Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМихаил Галкин
1 Урок 1. Автор и его герой. История создания романа. Портрет поколения 30-х годов XIX в. в романе Матвиенко Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории ГУО «Гимназия 33 г. Минска»,2014 год. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
2 Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнический развитая. В. Г. Белинский
3 «Герой нашего времени» поначалу не задумывался как целостный роман. М. Ю. Лермонтов приступил к работе над серией повестей в 1837 году, находясь в ссылке на Кавказе. По словам Николай Михайловича Сатина (товарища Лермонтова по Московскому университетскому пансиону) будущие герои романа: княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер, были списаны с оригиналов как раз в этом году. "... он писал тогда свою «Княжну Мери» и зорко наблюдал за встречающимися ему личностями. Те, которые были в 1837 году в Пятигорске, вероятно, давно узнали и княжну Мери, и Грушницкого, и в особенности милого, умного и оригинального доктора Майера," - писал Сатин в своем труде "Отрывки из воспоминаний".
4 1. "Бэла" была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" (март 1839, т. 2). 2. "Фаталист" был напечатан в "Отечественных записках" (1839, т. 7). 3. "Тамань" была впервые опубликована в "Отечественных записках" (1840, т. 8). 4. "Максим Максимыч" впервые появился в печати в первом издании романа в 1840 г. 5. "Княжна Мери" впервые появилась в первом издании романа в 1840 г. 6. "Предисловие" было написано весной 1841 г. и появилось только во втором издании романа.
5 Первоначальное название романа, данное Лермонтовым - "Один из героев нашего века". Название "Герой нашего времени" предложил редактор и издатель журнала "Отечественные записки" А.А. Краевский в 1841 году. Первое издание романа увидело свет в 1840 г. Книга вышла в Санкт-Петербурге, в типографии Ильи Глазунова, в 2 книгах тиражом 1000 экземпляров. Ко второму изданию было написано предисловие, как отклик писателя на критические разборы романа. Публикация второго издания состоялась в 1841 году.
6 Задумавшееся поколение Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни. Характернейшая черта – потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели. Николай I
7 В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал» (А. И. Герцен). ОН: молод, неопытен чувства пылки и стремительны впечатлителен, романтичен ищет приключений, готов рисковать все поступки – желание проникнуть во все тайны мира НО: ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием
8 История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Автор в «Предисловии» Герой нашего времени это грустная дума о нашем времени... В. Г. Белинский
9 Композиция романа подчинена логике раскрытия образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина выявляется и в исследовании его духовного мира, и в соотнесении его с другими персонажами. Сюжет романа строится фрагментарно. Каждую часть произведения можно вполне считать самостоятельным рассказом. Единство мысли, вложенной автором в произведение, и общий герой делают роман единым неразрывным литературным произведением. В романе множество героев и разнообразие событий, в которых одни или другие принимают активное участие. Такое разнообразие не случайно, у него есть служебное назначение - раскрывать различные грани главного героя, грани его характера и показать широкую картину изображаемого в романе времени.
10 Жанр романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» романтическая новелла путевой очерк психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть дневник «светская» повесть записки романтическая новелла социально-психологический философский роман «Герой нашего времени» – это первый русский социально- психологический философский роман.
11 I - «Тамань» II - «Княжна Мери» III – «Бела» IV - «Фаталист» V - «Максим Максимыч» I - «Бела» II - «Максим Максимыч» III - «Тамань» IV - «Княжна Мери» V - «Фаталист» Развитие событий по их хронологии Развитие событий по их хронологии (такую последовательность допускает известный русский литературовед Б. М. Эйхенбаум): Развитие событий по авторскому замыслу:
12 Использование приёма постепенного приближения к герою: Герой в восприятии Максима Максимыча, простого человека, не разбирающегося в тонкостях человеческой натуры, и поэтому не способного понять поступков Печорина. Это первое приближение к герою. Глазами М.М. мы видим только силуэт, схематичные черты героя (в главе «Бэла»)
13 Использование приёма постепенного приближения к герою: Герой глазами странствующего офицера-писателя, человека не лишённого наблюдательности и способного к психологическому анализу, поэтому мы можем разглядеть не только внешность героя, но и угадать некоторые черты его характера (в главе «Максим Максимыч»)
14 Использование приёма постепенного приближения к герою: История жизни Печорина, написанная им самим, открывающая внутренний мир героя его мысли и чувства (в главах «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», входящих в «Журнал Печорина») Такое распределение ролей между рассказчиками не случайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максим Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец последнее слово за самим Печориным – его искренняя и трагическая исповедь.
15 Максим Максимыч (рассказывает о Печорине в повести «Бэла») Путешествующий офицер (автор романа) Печорин Какой рассказчик (краткая характеристика) Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX века: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке, как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречи-вость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит Каким представлен герой Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить «Ведь люди, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности. «…Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление…» Трагическая исповедь героя. «История души человеческой …полезнее истории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Такое распределение ролей между рассказчиками не случайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максим Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец последнее слово за самим Печориным – его искренняя и трагическая исповедь.
16 СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ Печорин Максим Максимыч, Азамат, Казбич, Бэла, контрабандисты «водное общество» Доктор Вернер параллелизм антитеза Ведущим принципом в композиционном построении системы образов в романе является антитеза и параллелизм.
17 Автор проводит своего героя через ряд испытаний. Он испытывает своего героя опасностью, дружбой, любовью. Таким образов автор раскрывает внутреннюю сущность Печорина.
18 Образ Печорина явил собой новый тип литературного героя. Герой времени. Отклики на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: 1. С. Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение». 2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом». 3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени». 4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина». Вопросы: 1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина? 2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?
19 « Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести...» (из романа «Герой нашего времени») Княжна Мери и Грушницкий. Иллюстрация М. А. Врубеля. Чёрная акварель, уголь
20 "Княжна Мери«. Иллюстрация В.А. Полякова ««Мне дурно», - проговорила она слабым голосом. Я быстро наклонился к ней, обнял рукою ее гибкую талию…» (из романа «Герой нашего времени»)
21 Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация М. А. Врубеля. Чёрная акварель «Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва». (из романа «Герой нашего времени»)
22 Казбич и Азамат. Иллюстрация М. А. Врубеля. Чёрная акварель
23 «Он что-то нам закричал по- своему и занес над нею кинжал...» (из романа «Герой нашего времени») Казбич ранит Бэлу. Иллюстрация В. Бехтеева. Тушь. 1936
24 «...сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна». (из романа «Герой нашего времени») Бэла. Иллюстрация В. А. Серова. Чёрная акварель
25 «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...» (из романа «Герой нашего времени») Печорин на диване. Иллюстрация Д. А. Шмаринова. Чёрная акварель, уголь
26 "Коляска была уже далеко...". Иллюстрация Н. Н. Дубовского. Уголь
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.