Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМаргарита Таптыкова
1 Современный урок. Требования к современному уроку по ФГОС. Учитель математики Бодарева С. А.
2 УРОК – это форма технологической организации учебной деятельности учащихся по достижению целей образования как результат работы ученика
3 Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
4 Система дидактических принципов образования деятельности непрерывности целостности минимакса психологической комфортности вариативности творчества
5 Технология деятельностного метода 1 2 И К П Самоопределение к деятельности 2. Актуализация знаний и затруднение в деятельности 3. Постановка учебной задачи 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Первичное закрепление во внешней речи 6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 7. Включение в систему знаний и повторение 8. Рефлексия учебной деятельности (итог).
6 Типология урока Уроки «открытия» нового знания; Уроки рефлексии; Уроки общеметодологической направленности; Уроки развивающего контроля.
7 Системообразующие цели уроков каждого типа 1. Урок «открытия»нового знания. Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
8 Структура урока Структура урока формирования и совершенствования знаний: 1)Организационный этап. 2)Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. 3)Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 4)Актуализация знаний. 5)Введение новых знаний. 6)Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7)Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8)Обобщение и систематизация знаний. 9)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 10)Определение и разъяснение домашнего задания. Структура урока «открытия» нового знания, 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
9 Содержание основных этапов урока 1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
10 I.Самоопределение к деятельности (1-2 минуты) Цель: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «НАДО» + «ХОЧУ» + «МОГУ»
11 Содержание основных этапов урока 2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
12 II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 минут) Цель: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий АКТУАЛИЗАЦИЯ + ЗАТРУДНЕНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13 Актуализация знаний Актуализация знаний 15 – 7 = 14 – 7 = 17 – 9 = 16 – 8 = 11 – 4 = 15 – 8 = *9 – 64 = 7* - 54 = *5 – 44 = 3* - 34 = *1 – 24 = 69 – 64 = 5 74 – 54 = – 44 = – 34 = 2 41 – 24 = ? Организация затруднения Организация затруднения
14 Содержание основных этапов урока 3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения (постановка учебной задачи) является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
15 III. Постановка учебной задачи (2-3 минуты) Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока ГДЕ И ПОЧЕМУ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЦЕЛЬ УРОКА. ТЕМА УРОКА.
16 Содержание основных этапов урока 4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить; выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего? - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
17 IV. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 минут) Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению КАК?
18 41 –
19 Содержание основных этапов урока 5. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
20 V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 минут) Цель: Усвоение нового способа действий КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
21 Содержание основных этапов урока 6. Основной цепью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действии и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. Для этого необходимо: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
22 VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут) Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ! Я ОШИБСЯ, НО НАШЕЛ ПРИЧИНУ И ИСПРАВИЛ ОШИБКУ
23 Содержание основных этапов урока 7. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого нужно: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания; организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка; при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
24 VII. Включение в систему знаний и повторение (4-5 минут) Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного ДОВЕДЕНИЕ ДО УРОВНЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО НАВЫКА РАНЕЕ СФОРМИРОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
25 Содержание основных этапов урока 8. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)
26 VIII. Рефлексия деятельности (2-3 минуты) Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ? КАКИМ СПОСОБОМ? ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ? КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ (КЛАССА, МОИ)? ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЕ?
27 Уроки рефлексии имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
28 Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно- коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
29 Уроки общеметодологической направленности призваны: во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода. Уроки общеметодологической направленности проводятся также в начале и в конце изучения определенных разделов, глав курса. Например, при изучении математики в 5 классе в начале раздела «Обыкновенные дроби», исходя из содержания данного понятия, целесообразно построить теоретически обоснованный план изучения его свойств и последующего применения для решения практических задач. А в завершение - организовать систематизацию и обобщение изученных способов действий с теоретическим обоснованием построенной системы и выявлением границ ее применимости.
30 Требования к современному уроку 1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной 2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. 3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». 4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
31 Деятельностный урок УДИВЛЕНИЕ ИНТЕРЕС МОТИВ ЦЕЛЬ (собственная учебная задача) 1. САМ ставит цель 3. САМ оценивает результат и корректирует действия. 2. САМ проектирует средства 4. МОТИВАЦИЯ 5. Измеримые цели как результат ученика.
32 Учитель на современном уроке: учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы; учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; организует учебное сотрудничество детей, совместно - распределенную деятельность при решении учебных задач; создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
33 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ 1. Удивляйся сам, удивляй других. 2. Развивайся сам и развивай других. 3. Не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед. 4. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.