей. Мы лишний раз убедились в том, что оригами имеет огромное значение для развития ребенка. Систематические занятия оригами способствуют концентрации внимания, учат следовать устным инструкциям. В период обучения оригами речь должна идти не столько о формировании творческого воображения, сколько о стимулировании предпосылок к творчеству, которое получит широкое развитие в более позднем возрасте.
28 По этому морю игры плывет сейчас наш корабль, приближаясь к стране ОРИГАМИ, где живут игры, не дающие скучать и бездельничать нашим рукам.
29 Оригами, Киригами так занятны и умны. Увлекут игрой веселой, И помогут перед школой Руки, пальчики развить Чтоб отличниками быть. Если ручки неумелы, Если пальчики не смелы, Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать Дружно бумагу мы возьмем Складывать её начнем
30 Вот мы взяли квадраты в руки И не стало в доме скуки. Чтобы было веселей, Цветных квадратов не жалей! Это правда! Чего тут скрывать? Дети любят мастерить и рисовать.
33 Лепесточки –крылья, Усики антенн. Бабочку не будем брать Мы сачками в плен! Пусть себе порхает В солнечный денек! Кажется, что в небе Кружится цветок.
34 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.