Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДмитрий Батюшков
1 Проект: Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в отрасли автомобилестроения Государственный контракт 12.Р от Москва, 2011 год Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет МАДИ
2 Цели и задачи проекта Цель проекта: формирование и развитие центра оценки и сертификации квалификаций и экспертно-методического центра в отрасли автомобилестроения. Задачи проекта: Разработка и апробация модели экспертно-методического центра в отрасли автомобилестроения. Разработка и апробация методов оценивания профессиональных компетенций в отрасли автомобилестроения. Выработка рекомендаций по формированию системы оценки в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в отрасли автомобилестроения. Разработка методики подбора экспертов по оценке квалификаций в отрасли автомобилестроения. Подбор и подготовка экспертов по оценке квалификаций в отрасли автомобилестроения. Разработка и апробация модели центра оценки и сертификации квалификаций в отрасли автомобилестроения. Разработка и апробация методики оценки и сертификации квалификаций специалистов в отрасли автомобилестроения. Разработка методики подбора экспертов по сертификации квалификаций в отрасли автомобилестроения. Подбор и подготовка экспертов по сертификации квалификаций в отрасли автомобилестроения. Разработка и апробация модели взаимодействия центра оценки и сертификации квалификаций и экспертно-методического центра в отрасли автомобилестроения. Формирование измерительных средств и их верификация для оценки и сертификации квалификаций и критериев оценки в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в отрасли автомобилестроения Модернизация модели взаимодействия центра оценки и сертификации квалификаций и экспертно- методического центра в отрасли автомобилестроения с учетом результатов апробации. Анализ результатов и подготовка рекомендаций экспертно–методического сопровождения и проведения процедур оценки и сертификации квалификаций и модернизация моделей и методик.
3 КВАЛИФИКАЦИЯ – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И/ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА Официальное подтверждение в виде диплома/сертификата окончания образовательного учреждения профессионального образования или курсов повышения квалификации Готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности Официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности
4 Содержание I этапа работ Проведение семинара по вопросам формирования отраслевого экспертно- методического центра и центров оценки и сертификации квалификации 1. Анализ международного опыта функционирования системы оценки и сертификации квалификаций работников отрасли автомобилестроения 2. Анализ ситуации с оценкой квалификаций работников отрасли автомобилестроения в Российской Федерации 3. Описание участников системы оценки и сертификации квалификаций в отрасли автомобилестроения 4. Анализ методик и моделей оценки квалификаций работников в отрасли автомобилестроения
5 1. Анализ международного опыта функционирования системы оценки и сертификации квалификаций работников отрасли автомобилестроения Цель 1 раздела отчета: анализ международного опыта функционирования систем оценки и сертификации квалификаций, возможностей его использования для создания как российской общенациональной системы оценки и сертификации квалификаций, так и системы для отрасли автомобилестроения.
6 Международные организации по стандартизации и сертификации квалификаций Европейская экономическая комиссия Организации объединенных наций (ЕЭК ООН). Международная организация по стандартизации (ИСО). ИСО играет ведущую роль по информационному обеспечению работы органов по стандартизации всех стран мира, в частности эта работа возложена на Комитет по информационным системам и услугам (ИНФКО). Европейский комитет по стандартизации - European Committee for Standardization (СЕН). Европейская сеть для аккредитации инженерного образования – European Nеtwork for Accreditation of Engineering Education (ENAEE). Европейская ассоциация по обеспечению качества в высшем образовании – European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA).
7 Международные требования и рекомендации по стандартизации и сертификации квалификаций Законодательную сторону Болонского процесса, определяют три главных документа, на основании которых происходит развитие его «образовательной» стороны: 1.QF-EHEA – квалификационные рамки для европейского пространства высшего образования, принятые на саммите министров образования в Бергене в 2005 году. 2. EQF-LLL – европейские квалификационные рамки для повышения квалификации в течение всей жизни (принятые Европарламентом и Советом Евросоюза 23 апреля 2008 г.). 3. Директива о признании профессиональных квалификаций, одобренная Европарламентом и Советом Евросоюза 7 сентября 2005 г.). Данная правовая основа преобразований является обязательной во всех странах Евросоюза. Для стран, не входящих в Евросоюз, но подписавших Болонскую декларацию, должны быть изданы и одобрены соответствующие национальные документы.
8 Международные организации по стандартизации и сертификации квалификаций Одним из инструментов международного признания компетенций и квалификаций профессиональных инженеров является APEC Engineer Register, созданный организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) с целью обеспечения высокого качества подготовки и профессиональной мобильности инженеров в странах-участницах (США, Канада, Китай, Япония, Австралия и др.). Критерии для присвоения звания «Инженера АРЕС»: высшее инженерное образование по аккредитованной программе; ведение самостоятельной инженерной деятельности; опыт успешной профессиональной деятельности в течение 7 лет, включая не менее 2 лет работы на руководящей должности при выполнении важного инженерного проекта; непрерывное повышение квалификации и профессиональное совершенствование; успешная сдача квалификационного экзамена; соблюдение Кодекса профессиональной этики инженера. В 2008 г. Ассоциация инженерного образования России (АИОР) получила официальное предложение присоединиться к APEC Engineer Register, предоставив тем самым возможность присвоения российским специалистам в области техники и технологий звания «Инженер АРЕС».
9 Становление Американской системы оценки и сертификации квалификаций Промышленная революция Конец ремесленничества е годы увеличение объема производства не заинтересованы в конечном качестве Узкоспециа- лизированные рабочие XXIX в. переход к серийному производству Низкое качество продукции 20-25% затрат на устранение дефектов Необходимость увеличения качества Необходимость повышения и оценки квалификации работников Решение проблемы: - активизация рабочих и служащих; - внедрение статистических методов контроля; - повышение сознательности служащих и управляющих; - взаимосвязь заработной платы от уровня квалификации работника; - внедрение внутрикорпоративных систем оценки квалификаций сотрудников; - разработка программы повышения квалификации рабочих и служащих; - усиление материального стимулирования.
10 Американская система оценки и сертификации квалификаций Нормативной базой сертификации квалификаций работников в США являются обязательные и добровольные стандарты, разработкой, утверждением и публикацией которых занимаются свыше 750 организаций, в том числе 400 неправительственных. В отличие от других стран в США отсутствуют единые правила сертификации или единый национальный орган по сертификации. Одновременно действуют сотни систем, созданных при различных ассоциациях-изготовителях и частных компаниях. Аналогичное положение в стране с системой стандартизации – стандарты разрабатываются сотнями организаций, имеющими различный статус. Правительственным органом, занимающимся разработкой и введением обязательных стандартов, является Национальное бюро стандартов (NBS). Национальным органом по стандартизации в США является Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST). Как уже было отмечено выше, в США нет национальной головной организации по сертификации. В составе NIST действует Сертификационный комитет, занимающийся одобрением и регистрацией программ сертификации, в том числе правил сертификации, проверкой компетентности органов по сертификации наличия необходимого оборудования, квалификации персонала. Если комитет убеждается в том, что программа и правила гарантируют эффективную проверку соответствия требованиям стандартов, то институт выдает официальное одобрение программы и правил сертификации.
11 Американская система оценки и сертификации квалификаций Национальные (федеральные) стандарты США разрабатывают организации, аккредитованные Американским национальным институтом стандартов: -Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM); -Американское общество по контролю качества (ASQC); -Американское общество инженеров-механиков (ASME); -Общество инженеров-автомобилестроителей (SAE); - Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) и др. Также в США действуют программы сертификации квалификаций работников, организуемые частным сектором и не утверждаемые на правительственном уровне. Основная цель функционирования таких программ - повышение конкурентоспособности работников на внутреннем рынке труда. К услугам этих программ могут прибегать и иммигранты.
12 2. Национальное Сообщество Профессиональных Инженеров (NSPE, National Society of Professional Engineers). Занимается разработкой профессиональных стандартов для оценки и сертификации квалификаций инженеров. Имеет свои отделения во всех штатах страны и занимается разработкой стандартов для инженеров во всех отраслях. Одновременно, отделения NSPE участвуют в разработке законов штатов о сертификации инженерной деятельности, а также предлагают услуги по подготовке к квалификационным экзаменам. 3. Процессом оценки и сертификации квалификаций в каждом штате США занимаются сертификационные центры (licensing centers), которые являются государственными учреждениями и находятся в ведении властей штатов. Для сертификационных центров профессиональная сертификация инженеров - это второстепенная задача, основной их деятельностью является выдача водительских удостоверений, регистрация транспорта и т.д. Американская система оценки и сертификации квалификаций. 1. Аккредитационная Комиссия для инженерных и технических профессий (ABET, Accreditation Board for Engineering and Technology). ABET является признанным национальным аккредитующим органом для образовательных программ в колледжах и университетах по прикладной науке, машиностроению, и технологиям. ABET осуществляет руководство и контроль качества в сфере высшего и профессионального образования более 75 лет. Работа по формированию профессиональных компетенций по инженерным и техническим профессиям в США ведется двумя негосударственными организациями.
13 Основные этапы получения квалификационного сертификата в США: 1. Оформление инженером-стажером (engineer intern). Инженером-стажером может стать выпускник с дипломом бакалавра по инженерной образовательной программе, имеющейся в списке принимаемых программ сертификационного центра штата. При этом необходимо успешно сдать экзамен на знание основ техники (FE). Получение этого статуса (инженера-стажера) означает, что соискатель освоил основные навыки и сделал первый шаг по получению сертификата профессионального инженера. 2. Получение профессионального опыта. Все штаты США требуют, чтобы кандидаты на сертификацию имели 4 года инженерного опыта (под руководством профессионального инженера). 3. Ознакомление с требованиями по сертификации в своем штате. Каждый штат имеет свой собственный сертификационный совет, проводит свой экзамен и предъявляет свои требования к квалификации, на основании закона штата по регулированию инженерной деятельности. 4. Сдача экзамена на знание принципов и практики техники (PE). Американская система оценки и сертификации квалификаций
14 Системы дистанционного повышения и сертификации квалификации работников в США на уровне штата [Ахаян А. А. «К вопросу о дистанционном повышении квалификации работников образования за рубежом»]
15 Системы дистанционного повышения и сертификации квалификации работников в США на уровне штата 1. Национальная Ассоциация Образования (NEA) обращается с предложением к корпорации Laureate Education, Inc. 2. Laureate Education, Inc. создает специальное подразделение OnlineLearning.net для обеспечения дистанционного повышения квалификации работников отрасли. 3. OnlineLearning.net консультируется в Департаменте образования Калифорнии о содержании курсового обучения и впоследствии утверждает подготовленную программу курсов в этом Департаменте. 4. OnlineLearning.net заказывает курс в Государственном Университете Сан- Диего по утвержденной программе, нанимает преподавателей для дистанционной работы и итогового контроля, договаривается о выдаче сертификатов Университета дистанционным слушателям. 5. Мандатная комиссия образования Калифорнии вносит в свою базу данных сведения о прохождении работником курса повышения квалификации, утвержденного Департаментом образования штата. 6. OnlineLearning.net осуществляет дистанционную подготовку по всем имеющимся курсам. Слушатели предупреждаются о необходимости проверить, является ли выбранный ими курс утвержденным для повышения квалификации Департаментом образования их штата.
16 Становление Японской системы контроля качества, оценки и сертификации квалификаций 1950 г. 1-уровень Соответствие стандарту 1960 г. 2-уровень Соответствие использованию 1970 г. 3-уровень Соответствие Фактическим требованиям 1980 г. 4-уровень Соответствие скрытым потребностям 1945 г. промышленность Японии разрушена Конец 40-х начало 50-х использование Американского опыта Внедрение Цикла Деминга (PDCA) Планирование Выполнение Проверка Воздействие Отличительные японского подхода к оценке и сертификации квалификаций работников: 1)Ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях; 2)Ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции; 3)Ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов; 4) Тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т. е. от последующей операции к предыдущей; 5)Культивирование принципа: «Твой потребитель - исполнитель следующей производственной операции»; 6)Полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем; 7)Активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование морали: «Нормальному человеку стыдно плохо работать».
17 Японская система оценки и сертификации квалификаций Национальной организацией по стандартизации Японии является Японский комитет промышленных стандартов (JISC), основанный в 1949 году. Этот орган имеет консультативный статус при Министерстве внешней торговли и промышленности, он подчиняется Управлению науки и техники, которое утверждает работы JISC, а отдел стандартизации этого управления выполняет функцию секретариата JISC. В состав JISC входят: совет по стандартизации, советы отраслевых отделений и различные технические комитеты. Совет по стандартизации проводит генеральные конференции Комитета, планирует работу и контролирует выполнение текущих планов. Советы отраслевых отделений и технические комитеты (их несколько сотен) занимаются разработкой стандартов для основных отраслей промышленности и строительства. Члены всех советов и технических комитетов назначаются и утверждаются Министерством внешней торговли и промышленности Японии. Как правило, в советы и технические комитеты входят представители научных и деловых кругов, высококвалифицированные специалисты-практики, служащие специализированных государственных учреждений, специалисты организаций изготовителей и потребителей данной продукции. Президент и вице-президент советов избираются Генеральной конференцией один раз на два года. Деятельность JISC полностью финансируется правительством страны.
18 Резолюция Совета европейских сообществ по вопросу о непрерывном профессиональном обучении от 5 июня Европейская система оценки и сертификации квалификаций Резолюция определяет три основные функции регулярного подтверждения квалификаций: 1. Постоянная адаптация к эволюции профессии и к содержанию рабочей должности, а отсюда и функция повышения компетентности и квалификации, необходимых для укрепления конкурентоспособности предприятий и их персонала. 2. Социальное продвижение, которое позволяет многим работникам избежать застоя в своей профессиональной квалификации и улучшить свое положение. 3. Превентив, который позволяет предусмотреть возможные негативные действия внутреннего рынка и преодолеть трудности, с которыми сталкиваются отрасли и предприятия в ходе экономической и технологической структурной перестройки.
19 Всего в станах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) действует более 300 систем сертификации и более 700 органов по сертификации. При этом в Европе ключевую роль в системе начального и среднего профессионального образования играют работодатели, а не учебные заведения. Например, в Англии, Германии и Франции представители профсоюзов имеют право проверять учебный план и вносить в него коррективы. Вместе с дипломом об образовании выпускники учебных заведений получают сертификаты отраслевых союзов - именно этот документ позволяет им работать в том или ином сегменте рынка (отрасли). Именно от активности и качества результатов сотрудничества учебного заведения с сертификационными агентствами и органами, зависит, будет продлена его аккредитация или нет. Европейская система оценки и сертификации квалификаций
20 В последние годы в Европе начали появляться инструменты для развития карьеры, во многом опирающиеся на Европейскую квалификационную рамку. Например, в отрасли автомобилестроения создается единая система профессионального образования и обучения, не зависящая от специфики региональных систем образования (Франция, Германия, Италия). В Европе национальная система квалификаций (NQF) представлена в виде рамки квалификаций, где содержится определенное количество уровней квалификаций (в разных странах их количество варьируется от 1 до 10). Также в нее входят профессиональные стандарты, содержащие описание требований к работнику (в виде знаний, умений и навыков, разнесенных по соответствующим уровням рамки квалификаций) и перечень квалификаций соответствующий программам профессионального образования (формирующим у слушателя определенный набор компетенций). Если проанализировать опыт стран, где внедрялась рамка квалификаций, то видно, что она в первую очередь решала задачи перетока рабочей силы между колониальными странами (Англия, Шотландия, Северная Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Южная Африка). В подобной ситуации, вопросы соотнесения местной системы образования с «материнской страной» имеют большое значение и с точки зрения качества рабочей силы и с точки зрения справедливой оценки труда. Европейская система оценки и сертификации квалификаций
21 Европейская система оценки и сертификации квалификаций (Франция) Участниками системы оценки и сертификации квалификаций во Франции выступают следующие категории граждан: выпускники учреждений профессионального образования; работники, имеющие опыт работы по профессии не менее 3 лет, но не имеющие диплома. Претендовать на прохождение процедуры сертификации можно: после окончания программы профессионального образования в учреждении профессионального образования, после окончания программы дополнительного образования, при найме на ученический контракт, при найме на профессиональный контракт, по индивидуальному желанию, при необходимости признания практического опыта и образования полученного путем самообразования. Le portail de la Validation des Acquis de l'Expérience. Организацией, устанавливающей правила сертификации квалификаций во Франции, является Национальная комиссия по профессиональной сертификации (CNCP, commission nationale de la certification professionnelle). Она имеет филиалы практически во всех регионах, не только в метрополии, но и на французских территориях по всему миру.
22 Европейская система оценки и сертификации квалификаций (Великобритания) Ведущей организацией по стандартизации в стране является Британский институт стандартов (BSI), созданный в 1901 году по инициативе обществ инженеров- механиков. Непосредственно разрабатывают национальные стандарты основные рабочие органы BSI технические комитеты (их около 3,5 тысяч). Курируют эту работу комитеты по стандартизации, которые в свою очередь подчиняющиеся отраслевым советам по стандартизации. Главной задачей отраслевых советов является представление интересов изготовителей, потребителей и всех других заинтересованных лиц в конкретной области. Сертификацией квалификаций инженерных профессий в Великобритании занимается негосударственная организация Инженерный Совет (EC, Engineering Council). Инженерный Совет является регулирующим органом Великобритании для инженерных профессий. Он ведет национальный реестр технических специалистов (EngTech), специалистов в информационных и коммуникационных технологиях (ICTTech), зарегистрированных инженеров (IEng) и дипломированных инженеров (CEng).
23 Европейская система оценки и сертификации квалификаций (Германия) В Германии профессиональная подготовка, повышение и сертификация квалификаций работников осуществляется под контролем бизнеса (предпринимателей), а государство определяет только общие основы профессионального образования. Национальной организацией по стандартизации Германии с 1990 года является Немецкий институт стандартизации (DIN). Также DIN является единственным полномочным представителем страны в международных (ИСО и МЭК) и европейских (СЕН и СЕНЭЛЕК) организациях по стандартизации. В настоящее время активно развивается сотрудничество DIN с Госстандартом России. Деятельность немецкой национальной организации по стандартизации регламентирована в основополагающем стандарте DIN 820: - добровольное участие в разработке стандартов; - гласность (публикация всех проектов стандартов и принятием во внимание каждого критического замечания); -участие и равноправие всех заинтересованных сторон; -- соответствие стандарта современному научно-техническому уровню; - ориентированность на общую выгоду, определяется правилом: польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны; - ориентирование на экономические реальности (в стандарт закладываются только абсолютно необходимые требования, так как стандартизация - не самоцель); - международный характер стандартизации: устранение технических барьеров и создание единого европейского рынка (применение международных и европейских стандартов).
24 2. Анализ ситуации с оценкой квалификаций работников отрасли автомобилестроения в Российской Федерации Цель 2 раздела отчета: анализ системы оценки квалификаций работников на предприятиях, в учебно- производственных центрах и в центрах оценки, а также системы подготовки (переподготовки) кадров. Изучение критериев, инструментария, методов и методик применяемых при оценке квалификации работников отрасли автомобилестроения в РФ.
25 Система аттестации работников на предприятиях Система аттестации позволяет оценивать сотрудников по двум направлениям: 1. Оценка результативности сотрудников и их личностно-деловых качеств. 2. Оценка эффективности решения задач в рамках должностной инструкции, а так же новых и нестандартных задач. Цели аттестации заключаются в следующем: - регулярная оценка успешности деятельности сотрудника; - основание для поощрительных и санкционирующих мероприятий; - основание для перераспределения задач между сотрудниками; - формирование кадрового резерва с учетом потенциала сотрудников; - составление плана обучения и развития сотрудников; - внедрение гибкой оплаты труда (изменения системы оплаты труда). Документальным итогом оценки является присвоение определенной квалификации, признание соответствия (или несоответствия) занимаемой должности с определенными организационными выводами (повышение, понижение, сохранение заработной платы).
26 Система аттестации работников на предприятиях Достоинства аттестации: Основным аргументом в пользу аттестации является то, что она служит юридической основой переводов, продвижений по службе, наград, увольнений и установления заработной платы работникам. Кроме того, она помогает определить, во-первых, какие работники требуют большей подготовки и, во- вторых, результаты программ подготовки кадров. Также аттестация помогает установлению прочных деловых отношений между подчиненными и руководителями (которые возникают при обсуждении результатов оценки). Недостатки аттестации: Основным аргументом «против» является мнение о том, что руководители и так постоянно оценивают своих подчиненных, поэтому аттестация часто превращается в формальную юридическую процедуру, которая занимает много времени и используется только для повышения (понижения) разряда оплаты труда по Единой Тарифной Сетке. Противники аттестации считают, что если руководитель не захочет аттестировать работника, то он найдет множество формальных причин, по которым работник официально «не пройдет» аттестацию.
27 Фазы оценки Элементы оценки 1. Сбор данных: восприятие, наблюдение, установление фактов, констатация. Поведение: что делает, как делает; частота, регулярность, интенсивность. 2. Постановка диагноза: сравнение, распознание, определение степени выраженности. Свойства и способности: сравнение тенденции поведения оцениваемого с усредненным уровнем поведения других людей; классификация свойств и способностей. 3. Формулирование отношения: выбор той или иной характеристики оценки (пригоден, не пригоден, наказание, поощрение). Отношение к вопросу о пригодности: составление имеющихся свойств (тенденций поведения) и предъявляемых к работе требований. Этапы оценки квалификаций работников при аттестации Система аттестации работников на предприятиях На практике наиболее часто применяются два способа оценки работников: - качественный - на основе качественного описания деятельности работника и ее результатов; - количественный - по количественным показателям, которые могут быть представлены как реальными величинами, так и условными баллами (определенными экспертным путем).
28 Системы сертификации квалификаций работников в учебно-производственных центрах Наиболее распространенным методом оценки квалификаций работников в учебно- производственных центрах является метод сравнения (ранжирования, матричный). Так, при оценке соответствия работника занимаемой должности по деловым и личностным качествам сравниваются показатели, характеризующие наличие тех или иных качеств у работника, и требования, предъявляемые содержанием его работы, а также закрепленными должностными обязанностями. При разработке методов и методик оценки квалификаций в учебно- производственных центрах руководствуются принципом, что единственным источником информации обо всех способностях работника может быть только сам работник, постоянно оценивающий себя и других, и таким образом реализующий элементарные кибернетические принципы самоуправления. Однако данный вариант сравнения в оценке квалификаций работников не является единственным. Сравниваться могут и различные работники по наличию у них того или иного качества, т.е. проводится ранжирование (расстановка) работников по данному качеству (по степени увеличения или степени уменьшения) с определением порядкового номера (места) в ранжированном ряду.
29 Системы сертификации квалификаций работников в учебно-производственных центрах В качестве основного критерия оценки при методе ранжирования используются эталонные требования к квалификации работника каждого уровня. Затем применяется сравнение комплексной оценки работника с общими требованиями к занимаемой должности, по результатам которого осуществляется распределение работников по шкале рангов. Типовая шкала рангов: 1 – Уровень квалификации работника не отвечает минимальным требованиям; 2 – Уровень квалификации работника отвечает минимальным требованиям, но необходимо совершенствование профессиональных навыков; 3 - Уровень квалификации работника отвечает всем требованиям предъявляемым к данной должности (или квалификационной группе); 4 - Уровень квалификации работника незначительно превышает требования к занимаемой должности; 5 - Уровень квалификации работника существенно превышает требования к занимаемой должности. Такой вид представления итоговой оценки по группе работников, занимающих одинаковую по уровню квалификации должность, используется в увязке с продвижением работников или направлением их на повышение квалификации.
30 Применение «деловых игр» для оценки квалификаций работников в учебно- производственных центрах По методологии проведения учебно-оценочные деловые игры подразделяются на: Ролевые – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием. Групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии. Дополнительно позволяют оценить умение работать в команде. Имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях. Организационно - деятельностные – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность. Инновационные – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций. Позволяют оценить креативность мышления. Ансамблевые – формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб. Позволяют роценить управленческие навыки.
31 Системы сертификации квалификаций работников в центрах оценки Основной принцип сертификации в специализированных центрах оценки – независимость этой оценки. Тот, кто преподает, руководит работой или нанимает сотрудника на работу экзамены не принимает. Это делает независимый эксперт. В отличие от аттестации, которая проводится внутрикорпоративно, здесь знания, умения и навыки оцениваются со стороны - отраслевыми экспертами, профессиональными объединениями, саморегулируемыми организациями на основе профессионального стандарта, содержащего четкие требования к конкретному виду деятельности, так называемые наборы компетенций и квалификации. Процедура довольно проста: оценивается только степень владения навыком и качество выполнения задания. Недостаток: отсутствие связи критериев оценки с требованиями потребителя (производителями продукции и услуг в отрасли), и как следствие непризнание сертификатов выданных в центрах оценки многими ведущими компаниями. Преимущества подтверждения квалификации в специализированном центре является отсутствие взаимосвязи между обучением и оценкой: не имеет значения, где человек приобрел профессиональные навыки, сдав квалификационный экзамен, он сможет получить сертификат.
32 Системы сертификации квалификаций работников в центрах оценки Метод оценки Уровень эффективности метода, % Квалификационный (тесты на профпригодность) Психологические (личностные)50-60 Интервью Физиологические (тесты способностей)40 Нетрадиционные методы Менее 10 По своему содержанию различают три группы тестов: Квалификационные (тесты на профпригодность), позволяющие определить степень квалификации работника. умений выполнять определенную деятельность. Психологические тесты, дающие возможность оценить личностные качества работника. Основные аспекты анализа: семейные отношения, характер образования, физическое развитие, главные потребности и интересы (хобби), особенности интеллекта, общительность. Физиологические (общие тесты на выявление способностей). Оценка общего уровня развития и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и др.
33 Системы подготовки (переподготовки) кадров в отрасли автомобилестроения Основной целью подготовки (переподготовки) кадров является обеспечение эффективного функционирования организации, повышение производительности труда, снижение издержек, поддержание и формирование кадрового потенциала и повышение профессионального мастерства работников. В отрасли автомобилестроения используется несколько форм подготовки кадров на предприятиях : Индивидуальная форма, когда каждый работник (проходящий подготовку) прикрепляется к высококвалифицированному специалисту, либо включается в состав бригады (где его обучением руководят или бригадир или сотрудники бригады). Теоретический курс при индивидуальной форме работник изучает самостоятельно. Курсовая форма, когда работнику первоначально объясняют теоретический курс, а после сдачи теста по теории начинается практический курс (непосредственно на рабочем месте). Эта форма применяется при обучении профессиям повышенной сложности, требующим знания большого объема теоретического материала. Групповая форма – используется при необходимости обучить большое количество сотрудников. Для реализации этой формы создаются учебные бригады, и они выполняют работу согласно учебному плану под руководством инструкторов. Сдвоенная форма – подразумевает переподготовку работника уже имеющего определенную специальность (как правило, проводится перед повышением сотрудника по должности или по зарплате).
34 3. Описание участников системы оценки и сертификации квалификаций в отрасли автомобилестроения Цель 3 раздела отчета: анализ областей и видов профессиональной деятельности, а также требований к квалификации работников в отрасли автомобилестроения в РФ для создания отраслевой системы оценки и сертификации квалификаций работников.
35 Описание системы хозяйствующих субъектов отрасли автомобилестроения 1 ГРУППА: традиционные российские автопроизводители (ОАО «АВТОВАЗ», предприятия «Группы «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», АМО «ЗИЛ» и др.). Они характеризируются наличием достаточно изношенной и устаревшей производственно- технологической базы, ограниченными источниками инвестиций, дефицитом инновационных технологий, недостаточностью масштабов выпускаемых автомобильных платформ и моделей, а также проблемами профессионального менеджмента. 2 ГРУППА: российские сборочные предприятия (ОАО «Иж-Авто», ООО «Тагаз», предприятия группы «Соллерс» и др.). Они характеризуются относительно современными технологиями и гибкостью производства, западным стилем управления, неразвитостью собственного инжиниринга и недостаточными масштабами производства для увеличения локализации. 3 ГРУППА: иностранные автопроизводители (Ford, GM, Renault и т.д.). Они характеризуются относительно недавним стартом производства в РФ, малым масштабом производства и уровнем локализации, отсутствием инжиниринговых центров. Открытие таких заводов сопровождается постепенной локализацией производства автокомпонентов – преимущественно модульных узлов и агрегатов, т. е. перевода их изготовления в Россию, что также требует наличия высококвалифицированного персонала. 4 ГРУППА: прямые импортеры. Они присутствуют на рынке во всех категориях транспортных средств. Объем их импорта напрямую зависит от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования.
36 Основные зоны размещения в России мировых поставщиков автомобильных компонентов
37 Основные элементы кадровой политики в отрасли автомобилестроения 1. Изучение и прогнозирование потребности в кадрах определенной квалификации, создание целевых комплексных программ по обеспечению потребности в высококвалифицированных работниках, их подготовке и переподготовке. 2.Подбор, выдвижение и конкурсный отбор работников с учетом их профессиональных, деловых и личностных качеств. 3. Обновление кадров методом переемственности, достижение качественного обновления кадров за счет постоянного притока молодых высококвалифицированных работников, оценка и реализация кадрового потенциала работников всех возрастов, формирование кадрового резерва. 4. Соблюдение нормативных требований и регламентов в решении кадровых вопросов. Анализа кадрового потенциала состоит из двух основных этапов: Анализ фактического присутствия и движения кадров (с разделением по основным должностным категориям); Анализ должностной и профессионально-квалификационной структуры кадров.
38 Виды областей профессиональной деятельности в отрасли автомобилестроения 1. Организационно-управленческая (управление производственными процессами с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; планирование учета и отчетности; планирование повышения эффективности и рентабельности производства; организация производственного процесса и работы исполнителей). 2. Производственно-технологическая (разработка, внедрение и эксплуатация системных, ресурсосберегающих и интеллектуальных технологий; разработка и внедрение технологических процессов; автоматизация автомобилестроительного производства; создание непрерывных производственных процессов; внедрение высокоэффективных средств технологического оснащения. 3. Проектно-конструкторская (выполнение проектно-графических работ при проектировании; обоснование критериев оценки технико-экономической эффективности проектируемых систем; разработка проектной, конструкторской и технологической документации с применением современных методов автоматизированного проектирования). 4. Расчетно-проектная (разработка расчетных схем при проектировании систем оборудования, оснастки и инструмента; выполнение расчетов; обоснование методов расчетов). 5. Экспериментально-исследовательская (применение современных экспериментальных методов для исследования процессов протекающих в автомобилестроительном производстве; исследование новых направлений в технологии современного автомобилестроения; исследование видов обработки в автомобилестроении; исследование объектов автоматизации в отрасли).
39 Отраслевые факторы влияющие на содержание квалификационной структуры 3. Технологии. Во многом именно используемые в отрасли технологии определяют набор навыков и умений, которыми специалисты должны обладать для работы с ними. Технологии постоянно обновляются. Например, в 2008 году субъектами европейской автомобильной промышленности было подано почти 6300 патентов (на изобретение новых технологических методов) в Европейское патентное ведомство. 1. Модель и структура автомобильного производства. Со временем существенно изменяется модель и структура организации разработки и производства автомобилей. В настоящее время в отрасли все больше преобладают интеллектуальные технологии. Заводы, разбросанные по разным странам (и городам), будут собирать автомобили нового поколения с использованием общих технологических процессов, инструментов и технологий. Это создаст значительные возможности для дальнейшей унификации продуктов, экономии средств и повышения качества. Работникам потребуются дополнительные навыки в области компьютерного моделирования, а так же способность эффективно поддерживать коммуникации в виртуальных средах. 2. Консолидация. Изделия отрасли автомобилестроения сами по себе являются весьма сложным и инновационным продуктом. В настоящее время в автомобильном секторе наблюдается процесс активной консолидации, для оптимизации издержек на разработку новых платформам и технологий. Это также накладывает определенные требования к квалификации работников.
40 4. Анализ методик и моделей оценки квалификаций работников в отрасли автомобилестроения Цель 4 раздела отчета: разработка обобщенной модели и методики оценки и сертификации квалификаций работников в отрасли автомобилестроения.
41 Нормативная база сертификации квалификаций в РФ Постановление Минтруда РФ и Госстандарта РФ от 29 апреля 1997 г. N 21/9 «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено. Пункт 13. Образовать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Приказ Госстандарта РФ от 13 октября 1999 г. N 428 «О сертификации экспертов системы сертификации персонала». Постановление Госстандарта РФ от N 46 «О создании и государственной регистрации системы добровольной сертификации экспертов системы сертификации ГОСТ Р». Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от ФЗ
42 Нормативная база сертификации квалификаций в РФ Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования: «П. 3. Объединения работодателей:…формируют совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, систему независимой оценки качества профессионального образования». Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Утв. Министром образования и науки РФ и Президентом РСПП от 31 июля 2009 г. АФ-317/03. Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования. Утв. Министром образования и науки РФ и Президентом РСПП от 31 июля 2009 г. АФ-318/03. Указ Президента РФ от «О единой национальной системе аккредитации».
43 Цели сертификации квалификаций работников Административная цель достигается путем принятия обоснованного административного решения (повышение или понижение по службе, перевод на другую работу, направление на обучение, увольнение) на основе результатов оценки квалификации. Информационная цель заключается в том, что и работники, и руководители имеют возможность получить достоверную информацию об уровне квалификации. Такая информация позволяет работникам претендовать на определенные должности, а руководителям дает возможность принять правильное кадровое решение. Мотивационная цель состоит в том, что оценка сама по себе является мощным средством мотивации поведения людей, так как адекватно оцененная квалификация, будет обеспечивать дальнейший рост производительности труда работников (но только в том случае, если труд человека будет оценен соответственно его ожиданиям). Единая система оценки и сертификации квалификаций работников в отрасли обеспечит: Выпуск конкурентоспособной продукции, а также успешную деятельность в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и торговле; Защиту потребителя от недобросовестного исполнителя, имеющего уровень профессиональной подготовки и квалификации, не соответствующей заявленному качеству выпускаемой продукции или оказываемой услуги; Содействие предприятиям в компетентном выборе персонала на рынке труда; Подтверждение возможностей предприятия по обеспечению заявленных показателей качества имеющимся персоналом; Обеспечение безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, обусловленное соответствующей квалификацией должностных лиц и отдельных категорий персонала.
44 Основные этапы оценки квалификаций работников Этап оценки Решаемые задачи 1. Постановка цели - Для чего проводится оценка. - Кто является объектом оценки. 2. Разработка критериев оценки - Что подлежит оценке (личные качества работника, его труд или результаты труда). - Должны ли эти оценки быть независимыми друг от друга (только личные качества работника, только результаты труда) или составлять некую систему, и какую именно: в виде одного комплексного показателя или в виде набора показателей. 3. Определение квалификационн ой группы - К какой группе (уровню) относится данный работник (от руководителя до рабочего). - Конструирование системы показателей оценки. 4. Выбор метода оценки - Выявить наличие тех или иных элементов, составляющих содержание оценки. - Проблемы информационного характера (программа, методы сбора и обработки информации).
45 Основные этапы оценки квалификаций работников Этап оценки Решаемые задачи 5. Подготовка к проведению оценки - Определение ресурсов. - Выбор источников необходимой информации. Вопросы о месте и частоте проведения оценки, о экспертах, проводящих ее, о том, какой период работы необходимо охватывать, какие понадобятся технические средства для сбора и обработки данных, как будут оформлены и использованы результаты и др. 6. Проведение оценки - Измерение уровня квалификации работника с помощью конкретных показателей 7. Анализ результатов оценки - Соответствие результатов оценки требованиям квалификационной группы. 8. Корректирующие мероприятия - Решение о необходимости дополнительного профессионального обучения, для подтверждения квалификации.
46 Направления оценки квалификации работника 1. Оценка деятельности работника включает в себя контроль выполнения должностных обязанностей, плана работ (сроки, качество), достижения поставленных целей. Должностные обязанности работников должны быть четко определены (чтобы было понятно, с чем сравнивать), должен быть график работ (в котором фиксируется выполнение заданий), сотрудники должны иметь четкие цели и задачи. Чем правильнее оформлена перечисленная документация, тем более качественно и оперативно будет проведена оценка квалификации работника по виду деятельности. Необходимо отметить, что чем слабее организационно-методическая основа оценки деятельности, тем сложнее получить объективный результат. 2. Оценка квалификации заключается в экзамене (тестировании) на котором работники в письменной или устной форме отвечают на вопросы по специальности согласно своей квалификационной группе. Опросный лист (тесты) заранее подготавливается и согласовывается с ведущими специалистами в отрасли. 3. Оценка личности заключается в оценке основных поведенческих характеристик работника, сопоставлении их с поведенческими требованиями к данной профессии и оценке взаимоотношения в коллективе.
47 Критерии оценки квалификации работников Критерий оценки персонала - это порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или не удовлетворять установленным (запланированным, нормированным) требованиям. Критерии оценки Профессиональные Деловые Морально- психологические Специфические
48 1. Профессиональные Содержат характеристики профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального опыта работника, его квалификации и результатов труда 2. Деловые Содержат такие критерии, как ответственность, организованность, инициативность, деловитость, лидерские качества; 3. Морально- психологические Содержат оценки, к которым относятся способность к самооценке, честность, справедливость, психологическая устойчивость 4. Специфические Содержат оценки, которые образуются на основе присущих работнику качеств и характеризуют состояние его здоровья, авторитет, особенности личности. Критерии оценки квалификации работников
49 Должность Перечень критериев оценки результатов труда 1 Руководитель организации (директор, генеральный директор) - Прибыль; - Рост прибыли; - Рентабельность производства; - Показатели оборота капитала; - Доля производимой продукции (услуг) на рынке; - Конкурентноспособность производимой продукции (услуг). 2 Линейные руководители (начальники производств, цехов, мастера) - Динамика объема производства; - Динамика производительности труда; - Снижение издержек производства; - Количество рекламаций и их динамика; - Показатели качества выпускаемой продукции.
50 Должность Перечень критериев оценки результатов труда 3 Руководитель службы управления персоналом - Коэффициент текучести кадров; - Количество вакантных мест в организации; - Количество претендентов на одно вакантное место. 4 Специалисты (технологи, инженерные должности) - Выполнение плановых заданий по объему и номенклатуре; - Динамика производительности труда; - Снижение издержек производства; - Количество рекламаций и их динамика; - Показатели качества выпускаемой продукции; - Величины и потери от простоев. 5 Рабочие - Выполнение плановых заданий по объему и номенклатуре. Критерии оценки квалификации работников
51 Обобщенная схема процесса сертификации квалификаций работников Работник Центр сертификации квалификаций Решение по заявке Положительное Отрицательное (отказ) Оценка соответствия в соответствии с квалификационной группой Анализ результатов оценки Решение по результатам оценки Положительное Отрицательное Инспекционный контроль Выдача сертификата Отказ в выдаче сертификата Заявка
52 Требования к экспертам, привлекаемым к процедурам оценки квалификаций В соответствии с Международным стандартом по сертификации персонала ИСО 17024–2003 «Требования к сертификации персонала», эксперт, независимо от направления его деятельности, должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих функций, иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца. Эксперт должен уметь: -организовать работу по сертификации квалификаций работников и обеспечить обоснованность выдачи сертификата соответствия; - составить программу проверки квалификаций работников; - осуществить необходимые процедуры по организации проверки, применить методы проверки, проводить опрос персонала; - осуществить оценку соответствия уровня квалификации работника требованиям документов системы и стандартов; - провести анализ и дать оценку уровня квалификации работника; - принять решение по результатам проверки и оформить сертификат; - подготовить отчет о проверке; - организовать и провести инспекционный контроль, оформить документы и решение по его результатам.
53 Эксперт должен знать: - законодательство Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, относящиеся к области сертификации, стандартизации и метрологии; - направления и основные принципы международного сотрудничества в области сертификации, стандартизации и метрологии; - международную, региональную, зарубежную практику сертификации квалификаций работников; - общие принципы построения систем менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9000 и 14000; - общие правила и рекомендации по сертификации в Российской Федерации; - правила, порядки и руководящие документы Системы сертификации ГОСТ Р; - психологические аспекты работы с кадрами; - требования стандартов ГОСТ Р ИСО , ГОСТ Р ИСО , ГОСТ Р ИСО , правила и рекомендации Регистра систем качества Госстандарта России; - нормативные правовые акты в области сертификации продукции и услуг, государственные стандарты Российской Федерации, межгосударственные стандарты, признанные Российской Федерацией, международные (региональные) стандарты в соответствии с областью сертификации эксперта, а также документы системы сертификации в рамках которой будет осуществляться его деятельность. Требования к экспертам, привлекаемым к процедурам оценки квалификаций
54 Достоинства системы сертификации квалификаций для ПРЕДПРИЯТИЯ Гарантия соблюдения корпоративных стандартов Повышение конкуренто- способности предприятия ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТРУДА, ПРОДУКЦИИ, УСЛУГ Максимальная отдача от инвестиций в автоматизацию инженерных служб предприятия
55 Достоинства системы сертификации квалификаций для РАБОТНИКА ПОВЫШЕНИЕУРОВНЯ ЖИЗНИ Повышение шансов удачного трудоустройства с учетом качества своей подготовки Дополнительное основание для повышения заработной платы Обеспечение психологической комфортности и уверенности в собственных возможностях Документально оформленное свидетельство профессионализма Приоритетность продвижения по служебной лестнице
56 Цели деятельности ЭМЦ организационное, консультационное и научно-методическое обеспечение деятельности Центра оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК); создание единых механизмов, обеспечивающих объктивность и независимость оценки и сертификации квалификаций различных категорий работников, желающих подтвердить свою квалификацию; обеспечение гарантии соответствия специалиста определенным сертификационным требованиям, правилам, стандартам и процедурам оценки и сертификации; взаимодействие с международными, национальными, общероссийскими, отраслевыми и региональными организациями и объединениями работодателей, органами исполнительной власти различных уровней, профессиональными сообществами, отдельными предприятиями и бизнес- структурами; организация взаимодействия с отраслевыми организациями, работодателями, профессиональными сообществами по вопросам методического обеспечения деятельности системы оценки и сертификации квалификаций.
57 Основные задачи ЭМЦ разработка организационных процедур и методических документов, регулирующих процессы оценки и сертификации квалификаций работников отрасли автомобилестроения; разработка и верификация методов, инструментария и критериев оценки квалификаций работников отрасли автомобилестроения, осуществление их экспертизы и актуализации с привлечением заинтересованных организаций; формирование и поддержание в актуальном состоянии фондов баз данных и информационных систем; разработка программ обучения и участие в подготовке экспертов по оценке и сертификации квалификаций работников отрасли автомобилестроения; формирование и ведение Единого реестра экспертов Системы оценки и сертификации квалификаций работников отрасли автомобилестроения; сбор, обработка и анализ информации о работе Системы оценки и сертификации квалификаций работников отрасли автомобилестроения; оценка эффективности функционирования Системы оценки и сертификации квалификаций работников отрасли автомобилестроения; разработка мероприятий по совершенствованию Системы оценки и сертификации квалификаций работников отрасли автомобилестроения; привлечение участников (работодателей и экспертов) Системы оценки и сертификации квалификаций работников отрасли автомобилестроения.
58 Типовая организационная структура ЭМЦ
59 Модель бизнес-процессов ЭМЦ
60 Схема взаимодействия участников Системы оценки и сертификации квалификаций работников отрасли автомобилестроения
61 Взаимодействие ЭМЦ с участниками и партнёрами Системы
62 Территориальная структура Системы оценки и сертификации квалификаций работников отрасли автомобилестроения
63 Общий план разработки и апробации моделей центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций и экспертно- методического центра в отрасли автомобилестроения с учетом специфики отрасли автомобилестроения Общий план разработки и апробации моделей центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций и экспертно- методического центра в отрасли автомобилестроения с учетом специфики отрасли автомобилестроения включает 5 основных этапов: Этап 1. Разработка моделей центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в отрасли автомобилестроения Этап 2. Апробация моделей центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в отрасли автомобилестроения
64 Общий план разработки и апробации моделей центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций и экспертно- методического центра в отрасли автомобилестроения с учетом специфики отрасли автомобилестроения Этап 3 Апробация модели взаимодействия центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций и экспертно- методического центра в отрасли автомобилестроения Этап 4. Модернизация моделей центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций в отрасли автомобилестроения Этап 5. Апробация модели взаимодействия центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций и экспертно- методического центра в отрасли автомобилестроения с органами исполнительной власти федерального и регионального уровня, со сферой образования, с участниками процедуры сертификации (потребителями) Каждый этап проводится в установленные сроки и включает мероприятия необходимые для выполнения работ по этапу.
65 Определение подходов и предложений к разработке моделей экспертно-методического центра и центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций в отрасли автомобилестроения Общие требования к экспертно-методическому центру и центру оценки и сертификации квалификаций Политика и процедуры экспертно-методического центра и центра оценки и сертификации квалификаций, а также их ведение, должны быть связаны с критериями по получению сертификации, должны быть справедливыми и беспристрастными ко всем кандидатам, должны соответствовать всем действующим нормам и предписанным требованиям. Экспертно-методический центр и центр оценки и сертификации квалификаций не должен использовать процедуры препятствующие доступу претендентов и кандидатов, кроме случаев, предусмотренных стандартом. Центр оценки и сертификации квалификаций должен определить политику и процедуры выдачи, сохранения, обновления, расширения или сокращения области применения, приостановки или аннулирования сертификации.
66 Определение подходов и предложений к разработке моделей экспертно-методического центра и центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций в отрасли автомобилестроения Центр оценки и сертификации квалификаций должен ограничивать свои требования, оценку и решения по сертификации теми вопросами, которые относятся к области применения желаемой сертификации. Организационная структура экспертно-методического центра и центра оценки и сертификации квалификаций должны быть организованы таким образом, чтобы заинтересованные стороны могли убедиться в его компетентности, беспристрастности и целостности. В частности центр оценки и сертификации квалификаций должен: а) быть независимым и беспристрастным по отношению к претендентам, кандидатам и сертифицированным специалистам, включая их работодателей и их клиентов, а также делать все возможное для обеспечения безупречности действий; б) быть ответственным за свои решения о выдачи, сохранении, обновлении, расширении и сокращении области применения, приостановки и аннулировании сертификации;
67 Определение подходов и предложений к разработке моделей экспертно-методического центра и центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций в отрасли автомобилестроения в) определить руководство – группу(ы) или человека – которое должно полностью отвечать за: 1) оценку, сертификацию и надзор, как определено настоящим стандартом, действующими стандартами компетентности и другими соответствующими документами; 2) формулирование политик действий органа по сертификации, по отношению к сертификации персонала; 3) решение о сертификации; 4) осуществление политик и процедур; 5) финансы органа по сертификации; 6) делегацию специалистов в комитеты или отдельных личностей для выполнения определенных видов деятельности от лица органа. г) иметь документы, устанавливающие его как юридический субъект или часть юридического субъекта.
68 Определение подходов и предложений к разработке моделей экспертно-методического центра и центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций в отрасли автомобилестроения Центр оценки и сертификации квалификаций должен иметь документированную структуру, которая гарантирует беспристрастность, включая положения, гарантирующие беспристрастность действий органа по сертификации; такая структура должна давать право участия всем сторонам, заинтересованным в развитие политик и принципов содержания и функционирования сертификационной системы без доминирования какого- либо определенного интереса.
69 методы оценки и методики сертификации для профессиональной деятельности в отрасли автомобилестроения Цели и задачи сертификации профессиональных квалификаций Система сертификации функционирует в целях содействия повышению качества специалистов инженерно-технических профилей. Система сертификации решает следующие задачи: удостоверение соответствия уровня квалификации и компетенций специалистов требованиям профессиональных стандартов; содействие в подборе квалифицированных работников, сертифицированных по профессиям; повышение конкурентоспособности рабочей силы; стимулирование мотивации специалистов в области непрерывного профессионального образования и обучения.
70 методы оценки и методики сертификации для профессиональной деятельности в отрасли автомобилестроения Сертификация осуществляется на основе следующих принципов: доступности информации и услуг всем заинтересованным лицам; добровольности обращения кандидата для сертификации по профессии; применения порядка и процедур, не затрудняющих или запрещающих доступ кандидатов к сертификации; защиты права кандидата на проведение процесса сертификации в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; информирования сертифицированных лиц обо всех изменениях, которые вносятся в требования по сертификации; предоставления возможности ранее сертифицированному лицу подтвердить свое соответствие измененным требованиям по сертификации; обеспечения объективности и достоверности результатов сертификации; соблюдения конфиденциальности в отношении сведений, полученных при сертификации.
71 методы оценки и методики сертификации для профессиональной деятельности в отрасли автомобилестроения Апелляционная комиссия системы сертификации должна быть независимой в принятии решений. Процесс рассмотрения апелляций должен обеспечивать: возможность для жалующегося (апеллянта) представить свою жалобу официально; установление четких временных рамок для рассмотрения жалоб; инспекционный контроль по рекламациям работодателей, осуществляемый Экспертами Апелляционной комиссии на соответствие сертифицированного лица установленным требованиям профессионального стандарта для принятия соответствующего решения; предоставление в Экспертный совет решения Апелляционной комиссии; представление апеллянту в письменном виде решения комиссии с пояснением причин принятия данного решения.
72 методы оценки и методики сертификации для профессиональной деятельности в отрасли автомобилестроения Система оценки специалиста инженерно-технического профиля осуществляется, исходя из ряда принципов: процедура сертификации призвана оценивать компетентность кандидата со стороны профессионального сообщества объективно и независимо; перед процессом сертификации кандидат должен быть ознакомлен с требованиями профессионального стандарта по квалификационному уровню и сертификационно - измерительными материалами; для получения сертификата компетентности кандидат должен пройти основные этапы процесса сертификации: идентификацию компетенций на соответствие требований профессионального стандарта, квалификационные испытания (практическое и теоретическое);
73 методы оценки и методики сертификации для профессиональной деятельности в отрасли автомобилестроения теоретическое квалификационное испытание состоит из двух этапов: теоретический раздел (собеседование, экзамен, тест) – проверка специальных профессиональных знаний в сертифицируемой области; практический этап квалификационного испытания – проверка уровня владения практическими навыками и умениями по профессии в соответствии с требованиями профессионального стандарта отрасли автомобилестроения. в процессе сертификации кандидат должен показать приоритетно практические умения и навыки на соответствие требованиям профессионального стандарта по квалификационному уровню; практический экзамен должен проводиться только на производственной базе (ресурсные центры, производственные подразделения, испытательные площадки и т.п.);
74 методы оценки и методики сертификации для профессиональной деятельности в отрасли автомобилестроения общая оценка практического и теоретического квалификационного экзамена формируется как оценка его составных частей (контрольных заданий); знания, умения и навыки, показанные кандидатом в процессе сертификации должны оцениваться исходя из условий, что каждое контрольное задание максимально составляет 100%; для получения сертификата компетентности кандидат должен показать уровень знаний, умений и навыков по совокупности всех контрольных заданий не ниже 75 %; принцип формирования контрольного задания состоит в том, что удельный вес умений и навыков по профессиональной функции (функциональной обязанности) составляет 70%, знаний – 20% и поведенческих навыков – 10%.
75 Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в отрасли автомобилестроения РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПОДБОРА ЭКСПЕРТОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
76 Модель подбора экспертов для отрасли автомобилестроения основывается на положениях следующих документах: - Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (АФ-317/63 от г.)» в разделе, определяющем требования к экспертам; - Общие требования к экспертам оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 2 ОГС от 15 декабря 2010 г.).
77 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПОДБОРА ЭКСПЕРТОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
78 Основные требования соответствующее образование, подтвержденное документом установленного образца; высокий уровень профессиональной компетентности в области предмета, по которому проводится оценка и сертификации квалификаций; опыт работы (практический, научный, управленческий) в данной или близких областях (видах) деятельности; определенные достижения в конкретной области (виде) деятельности (практические умения, дипломы, аттестаты, награды, ученые звания, публикации, признания со стороны профессионального сообщества и др.); - подтверждение активности по повышению квалификации в данной области (виде) деятельности.
79 Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно- методического центра в отрасли автомобилестроения ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
80 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ 1. Прохождение стажировки в ЦОСКе под руководством сертифицированного эксперта. 2. Изучение документальных и практических процедур организации и проведения сертификации квалификаций специалистов различного уровня компетентности 3. Изучение основ психологии
81 ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
82 Основные критерии специальные знания в области выполнения процедур оценки и сертификации квалификаций, подтвержденные соответствующим документом об обучении; глубокие знания по соответствующим методам и процедурам оценки и сертификации квалификаций, правилам оформления экспертной документации; квалификационный уровень не ниже уровня консультируемого, оцениваемого, сертифицируемого лица; не иметь личных интересов, способных повредить независимости оценок или носящих дискриминационный характер; быть психологически устойчивыми, соблюдать этические нормы, уметь взаимодействовать с людьми.
83 ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ Дополнительные критерии Эксперты – члены экзаменационных комиссий должны уметь организовывать оценку квалификации, применять контрольно– измерительные материалы и подготавливать отчеты о результатах теоретических и практических экзаменов. Эксперты – члены сертификационных комиссий должны знать установленный порядок принятия решений по результатам оценки квалификации, разработанный для соответствующей области (вида) деятельности, и уметь анализировать документацию, подготовленную по результатам оценки квалификации. Эксперты – члены апелляционных комиссий должны знать установленный порядок рассмотрения апелляций и принятия решений по апелляционным вопросам и уметь анализировать документацию, представленную в апелляционную комиссию.
84 Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в отрасли автомобилестроения МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
85 Методы оценки квалификации специалистов для отрасли автомобилестроения основываются на «Положении об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (АФ-317/63 от г.);
86 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ Обеспечение качества и достоверности получаемых результатов при сертификации квалификаций по различным уровням компетентности кандидатов необходимо подойти к решению вопросов формирования методов оценки квалификации специалистов с учетом их уровня и профиля при идентификации компетенций. Следовательно, для реализации данного положения необходимо в первую очередь провести классификацию видов трудовой деятельности в соответствии с действующими квалификационными справочниками и профессиональными стандартами отрасли.
87 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ Классификация компетентности - главные специалисты и специалисты (руководящий состав); - мастера; - группа рабочих специальностей
88 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ Методы проверки компетентности специалистов тестирование; - собеседование; - экзамен.
89 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
90 Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в отрасли автомобилестроения Методика сертификации специалистов в отрасли автомобилестроения
91 Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в отрасли автомобилестроения ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ
92 Методика сертификации специалистов в отрасли автомобилестроения 1. Специалист в любой момент после окончания учебного заведения на добровольной основе может получить дополнительный сертификат о владении умениями и навыками профессиональных действий в соответствии с профессиональными функциями профессиональных стандартов. Для получения дополнительного сертификата специалист должен выполнить несколько практических заданий, полученных в сертификационной комиссии или подтвердить свои навыки и умения с представлением заверенных установленным порядком копий всех необходимых документов и материалов. Если специалист до момента сертификационных испытаний работал на предприятии или НИИ промышленности, преподавателем в учебном заведении, он может также представить заверенные установленным порядком копии всех необходимых документов и материалов.
93 Методика сертификации специалистов в отрасли автомобилестроения 2. При сертификационных испытаниях допустимо подтверждение умений и навыков как по полному объему компетенций в соответствии с профессиональными функциями профессиональных стандартов, так и одной или набору компетенций, необходимых для выбранной специалистом профессиональной направленности.
94 Методика сертификации специалистов в отрасли автомобилестроения В процессе выполнения практических заданий сертификационных испытаний кандидат может использовать всю необходимую литературу, программное обеспечение, технические и иные средства, а так же получать консультации специалистов
95 Методика сертификации специалистов в отрасли автомобилестроения Моделирование системы сертификации специалистов в соответствии с профессиональными стандартами в автомобилестроительной отрасли можно интерпретировать как построение модели сложного объекта и управления им, включающее в себя следующие этапы: формирование состава основных базовых элементов концепции сертификации – структуризация; формирование общей структурно-методической и организационно-технической схемы сертификации; построение алгоритмов функционирования системы сертификации; проектирование корректирующих и управляющих воздействий (обратных связей) с целью управления качеством.
96 Методика сертификации специалистов в отрасли автомобилестроения Группа принципов, которым должна удовлетворять система оценки специалиста.
97 Методика сертификации специалистов в отрасли автомобилестроения объективности и независимости процедуры сертификации, призванной оценивать компетентность кандидата со стороны профессионального сообщества, в данном случае автомобилестроительной отрасли; открытости и доступности информации о требованиях профессионального стандарта по квалификационному уровню и сертификационно-измерительным материалам, причем данной информацией специалист должен быть обеспечен заблаговременно перед процессом сертификации; целевой ориентированности, согласно которой, практическое испытание, входящее в основу измерительного комплекса, должно проводиться только на производственной базе (ресурсные центры, производственные подразделения, испытательные площадки автомобилестроительного комплекса и т.п.);
98 Методика сертификации специалистов в отрасли автомобилестроения единства результата, где общая оценка практического и теоретического квалификационного экзамена формируется как оценка его составных частей (контрольных заданий). При этом знания, умения и навыки, показанные кандидатом в процессе сертификации должны оцениваться исходя из условий, что каждое контрольное задание максимально составляет 100%; принцип долевого формирования контрольного задания состоит в том, что удельный вес умений и навыков по профессиональной функции (функциональной обязанности), знаний и поведенческих навыков составляет определенное процентное соотношение.
99 Методика сертификации специалистов в отрасли автомобилестроения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.