Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДарья Гринченко
1 Тема 2. Особенности понятийного аппарата социологии. Структура социологического знания ПЛАН 1. Понятийный аппарат социологии. Его роль в концептуализации предметной области. 2.Цели, функции и задачи социологии. 3. Уровни и направления социологического знания. Методы социологии. 4. Многообразие социологических парадигм
2 Исходные и наиболее общие категории социологии Социум, социетальная реальность Социальные отношения, социальные взаимодействия, социальные связи Социальный факт, социальный институт, социальная общность Социальная структура, социальная система Социальная роль, социальный статус социализация Социальное (общественное)
3 Социология, цели ее изучения и уровни социологического анализа Социология – наука об обществе, группах и социальном поведении с акцентом на отношениях людей внутри групп и между ними Социология – наука об обществе, группах и социальном поведении с акцентом на отношениях людей внутри групп и между ними Определить и понять задачи социологии: Перевод личных проблем на уровень общественных, а общественных на личные Определить и понять задачи социологии: Перевод личных проблем на уровень общественных, а общественных на личные Сформировать социологическое мышление: Которое позволяет понять общество с точки зрения его роли в личной жизни с учетом разнообразия личностей Сформировать социологическое мышление: Которое позволяет понять общество с точки зрения его роли в личной жизни с учетом разнообразия личностей Социологическое мышление стремиться ответить на вопросы в контексте 3-х типов проблем Какова структура общества как системы? Каковы элементы общества и их роль в функционировании общества? Какова структура общества как системы? Каковы элементы общества и их роль в функционировании общества? Роль общества в истории человечества? Механизмы развития общества Роль общества в истории человечества? Механизмы развития общества Какие типы людей в данном обществе? Как они формируются? Цели изучения
4 Социология, цели ее изучения и уровни социологического анализа УРОВЕНЬЭЛЕМЕНТЫПРИМЕРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙТиповое взаимодействие, ролевое поведение, межличностные связи Игра в теннис Адвокат-собственник Студенты колледжа ГРУППОВОЙПервичная группа Организация Групповое отношение Компания друзей Больница Труд-управление СОЦИЕТАЛЬНЫЙИнститут Социальный порядок Класс, слой Город, общность Религия Рабство Средний класс Мехико-сити МИРОВОЙ СИСТЕМЫ Международные отношения Многонациональные организации Глобальный институт Мировая взаимозависимость ООН Транснациональная к Корпорация Ислам Производство нефти
5 Функции и задачи социологии функции Теоретико-познавательная критическая управленческая информационная прогностическая общекультурная задачи Формирование научных знаний о социальной реальности Изучение человеческой деятельности по социальному развитию общества Формирование научных знаний о социальной реальности Изучение человеческой деятельности по социальному развитию общества Изучение проблем целенаправленного воздействия на социальный процесс Разработка длительных и краткосрочных прогнозов развития социальных процессов Изучение проблем целенаправленного воздействия на социальный процесс Разработка длительных и краткосрочных прогнозов развития социальных процессов
6 Основные подходы к изучению социальных фактов (классификация Нейла Смелзера) демографическийколлективистическийкультурологический выявляющий взаимоотношения психологический
7 Структура социологии (уровни и направления) Социология изучает общество на 2-х уровнях Макросоциология Исследует крупномасштабные социальные процессы, происходящие в течение длительного времени. Внимание уделяется моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества ( семья, образование, религия) Макросоциология Исследует крупномасштабные социальные процессы, происходящие в течение длительного времени. Внимание уделяется моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества ( семья, образование, религия) Микросоциология Изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. (мотивы, поступки, значения, определяющие взаимодействие между людьми, оказывающие влияние на стабильность общества) Микросоциология Изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. (мотивы, поступки, значения, определяющие взаимодействие между людьми, оказывающие влияние на стабильность общества) Метасоциология (рефлексивная социология)- Анализ развития и содержания самой социологии
8 Фундаментальные, Общесоциологическ ие исследования Теории среднего уровня Первичное обобщение эмпирических данных Фундаментальные, Общесоциологическ ие исследования Теории среднего уровня Первичное обобщение эмпирических данных Изучение Социальных структур Изучение социального развития, процессов интеграции и дезинтеграции в обществе Изучение развития личности Изучение моделей и техники соц. исследований Социальные институты Социальные общности Специализированны е социальные процессы Проведение эмпирических исследований в соц. группах и соц. институтах Социология семьи Социология образования, социология религии, Социология политики, Социология труда Социология малых групп, Социология организаций, Социология толпы Социология конфликтов, Социология урбанизации, Социология коммуникации, Социология миграции
9 Уровни исследования общества
10 Причины формирования фундаментального и прикладного направлений исследований Мостовая И.В. Изучение общества как целостной системы невозможно без опоры на умозрительный метод Изучение общества строго научными методами не позволяет охватить его как целостность, т.к. в поле зрения оказываются лишь малые сообщества, отдельные процессы и явления Изучение общества как целостной системы невозможно без опоры на умозрительный метод Изучение общества строго научными методами не позволяет охватить его как целостность, т.к. в поле зрения оказываются лишь малые сообщества, отдельные процессы и явления Радугин К.Д. Процесс внутренней институционализации науки (под внутренней институционализацией понимается совершенствование организационной структуры науки)
11 Методы социологии Статистический Контент-анализ Анализ биографий Опрос Эксперимент Наблюдение интервью эмпирические Сравнительный, структурно-функциональный Исторический Компаративистский Нормативно-ценностный Психологический диалектический теоретические
12 Конкретно-социологическое исследование Анализ документов (качественный и количественный) Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый) Опрос (интервьюирование и анкетирование) Наблюдение (включённое и невключённое)
13 Опрос Метод сбора первичной вербальной информации Суть: на основании мнений сотен людей судить о мнении тысяч и миллионов Разновидности опроса Анкетирование – письменный заочный опрос Социометрический опрос- измерение степени дружественности в малой группе Экспертный опрос – оценка ситуации специалистами в данной области Интервью – устная беседа, очный опрос
14 Контент-анализ Метод сбора данных и анализа содержания текста «Контент» – содержание, имеет отношение к словам, рисункам, символам и т.д.- тому, что может быть объектом коммуникации Сферы применения Литература История Журналистика Психология Политическая наука Большие объёмы текстов (подшивки газет) с использованием выборки и сложным кодированием Когда проблема исследуется «на расстоянии» (изучение исторических документов, мемуаров) Для обнаружения в тексте таких сообщений, которые трудно увидеть поверхностным взглядом Большие объёмы текстов (подшивки газет) с использованием выборки и сложным кодированием Когда проблема исследуется «на расстоянии» (изучение исторических документов, мемуаров) Для обнаружения в тексте таких сообщений, которые трудно увидеть поверхностным взглядом
15 Социологические вопросы (Э.Гидденс) Фактологические, эмпирические (как происходят события) Вопросы развития Изучение предшествующих форм социального развития, а также основные направления их изменений Теоретические (почему происходят события) Сравнительные Соотносящие социальный контекст одного общества с другим
16 Социологические парадигмы Парадигмы, связанные с конкретными школами и направлениями Парадигма социальных фактов (Э.Дюркгейм) Функционалистская (Р.Мертона, Т.Парсонс) Парадигма понимания (М.Вебер, В.Парето) Парадигма социального поведения (Б.Скинера) Парадигма социально-исторического детерминизма (К.Маркс) Психологическая парадигма (З.Фрейд) Парадигмы по методологическому критерию натуралистическая интерпретирующая оценивающая
17 Социологические парадигмы Социоцентрические ( главное понятие «общество» – оно не сводимо к своим частям, существует и развивается по своим законам, которые изучает социология Человекоцентрированные ( человек – основной ресурс общественного развития)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.