Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВера Шварц
1 Тема 7. Система правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Учебные вопросы: 1. Правовое обеспечение безопасности государства в советское время. 2. Генезис развития правового обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации. 3. Международные документы обеспечения безопасности мира.
2 2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В СССР До 1982 г. употребление термина «государственная безопасность» 1982 г. введение в оборот термина «безопасность общества» 1990 г. переход от концепции «баланса сил» к концепции «баланса интересов» 1985 г. «Новое политическое мышление» - введение в оборот терминов «безопасность личности, «национальный интерес», «угроза безопасности» С 1990 г. начало формирования механизмов обеспечения коллективной, межгосударственной безопасности 1991 г.попытка проработки концепции глобальной безопасности
3 КОНСТИТУЦИЯ СССР 3 Преамбула. Главные задачи социалистического общенародного государства: … обеспечение безопасности страны …. Статья 28. СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество. Статья 32. Государство обеспечивает безопасность и обороноспособность страны, оснащает Вооруженные Силы СССР всем необходимым. Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР. Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; Статья 73. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат: 8) вопросы мира и войны, защита суверенитета, охрана государственных границ и территории СССР, организация обороны, руководство Вооруженными Силами СССР; 9) обеспечение государственной безопасности; Статья 131. В пределах своих полномочий Совет Министров СССР: 3) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан; 4) принимает меры по обеспечению государственной безопасности;
4 4 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ гг. попытка разработать концепцию безопасности; введение в оборот термина «информационная безопасность»; группирование угроз безопасности по сферам жизнедеятельности; внесение изменения в Конституцию СССР (Совет безопасности) 1992 г. Вторая попытка разработки концепции безопасности; принятие Закона РФ «О безопасности»; введение категорий «безопасность», «жизненно важные интересы», «объект безопасности», «система безопасности» 1993 – 1997 гг. окончательная смена парадигмы безопасности (личность, общество, государство); выдвижение социальной безопасности на первый план; выход Основных положений концепции безопасности; принятие Конституции РФ; третья попытка разработки концепции безопасности; широкое привлечение к сфере безопасности внимания общественности; выход Концепции национальной безопасности РФ 1997 г. – по н.в. редакция Концепции национальной безопасности РФ; разработка, переработка, уточнение доктрин, концепций по видам безопасности; выход Стратегии национальной безопасности РФ на период до 2020 г.; выход Федерального закона РФ «О безопасности»
5 Исполнительная деятельность государственных органов Нормотворческая деятельность Правоприменительная деятельность Уполномоченных органов Федеральные законы РФ Нормы кодифицированных документов Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ Ведомственные нормативно-правовые акты Конституция Российской Федерации СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
6 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ 6 Конституция Российской Федерации (1993) (извлечение - Статья 83) Федеральный закон "О безопасности« (2010) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009)
7 ВОЕННАЯ И ОБОРОНОПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 7 Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" О государственном оборонном заказе О Фонде перспективных исследований Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года Военная доктрина Российской Федерации (2014)
8 МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 8 Концепция внешней политики Российской Федерации (2013) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации"
9 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 9 Экологическая доктрина Российской Федерации Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года Климатическая доктрина Российской Федерации Энергетическая стратегия России на период до 2030 года Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 10 Основные положения региональной политики в Российской Федерации Основы пограничной политики Российской Федерации Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (2013) Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года
11 АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 11 Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
12 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 12 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации Основные направления научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года Концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации
13 ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Принципы международного права - это руководящие правила поведения государств, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Основные из них зафиксированы в Уставе ООН. Они являются обязательствами высшего порядка и не могут быть отменены государствами не индивидуально, не по взаимному соотношению ФУНКЦИИ ПРИНЦИПОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками Закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и, таким образом, способствуют их развитию невмешательства во внутренние дела неприменения силы или угрозы силой нерушимости границ территориальной целостности государств добросовестного выполнения международных обязательств сотрудничества между государствами равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой суверенного равенства уважения прав человека и его основных свобод мирного урегулирования споров 13 Контроль исполнения принципа государствами осуществляет ООН
14 ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ ИЛИ УГРОЗЫ СИЛОЙ «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединённых наций» (пункт 4 ст. 2 Устава ООН) полный или частичный прорыв экономических отношений СЛУЧАИ ЗАКОННОГО ПРИМЕНЕНИЯ НЕВООРУЖЁННОЙ СИЛЫ (ст. 41, 50 Устава ООН) разрыв дипломатических отношений прекращение железнодорожных, воздушных, телеграфных, радио и др. средств сообщения в целях самообороны СЛУЧАИ ЗАКОННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВООРУЖЁННОЙ СИЛЫ (ст. 39,42,51 Устава ООН) по решению Совета безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совета безопасности ООН НОРМАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА запрещение оккупации территории другого государства в нарушении норм международного права запрещение актов репрессий связано с применением силы предоставление государством своей территории другому государству, которое использует её для совершения агрессии против третьего государства организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве организация или поощрение организации вооружённых банд иррегулярных сил, в частности наёмников для вторжения на территорию другого государства 14
15 ПРИНЦИП НЕРУШИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ «Государства – участники рассматривают как нерушимые все границы с друг другом, как и границы всех государств в Европе, и потому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». (Заключительный акт СБСЕ в Европе в 1975 г.) ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНЦИПА: Отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом Отказ от каких либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем Нерушимость границ - действует только в отношении государств, участников Заключительного акта СБСЕ (т.е. страны Западной Европы, США и Канады) Неприкосновенность границ – является принципом общего международного права и действует на континентах, независимо от того, существует или нет специальное соглашение по этому вопросу ДЕЙСТВИЕ ПРИНЦИПА В ПРОСТРАНСТВЕ 15
16 ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ «Государства – участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств – участников». В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозы силой. (Заключительный акт СБСЕ в Европе в 1975 г.) ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНЦИПА Государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение единства и территориальной целостности любого государства Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения сил в нарушении положений Устава Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате утраты силы или её применения Не должны признаваться законными какие- либо территориальные приобретения, явившиеся результатом утраты силы или её применения Уважать территориальную целостность друг друга ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВ ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВ: Воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН 16
17 ПРИНЦИП МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ «Все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, и справедливость» (п.3 ст.2 Устава ООН) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИНЦИПА ГОСУДАРСТВА ОБЯЗАНЫ: Прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве Продолжить искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования споров в тех случаях, когда спор не удается разрешить Воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержания международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным 17 «ЗАТЕВАЮЩИЕ ВОЙНУ САМИ ПОПАДАЮТ В СВОИ СЕТИ» (Иоанн Дамаскин, византийский богослов, философ)
18 18 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ Международное право определяет: стандарты в области прав человека; меры по обеспечению безопасности государств, проведение операций по поддержанию или восстановлению мира, порядок использования коллективных (миротворческих) сил; порядок военно-морской, военно-воздушной, военно-космической деятельности; правовой режим (статус) войск, находящихся на территории иностранных государств; условия, пределы использования оружия и боевой техники, находящихся на вооружении армии и флота; порядок осуществления мер доверия и международного контроля в военной области; меры по предотвращению загрязнения окружающей среды; порядок, процедуру заключения международных договоров о военном сотрудничестве; критерии для правовой оценки действий национальных войск (сил флота) и вооруженных сил иностранных государств в нетипичных ситуациях.
19 19 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1993) Статья 13. П. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Статья 37. П. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, …. Статья 55. П. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 56. П. 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся: м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
20 20 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1993) Статья 72. П. 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; Статья 74. П. 2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Статья 82. П. 1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".
21 21 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1993) Статья 83. Президент Российской Федерации: ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; Статья 98. П. 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Статья 114. П. 1. Правительство Российской Федерации: д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.
22 22 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О БЕЗОПАСНОСТИ» (2010) В ЗАКОНЕ: Уточняются принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности. Закрепляются основные цели международного сотрудничества в данной области. Расширяются функции Президента РФ в соответствующей сфере. Пересмотрены задачи и основные функции Совета безопасности. Наиболее важной частью новой редакции являются основные принципы обеспечения безопасности, которые регламентирует документ. Закон провозглашает «приоритет предупредительных мер». Новая редакция Закона более подробно прописывает полномочия главы государства, парламента, правительства, федеральных органов исполнительной власти, функции органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области безопасности.
23 23 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О БЕЗОПАСНОСТИ» (2010) Структура: Глава 1. Общие положения Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности Статья 9. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности Статья 12. Функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности Глава 3. Статус Совета Безопасности Глава 4. Заключительные положения
24 24 СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. Стратегия - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
25 25 СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов. Стратегия определяет следующие национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу: развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики; обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; превращение России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
26 26 СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации. Стратегия определяет следующие ключевые сферы обеспечения национальной безопасности: национальная оборона; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование.
27 27 СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственная политика России в области национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера. Существенным отличием настоящей стратегии от предыдущих Концепций национальной безопасности является установление количественных критериев (характеристик), позволяющих оценивать состояние национальной безопасности (раздел 6). Стратегия состоит из следующих основных разделов: Общие положения. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты. Обеспечение национальной безопасности. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии. Основные характеристики состояния национальной безопасности.
28 28 СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Основные характеристики состояния национальной безопасности, предназначенные для оценки состояния национальной безопасности: уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); уровень роста потребительских цен; уровень государственного внешнего и внутреннего долга и процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; уровень обеспеченности военными и инженерно- техническими кадрами.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.