Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлиса Усова
1 Семинар для педагогов 29 сентября 2015 «Проектирование урока с позиции развития универсальных учебных действий обучающихся»
2 Педагогическое проектирование: этапы, типы, средства. Методические основы проектирования урока с позиции развития универсальных учебных действий обучающихся
3 «Проектирование» (от латин. «projectus») – «брошенный вперед». Проектирование в широком смысле означает процесс создания посредством специфических методов прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса. Иначе говоря, проектирование представляет собой концептуальный замысел и практическое воплощение того, что должно быть. Проект рассматривается как план, замысел чего-либо, что произойдет в будущем. Признаки проектирования: первый признак указывает на отнесение данного понятия к будущему, близкому или далекому. второй признак показывает, в какой степени это будущее желательно либо нежелательно. третий признак фиксирует мысль о том, что будущее просматривается в идеальном плане. На основе этих трех признаков Н.Г.Алексеев определяет проектирование как процесс промасливания того, чего еще нет, но должно (не должно) быть.
4 Основными слагаемыми проектировочного процесса являются следующие: зарождение замысла, разработка проекта, реализация замысла. В качестве этапов проектирования выделятся также моделирование, собственно проектирование и конструирование. Моделирование направлено на разработку общей идеи создания объекта, его целевого идеала. Собственно проектирование это дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до состояния, возможного для практического использования. Конструирование предполагает доводку созданного проекта, приближающую созданный проект к реализации в конкретных социокультурных условиях.
5 В настоящее время можно говорить о нескольких типах педагогического проектирования (В.И. Слободчиков, 1995): 1. Психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека как подлинного субъекта собственной жизни и деятельности. В частности, обучения как освоения общих способов деятельности; формирования как освоения совершенных форм культуры; воспитания как освоения норм общежития в разных видах общности людей. 2. Социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов, традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России. 3. Собственно педагогическое проектирование как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
6 Средства педагогического проектирования: 1. Педагогическая техника (нулевой уровень педагогического проектирования) Дискретную совокупность средств педагогического проектирования мы называем педагогической техникой. Она включает различные методы и приемы, не выстроенные в логические цепочки, а существующие независимо друг от друга. Педагогические техники являются средством решения частных педагогических задач. Традиционно под педагогической техникой понимается комплекс умений учителя, способствующих его оптимальному и творческому поведению и эффективному взаимодействию с детьми в любых педагогических ситуациях: - умения педагогического общения, - техника и культура речи, - экспрессивность чувств и отношений, - умение управлять своими психическими состояниями.
7 2. Педагогическая технология (готовый образец педагогического проектирования) Средства педагогического проектирования, сложенные в определенную систему, можно в самом общем виде назвать педагогической технологией. Термин технология происходит от двух греческих слов: «техно», что означает ремесло, искусство и «логос» - разум, порядок. Существует множество определений технологии. Наиболее содержательное из них – «отработанная профессионалами соответствующего профиля система средств гарантированного достижения поставленных целей, т.е. того или иного образа желаемого будущего...» 3. К его высшему уровню относится технологическое проектирование как технология разработки педагогической технологии, являющаяся своеобразным проектированием проектирования. Технологическое проектирование является следствием дальнейшего углубления рефлексии педагогического проектирования и построением технологии на основе некоторой общей концептуальной модели.
8 Психотехническое проектирование Психотехническое проектирование когнитивного развития рассматривается как вид деятельности педагога-психолога, направленный на развитие познавательной сферы учащихся. Под психотехникой когнитивного развития понимается система знаний об операционно-техническом составе интеллектуальной деятельности человека. Психотехнический подход реализуется, осуществляя систематизированное описание приемов и техник, для использования учителем на уроке с целью формирования у школьников логических основ интеллектуальный компетентности. На сегодняшний день одной из наиболее разработанных теорий и методик психотехнического проектирования когнитивного развития является теория П.Я.Гальперина. Также есть опыт широкого использования методологии учебных задач Д.Толлингеровой в рамках как педагогического, так и психотехнического проектирования.
9 Средства психотехнического проектирования Неотъемлемыми атрибутами и средствами психотехнического проектирования должны быть программа развития и таксономия развивающих целей. Они могут служить критериями для оценки степени разработанности данной развивающей технологии, ее эффективности и «профпригодности».
10 Ожидаемые результаты в реализации ФГОС с использованием таксономии учебных задач Д. Толлингеровой
11 11 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
12 Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
13 метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
14 предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
15 Телефон Начальник отдела Сечкина Ольга Константиновна Методист Злобина Елизавета
16 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.