Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарина Корицкая
1 Толстикова О.В., доцент кафедры педагогики и психологии
2 Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, с.
3 Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л. С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности.
4 В начале 30- х годов XX в. Л. С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности ( А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
5 Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный способ ( тип ) обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному способу ( типу ). Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
6 Ребенок - субъект своего развития В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности : целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности. В деятельности целеполагания воспитываются : свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность. При планировании : самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность. На этапе реализации целей : трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность. На этапе анализа формируются : отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.
7 В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности. Современный этап педагогической практики это переход от информационно - объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.
8 Развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности. Л. С. Выготский писал : « Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний а на завтрашний день детского развития ». Он выделял два уровня в развития ребенка : 1) сферу ( уровень ) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно ; 2) зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых. Зона ближайшего развития - большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет дела в сотрудничестве. Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития - областью неведомой, но потенциально доступной для познания.
9 Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства педагога. включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы ; проблематизация содержания ; вариативность процесса обучения, индивидуальный подход ; работа над развитием всех ( сильных и слабых ) детей.
10 Цель – создание условий для проявления познавательной активности ребенка. Эта цель достигается следующими путями : Создание педагогом проблемной ситуации ; Использование разнообразных форм и методов организации совместной деятельности ; Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми ; Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности ; Стимулирование детей к высказываниям, использованию различных материалов, способов выполнения заданий ; Использование в ходе совместной деятельности дидактического материала, позволяющего ребенку выбирать наиболее значимые для него вид и форму деятельности ; Оценивание не только конечного результата ( правильно - неправильно ), но процесса деятельности ребенка ; Поощрение стремления ребенка находить свой способ решения задачи.
11 общая мотивация; общая цель; единое пространство взаимодействия участников; разделение единого процесса на связанные действия; взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости); последовательность действий в соответствии с целью; необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность); наличие единого результата.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.