Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДанила Телятевский
1 Тема 8 ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Учебные вопросы: 1. Сущность и содержание политической безопасности. 2. Механизм обеспечения политической безопасности государства. 3. Угрозы в политической сфере безопасности Российской Федерации и их парирование. 4. Терроризм как угроза политической безопасности государства.
2 Политика Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом Наука в той мере, в какой политика слита со знаниями, идеями и опирается на них Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти Субъекты и объекты политических взаимодействий (личности, группы, классы, государство, массы) Установки, интересы различных социальных групп и политических институтов Практическая деятельность людей по реализации желаемых моделей будущего, программ и курсов Регулирование и согласование социальных интересов субъектов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов Управление политической сферой общества (политика как искусство возможного) Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (группы давления, партии, граждане) 2
3 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ неприкосновенность национального суверенитета динамическое равновесие политической системы 3 Политическая безопасность – защищенность политической системы общества от внешних и внутренних угроз прочность государственного и конституционного строя страны эффективное формирование и функционирование политической системы, а также всех институтов государства в интересах большинства граждан недопустимость давления извне и грубого вмешательства в дела государства со стороны внешних сил система определенных мер, органов и функций государства и общества по защите политических интересов государства, граждан и в целом народа «Безопасность - это категория неизмеримо более высокая, чем величие» (Ришелье, кардинал Франции)
4 СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 4 в определении возможностей общества противостоять негативным воздействиям на политическую систему с точки зрения политики в выяснении сущности власти и нацеленности ее на решение жизненно важных вопросов в объективном анализе функциональных действий основных политических институтов, связанных с обеспечением устойчивого развития общества в изучении способов деятельности различных субъектов политики с учетом уровня политического сознания и типа политического поведения масс «Только те средства по обеспечению безопасности хороши, надежны и долговечны, которые зависят от вас самих и от вашей собственной энергии» (Николло Макиавелли)
5 МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Механизм обеспечения политической безопасности - целенаправленное политическое воздействие органов государственной власти и управления на политические процессы, отношения, факторы и условия для реализации жизненно важных интересов социальных групп в общей системе национальной безопасности и формирования на этой основе способности общества, государства и личности развиваться и процветать в условиях воздействия угроз и опасностей 5 объекты взгляды, принципы, концепции (доктрины) субъекты средства, методы и способы критерии оценки состояния политической безопасности и эффективности ее механизма система соответствующих законов (правовая основа) ЭЛЕМЕНТЫ Процессы самоорганизации общества единая и непротиворечивая система ценностей, целей и интересов общества
6 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ особенности происходящих политических процессов в обществе место и роль государства в системе общественных отношений политическая обстановка вокруг государства, характер отношений с другими государствами исторические этапы и ритмы развития, принципы самоорганизации, а также традиции в построении системы безопасности, защите национальных интересов и ценностей общества степень политической культуры общества ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ эффективное функционирование государственных механизмов власти обеспечивает необходимую степень устойчивости, как политической сферы, так и всей общественной системы государственные органы власти осуществляют руководство и направляют деятельность специальных организаций и учреждений, которые занимаются локализацией и нейтрализацией возникающих угроз для общества через властные структуры осуществляется регулирование политических процессов в обществе 6
7 ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Особенность геополитического положения страны Характер исторического становления, развития и нынешнего состояния российского общества Постоянная борьба с суровыми условиями жизни, необходимостью освоения огромных пространств Внутренняя духовная свобода и способность русского народа к самопожертвованию во имя благородных, справедливых целей Своеобразие традиций, обычаев и духовной культуры, а также самосознания российского народа Отсутствие естественных оградительных рубежей и непрерывными угрозами и нашествиями со стороны воинствующих соседей 7
8 8 Стратегическими целями обеспечения политической безопасности Российской Федерации являются: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. При обеспечении национальной безопасности в политической сфере на долгосрочную перспективу Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.
9 ЗАДАЧИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ совершенствование политического устройства самого общества; усиление единства трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) адекватная реакция всех ветвей власти от центра до субъектов Федерации на местах на все вызовы должна носить системный и упреждающий характер, ибо бездействие власти влечет за собой эйфорию вседозволенности и ложного всесилия создание сбалансированной власти по вертикали от центра до субъектов власти на местах и обеспечение их эффективного функционирования 9 формирование государственной политики, реально защищающей общество в целом и его граждан, усиление роли граждан в этом процессе «За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие расплачиваться» (Уинстон Черчилль) совершенствование политического устройства самого общества; усиление единства трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной)
10 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе 10 создание благоприятных внешних условий для роста и модернизации экономики, ее перевода на инновационный путь развития активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, недопущение очагов напряженности в прилегающих к России регионах развитие отношений партнерства с государствами, межгосударственными объединениями, организациями и форумами укрепление и развитие торгово-экономических позиций России в мире защита интересов и прав граждан России, соотечественников за рубежом распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом содействие развитию конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями
11 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ глубинные сдвиги в геополитическом ландшафте рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение на Восток, Выход на авансцену мировой политики и экономики новых игроков изменение военного соотношения сил, стремление к наращиванию, созданию и модернизации наступательных видов вооружений Внешний аспект политической безопасности заключается в обеспечении суверенитета государства, его способности проводить независимую внешнюю политику, исходя из национальных целей и интересов ФАКТОРЫ неспособность традиционных военно- политических союзов обеспечить противодействие всему спектру вызовов и угроз экономическая взаимозависимость и конкуренция государств, нерешенность проблем и затяжная депрессия в странах Запада повышение значения фактора цивилизационной идентичности, стремление вернуться к своим цивилизационным корням отдельных народов на Ближнем Востоке и в Северной Африке попытки регулировать кризисы путем применения вне рамок СБ ООН одностороннего санкционного давления и иных мер силового воздействия опасность распространения ОМУ, терроризма, сепаратизма, экстремизма, коррупции и т.д. 11
12 ВННУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ сохранение стабильности конституционного строя, институтов государственной власти 12 обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка завершение процесса становления демократического общества нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий ЗАДАЧА: надежно защитить политику, которая отвечает национальным интересам исключить трансформацию политики в ущербный и опасный для национальных интересов процесс
13 ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ коррупция и криминализация власти, общества и хозяйственной деятельности создание и поддержка властью одной партии, «уничтожение» оппозиции, неразвитость гражданского общества, политический нигилизм россиян отсутствие роста экономики, обнищание населения, безработица в слаборазвитых регионах, имущественное расслоение в наиболее «бедных» и «богатых» регионах Внутренний аспект политической безопасности характеризуется устойчивостью и эффективностью институтов власти, способностью властных структур контролировать политические процессы, добиваться поддержки со стороны большинства граждан, наличием эффективно функционирующего гражданского общества ФАКТОРЫ тенденция ухудшения демографической ситуации, острое проявление депопуляции населения, особенно на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке 13 не способность власти управлять политическими процессами на Северном Кавказе отсутствие внятной миграционной политики, рост неконтролируемых мигрантов состояние политического сознания граждан и политическая культура общества
14 ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ разведывательная и иная деятельность зарубежных спецслужб, организаций и отдельных лиц экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц 14 деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией «Ни одно правительство не может считать себя по - настоящему в безопасности там, где не существует влиятельной оппозиции» (Бенджамин Дизраэли, государственный деятель Англии)
15 МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ УГРОЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ реагирование на угрозы должно быть адекватным характеру и масштабам этих угроз и своевременным оптимальное сочетание интересов региональной и общенациональной безопасности обеспечение предвидения, прогноза в развитии политических процессов, развитие способности принимать заблаговременные превентивные меры по предотвращению и нейтрализации угроз, подрывающих политическую безопасность страны сопряжение системы безопасности государства с международной, а также с национальными системами безопасности других стран, прежде всего соседних рациональное и эффективное использование всех сил и средств, которые привлекаются для решения задач обеспечения политической безопасности гарантированное обеспечение политической безопасности от внешних угроз совершенствование системы государственной власти обеспечение личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод 15
16 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ совершенствование структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти создание механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов развитие системы выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности реализация Национального плана противодействия коррупции повышение социальной ответственности органов обеспечения государственной и общественной безопасности укрепление режима безопасного функционирования предприятий ОПК ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения формирование долгосрочной концепции комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, совершенствование их научно-технической поддержки 16
17 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Дальнейшее совершенствование Основного закона государства - Конституции Российской Федерации Участие в социально- политических процессах по обеспечению политической безопасности общества и государства гражданского общества Периодическая и реальная отчетность власти перед Федеральным собранием и обществом Повышение роли и значения судебной власти Осуществление гражданского и парламентского контроля за деятельностью власти Совершенствование реализации конституционных положений различными ветвями власти, системы сдержек и противовесов в их деятельности, а также снижение уровня «противостояния». Установление прочного баланса различных политических сил, разграничение ответственности и, по возможности, объединения их для эффективного участия в управлении государством и социально- политическими процессами в обществе 17 НАПРАВЛЕНИЯ
18 ПОНЯТИЕ ТЕРРОРИЗМА 18 Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Биологический связывает это явление с некоей «насильственной» сущностью человека, «естественным» стремлением людей угрожать интересам других и использовать любые доступные средства для достижения своих целей. Социальный исходит из определяющего значения социальных процессов возникновения терроризма. В мире не выработано единого определения данного понятия Объективные: различное понимание сущности национальной безопасности государства, расхождение представлений о формах и видах международного терроризма Субъективные: нежелание некоторых государств связывать себя твердой формулой, способной создать препятствия для их скрытой от мира и собственного народа связи с террористической деятельностью
19 Рост масштабов террористической деятельности, появление международного терроризма. Стремление террористов использовать в своей преступной деятельности новые средства для запугивания людей и государств. Циничность, вызывающий характер террористических актов. Превращение террора в одну из форм внутренней и внешней политики некоторых государств, а также партий и организаций, направленной на достижение определенных целей с использованием насилия. Перенос мотивации террористической деятельности в сферу разрешения национальных и религиозных противоречий. Изменение объекта террористической деятельности: жертвами террора становятся не столько виновники конфликта, сколько мирные люди, не имеющие к возникновению и разрешению противоречий никакого отношения. Расширение социальной базы терроризма и укрепление его организационных структур. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА 19
20 ТЕРРОРИЗМ КАК ПРЕСТУПНОЕ ДЕЯНИЕ порождает высокую общественную опасность, возникающую в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми носит публичный характер его исполнения общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие оказывается на других лиц преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности 20 Терроризм – средство психологического воздействия Главный объект не те, кто стал жертвой, а те, кто остался жив Жертвы инструмент достижения цели Убийство метод достижения цели Цель не убийство, а устрашение и деморализация живых
21 ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕРРОРИЗМА 21 ФЗ от 6 марта 2006 г. 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Ст. 3. Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Уголовный кодекс РФ Ст Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Кодекс законов США, титул 22 раздел 2656 ф(д) Терроризм - предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами федерального уровня или подпольно действующими агентами организациями, обычно с целью повлиять на настроение общества.
22 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕРРОРИЗМА Политические: политическая нестабильность; недостаток мер по обеспечению безопасности населения; влияние на общественное сознание тоталитарных, диктаторских правовых режимов; извечный конфликт Запада и Востока. Социальные: низкий уровень жизни в стране. Духовные: кризис общества, искажение правовых и общечеловеческих ценностей. Религиозные: наличие религиозных течений, пропагандирующих насилие. Экономические: терроризм – это бизнес, способный приносить своим организаторам немалый доход. 22
23 ВИДЫ ТЕРРОРИЗМА Государственный терроризм - проявляется в стремлении политической элиты, незаконно захватившей власть в стране или потерявшей поддержку у населения как следствие проводимой ею антинародной политики, любыми путями сохранить свою власть. 23 Оппозиционный (внутренний) терроризм - имеет различную политическую окраску и может инициироваться сепаратистским, националистическим, этнорелигиозным, анархистским, левацким, правым и другими движениями, выступающими против политики центральной власти страны. на территории более чем одного государства или наносящую ущерб интересам более чем одного государства; гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства; в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств. Транснациональный (международный) терроризм - вырос из оппозиционного. Скрываясь от преследования властей на территории сопредельных государств, террористы рано или поздно становятся на путь борьбы с правительствами этих стран.
24 Возможность непосредственной военной агрессии международных террористических сил в отношении отдельных стран Провоцирование политических и военных конфликтов между государствами Создание нестабильности внутри отдельных стран, которая способна привести к вооруженным столкновениям (гражданской войне) Массовая гибель людей в результате террористических атак, иногда в масштабе, большем, чем на войне 24 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ
25 КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА 25 Националистический терроризм цель формирование отдельного государства для своей этнической группы Терроризм с поддержкой государства использование террористических групп правительствами различных государств в качестве дешевого способа достижения своих целей Религиозный терроризм использование насилия в целях, которые, по мнению террористов, определены Господом Терроризм левых экстремистов цель уничтожить капитализм и заменить его коммунистическим или социалистическим режимом Терроризм анархистов цель отрицание государства Терроризм правых экстремистов цель борьба с демократическими правительствами для замены их фашистскими государствами Суицидный терроризм готовность пожертвовать своей жизнью в интересах достижения определенной политической цели.
26 ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКЦИЙ 26 человек (физическое лицо) в связи с его государственной, общественной или иной деятельностью или из мести за такую деятельность административные здания государственных и общественных учреждений, банков, торгово-промышленных корпораций, а также здания правоохранительных органов и спецслужб люди (группы людей) в жилых домах, гостиницах, кинотеатрах и других местах их постоянного или временного нахождения, а также в местах их массового скопления при проведении общественных, культурных или политических мероприятий аварийно опасные объекты промышленности, транспорта, топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства; атомные, гидро- и теплоэлектростанции, предприятия водоснабжения, газо- и нефтепроводы, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, железнодорожные и автомобильные мосты, автомагистрали прочие объекты и средства транспорта (воздушного, железнодорожного, автомобильного, речного, морского)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.