Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалерия Корецкая
1 Интерактивный плакат "Тропы в поэтической речи"
2 ЭПИТЕТ ОКСЮМОРОН СРАВНЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ МЕТОНИМИЯ СИНЕКДОХА МЕТАФОРА ГИПЕРБОЛАЛИТОТА ЭПИТЕТ образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. Как художественную деталь эпитет нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные «белый снег» или «мягкий снег» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются эпитетом, потому что они дают дополнительную, художественную характеристику. ОКСЮМОРОН стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление, например «сухое вино», «честный вор» СРАВНЕНИЕ образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. 1)посредством слов как, точно, будто, словно и т.д 2)при посредстве творительного падежа 3)при помощи родительного падежа 4)выражающее превосходную степень состояния МЕТАФОРА в основе лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Если метафорическое выражение как образное подобие какого-то сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения, то такая М. называется развернутой метафорой. ГИПЕРБОЛА стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления. ЛИТОТА стилистическая фигура, определение какого- либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. Таковы, например, бытовые Л.: «он неглупый», вместо «он умный» СИНЕКДОХА один из тропов, стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии; упоминаются отношения количества: большее вместо меньшего или, наоборот, меньшее вместо большего. 1)Называется целое вместо части 2) Упоминается часть вместо целого 3) Употребляется определенное большое число, вместо неопределенного множества 4) Называется единственное число вместо множественного МЕТОНИМИЯ замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. 1)Упоминание имени автора, вместо его произведений 2) Упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор 3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета 4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ или прозопопея́я стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью ТРОПЫ ИРОНИЯ ПЕРИФРАЗ СИМФОРА АЛЛЕГОРИЯ ИРОНИЯ тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью; этот стилистический прием называется также антифразис СИМФОРА высшая форма метафорического выражения, в котором опущено посредствующее звено сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чистое художественное представление, совпадающее с понятием о предмете ПЕРИФРАЗ стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета. П. строится на принципе развернутой метонимии АЛЛЕГОРИЯ иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа: весы правосудие
3 СИМФОРА В воде опрокинулся лес. Над озером лебедь в тростник протянул, В воде опрокинулся лес. (А. Фет) Вся в булавках сизая Волга. Этот дождь зарядил надолго, Вся в булавках сизая Волга. (Л. Озеров). Плоды среди корзин смеются. С курильниц благовонья льются. Плоды среди корзин смеются. (Г. Державин) И палое небо с дорог не подобрано. За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. (Б. Пастернак, «После дождя»)
4 ИРОНИЯ Надо мной певала матушка, Колыбель мою качающие: Будешь счастлив, Калистратушка Будешь жить ты припеваючи «Будешь счастлив, Калистратушка! Будешь жить ты припеваючи!» И сбылось, по воле божией, Предсказанье моей матушки: Нет богаче, нет пригожее, Нет нарядней Калистратушки! В ключевой воде купаются, Пятерней чешу волосыньки, Урожаю дожидаются С непостоянной полосыньки! А хозяйка занимается На нагих детишек стиркою, Пуще мужа наряжается Носит лапти с подковыркою. Н. Некрасов "Калистрат"
5 ЭПИТЕТ Бледнеющим румянцем И там, когда вечерняя заря Бледнеющим румянцем одевает пустынная рябая блещет чешуя Серебряным отливом на поле роковом Вершины гор, пустынная змея Из-под камней, резвятся, выползает; На ней рябая блещет чешуя Серебряным отливом, как блистает Разбитый меч, оставленный бойцом В густой траве на поле роковом. (М. Лермонтов)
6 ОКСЮМОРОН труп живой И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой. (А. Пушкин) пышное природы увяданье Люблю я пышное природы увяданье. (А Пушкин)
7 СРАВНЕНИЕ как грозный часовой Анчар, как грозный часовой, Стоит, один во всей вселенной. (А. Пушкин) тихою вдовой (Т.п.) И осень тихою вдовой (Т.п.) Вступает в пестрый терем свой. (И. Бунин) Колокол луны (Р.п.) Колокол луны (Р.п.) скатился ниже. (С. Есенин) черт знает как А когда ночью светит месяц, Когда светит... черт знает как? Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак. (С. Есенин)
8 МЕТАФОРА Улыбкой ясною Сквозь сон встречает утро года Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года (А. Пушкин) за данью полевой из кельи восковой Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. (А. Пушкин)
9 ГИПЕРБОЛА Сидит лодырь у ворот, Широко разинув рот, И никто не разберет, Где ворота, а где рот. (частушка)
10 ЛИТОТА я не плохо О, я не плохо в этом мире жил! (Н. Заболоцкий) а сам с ноготок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н. Некрасов)
11 СИНЕКДОХА вся земля все костры Не надо приурочивать к тому, Что вся земля от холода гудела, Что все костры замглился в дыму, Когда его охладевало тело. (Н. Асеев) Варшава (т. е. Польша) Скажите: скоро ль нам Варшава (т. е. Польша) Предпишет гордый свой закон? (А. Пушкин) Сто раз Ослы! Сто раз вам повторять? Прислать его, позвать, сказать, что дома... (А. Грибоедов) ликовал француз И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. (М. Лермонтов)
12 МЕТОНИМИЯ Апулея (вместо книгу Апулея «Золотой осел») Читал охотно Апулея (вместо книгу Апулея «Золотой осел») А Цицерона не читал. (А. Пушкин) Серые шлемы с красной звездой Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: стой! (В. Маяковский) архангельский мужик (т. е. Ломоносов) Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик (т. е. Ломоносов) По своей и божьей воле Стал разумен и велик. (Н. Некрасов) Шипенье пенистых бокалов (вместо «пенящегося вина в бокалах»). (А. Пушкин)
13 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что, наконец, свалился. (А. Фет)
14 ПЕРИФРАЗ Ты знаешь край, где все обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет, В вишневых рощах тонут хутора... (А. К. Толстой)
15 АЛЛЕГОРИЯ золотых ноженклинок Покрытый ржавчиной презренья Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножен не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? (М. Лермонтов)
16 Используемые материалы htm htm htm поэтический словарь Квятковского А.П. ru/templates/TC aspx?CategoryID=CT &av=ZPP ru/templates/TC aspx?CategoryID=CT &av=ZPP00 0http://office.microsoft.com/ru- ru/templates/TC aspx?CategoryID=CT &av=ZPP ru/templates/TC aspx?CategoryID=CT &av=ZPP00 0 фон слайдов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.