Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕвгения Фустова
1 Взаимоотношения государства и Русской православной церкви в XVIII ст.: от институционального конфликта к сотрудничеству Взаимоотношения государства и Русской православной церкви в XVIII ст.: от институционального конфликта к сотрудничеству Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Роль Русской Православной Церкви в становлении и развитии российской государственности» (Ярославль, 20 ноября 2014 г.) Орлов Игорь Борисович, доктор исторических наук, профессор, заместитель руководителя департамента политической науки факультета социальных наук Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики (Москва)
2 «Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, или с природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен» (Петр I)
3 «Уважать веру, но никак не давать ей влиять на государственные дела» (Екатерина II)
4 Принципы Синодального управления Отход от идеи симфонии власти и церкви. Принцип государственной пользы (утилитарность): Церковь – одна из подпорок государственного аппарата, финансовый ресурс обеспечения военных действий и институт выполнения повинности общественной благотворительности. Протестантская доктрина о главенстве монарха над Церковью: государи – это «епископы епископов» для своих подданных (Феофан Прокопович ) – выговор Сената местоблюстителю патриаршего престола Стефану Яворскому за казнь еретика Фомы Иванова. Принцип абсолютизма: Духовная коллегия не опасна для абсолютной власти. Идея общественного договора.
5 Коллегиальная модель управления Церковью Переход от местоблюстительства к «коллективному патриарху»: манифест Петра I от 25 января 1721 г. об установлении «Духовной коллегии, то есть Духовного соборного правительства»: - утверждение Сенатом штатов новой коллегии: президент из митрополитов, два вице-президента из архиепископов, четыре советника из архимандритов, четыре асессора из протопопов и один из «греческих черных священников»; - предложение персонального состава коллегии во главе с президентом - митрополитом Стефаном и вице-президентами - архиепископами Феодосием Новгородским и Феофаном Псковским; - составление текста противоконанической присяги для членов коллегии, признающей царя «крайним судией» коллегии; - наличие фискалов.
6 Синодальная модель управления Церковью равенство Сенату: -14 февраля 1721 г. – Святейший Правительствующий Синод; -упразднение Монастырского приказа; г. – должность обер-прокурора («из офицеров добрый человек»), которому надлежало быть в Синоде «оком государя и стряпчим по делам государственным»; -Синод получил права высшей законодательной, судебной и административной власти в Церкви, но лишь с согласия государя (все постановления Синода выходили под штемпелем «По указу его Императорского величества»); -Синод имел право составления законопроектов по вопросам церковного управления и даже в отсутствии царя мог издавать законы и публиковать их, но только по согласию с Сенатом. Упразднение в 1722 г. после смерти Стефана должности президента и перемещение власти к обер-прокурору; Синод не имел постоянных членов: временные члены приглашались на определенные сроки императором. Императорская власть не брала на себя обязательств назначать на высшие церковные посты лиц, которых предлагал Синод г. – учреждение Камер-конторы для управления сборами с монастырских вотчин и производства расходов, в состав которой были включены светские лица.
7 Реформа Синода 1726 г. и ее последствия -Синод вместо Правительствующего стал называться Духовным; -Он был разделен на два апартамента: первый из 6-ти равных между собой архиереев для управления духовными делами церкви, а второй из 6-ти светских чиновников для управления церковными вотчинами. Подчинение Синода «верховинкам», а в гг. – «кабинету министров». Передача при Анне Иоанновне Второго апартамента, переименованного в Коллегию экономии, в ведение Сената. Восстановление при Елизавете Петровне равенства Синода Сенату, но отказ в восстановлении патриаршества г. - передача Коллегии экономии Сенату в связи с указом Петра III о секуляризации церковных земель г. - изъятие из ведения Синода дел о нарушении благочиния, о богохульстве, колдовстве и суевериях (обер-прокурор П.П. Чебышев).
8 Духовная миссия Русской Православной Церкви в XVIII ст. сеть духовных школ; ненасильственное христианское просвещение: - крещенных крепостных отписывали от их некрещеных помещиков; -с 1720 г. всем новообращенным представлялась трехлетняя льгота от податей и рекрутства; - меры по христианизации Восточной Сибири и Дальнего Востока. указ 1754 г. о представлении на должности архиереев и архимандритов не одних малороссиян, но и из природных великороссов; отказ Синода в 1767 г. рассматривать проект реформирования церковной жизни обер-прокурора И.И. Мелиссино
9 Митрополит Арсений ( ) – митрополит Ростовский и Ярославский, священномученик (2000 г.) Попытка перестроить модель взаимоотношения власти и Церкви: -отказ принести клятву лютеранке Анне Леопольдовне; -отказ от присяги Елизавете по установленной при Петре I форме; -протест против секуляризации церковных земель
10 Формула «Император – глава Русской Православной Церкви» при Павле I - возврат к допетровской модели власти, освященной Церковью: -освобождение духовных лиц от телесного наказания; -увеличение штатных окладов духовенству; -меры по обеспечению вдов и сирот духовного звания; -повышение ассигнований на духовные школы; -награждение духовных лиц светскими орденами (?)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.