Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕвгения Хилчевская
1 Щербанева М.К.
2 Активными методами обучения и воспитания являются те, которые позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».
3 Активные методы обучения включают в себя любые способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо, которые отвечают следующим требованиям: Приоритет характеристик, запросов, особенностей обучающихся в разработке и организации процесса обучения. Сотрудничество обучающихся и преподавателей в планировании и реализации всех этапов процесса обучения. Активное, творческое, инициативное участие школьников в процессе получения необходимого им результата обучения. Максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности. Развитие приемов эффективного обучения наряду со специфическими изучаемыми навыками. Отсюда и специфика активных методов обучения, отличающая их от методов традиционного обучения: Обеспечение «вынужденной» активизации деятельности обучаемого, даже вне зависимости от его субъективного желания участвовать в процессе обучения; Обеспечение повышенной степени мотивации и эмоциональности; Обеспечение прямых и обратных связей при взаимодействии обучаемого с преподавателем.
4 Особенности активного обучения и алгоритм организации такого обучения требуют от преподавателей и учащихся, очевидно, гораздо более высокого уровня профессиональной подготовки, чем объяснительное обучение.
5 Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре до 90%.
6 В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения: практический эксперимент; метод проектов форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость; групповые обсуждения групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек); мозговой штурм специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника; деловые игры метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
7 игры метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух "игроков", каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью; баскет-метод метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале; тренинги обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания й навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам; обучение с использованием, компьютерных, обучающих программ; анализ практических ситуаций метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий;
8 Классификация методов активного обучения Дидактические цели занятия Метод активного обучения Обобщение ранее изученного материала Групповая дискуссия, мозговой штурм Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала Мозговой штурм, деловая игра Развитие способности к самообучению Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций Повышение учебной мотивации Деловая игра, ролевая игра Отработка изучаемого материала Тренинги Применение знаний, умений и навыков Баскет-метод Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала Групповая дискуссия Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций Обучение навыкам межличностного общения Ролевая игра Эффективное создание реального объекта, творческого продукта Метод проектов Развитие навыков работы в группе Метод проектов Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции Баскет-метод Развитие навыков принятия решений Анализ практических ситуаций, баскет-метод Развитие навыков активного слушания Групповая дискуссия
9 Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации. Если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью. Активные методы обучения следует применять также для активизации познавательной активности учащихся; развития способности к самостоятельному обучению; выработки навыков работы в коллективе; корректировки самооценки учащихся; формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).
10 ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ Наибольший интерес из всех известных классификаций вызывает исследовательский метод обучения. Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации. К исследовательскому методу обучения относится и метод проектов. Рассмотрим его более подробно.
11 Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.