Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛеонид Калакутский
1 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Методические рекомендации к методическому объединению для воспитателей на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Развитие детской инициативы в разных видах деятельности»
2 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 64. п.2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
3 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Гл.1. п Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности… п Стандарт направлен на решение следующих задач: 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности… Гл. 2 п.2.4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности…
4 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru п В содержательном разделе Программы должны быть представлены: б) способы и направления поддержки детской инициативы… Гл.3 п Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности… п Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)… Гл. IV. п.4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…
5 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Ребенок как субъект педагогического процесса Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны с самостоятельностью ребенка при выполнении содержания деятельности и средств ее реализации с процессами эмоционально- положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе Качества, характеризующие ребенка как субъекта: -интерес к миру и культуре; -избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; -инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; -самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; -творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
6 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Сферы инициативы ребенка-дошкольника Сферы проявления детской инициативы (то есть собственно- содержательной направленности активности ребенка): творческая, созидательная, познавательная, коммуникативная Этапы развития инициативного замысла ребенка 2-3 года - апробирование себя во внешнем поле (кто я ?); 3-5 лет - появление осознаваемого и словесно оформленного замысла и опробование своих идей в разных сферах (что я могу?); 5-7 лет - подчинение действий осознаваемому устойчивому замыслу, отчетливое субъективное расчленение сфер инициативы (где я могу?)
7 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Сферы инициативности ребенка (субъектной активности) обеспечивают: Развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста); Обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для дошкольника. Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. К основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками, относятся: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная. В соответствии с содержанием образовательной деятельности добавляются: музыкальная, двигательная, практическая (трудовая), целенаправленное изучение основ математики, грамоты и др.
8 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Сферы инициатив (по Н.А.Коротковой) Творческая инициатива – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление); Инициатива как целеполагание и волевое усилие: включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи. Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия, коммуникативная функция речи. Познавательная инициатива – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.
9 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru С детальным описанием сфер инициативы на различных этапах развития дошкольника, с описанием образовательной деятельности в культурных практиках можно ознакомиться в комплексной образовательной программе дошкольного образования «МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» (см. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой; инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной деятельностью; коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной деятельностью – игровой и продуктивной; познавательная инициатива – любознательность: наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью; двигательная инициатива: наблюдение за различными формами двигательной активности.
10 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой 1-й уровень. Ребенок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы- заместители, наделяя один и тот же предмет разны- ми игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями. Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении. 2-й уровень. Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я – шофер» и т. п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычной последовательности событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, внося разнообразие в ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности. Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками). 3-й уровень. Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел воплощается преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого мира (с использованием мелких игрушек- персонажей), а также может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании). Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).
11 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной деятельностью 1-й уровень. Ребенок обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности («Хочу лепить», «…рисовать». «…строить») без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов бумаги и т. п.); завершает деятельность по мере исчерпания материала или времени; на вопрос «что ты делаешь?» отвечает, обозначая процесс («рисую»,«строю»); называние продукта деятельности может появиться после ее окончания (предварительно конкретная цель не формулируется). Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней. 2-й уровень. Обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу нарисовать», «…построить», «…слепить домик»); работает с конкретным материалом, трансформирует его; фиксирует результат, но удовлетворен любым продуктом деятельности (в процессе работы цель может меняться в зависимости от того, что получается в ходе деятельности). Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («На- рисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»). 3-й уровень. Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных материалах (лепка, рисование, конструирование). Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.
12 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной деятельностью – игровой и продуктивной 1-й уровень. Ребенок привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял его наверняка; также выступает как активный наблюдатель, пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, доволен общением со сверстниками, рад вниманию любого из них. Ключевые признаки: обращает внимание сверстника на интересующие его самого действия («Смотри...»), комментирует их в речи, но не предпринимает специальных усилий чтобы быть понятым; довольствуется обществом любого. 2-й уровень. Намеренно привлекает конкретного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременно кратким словесным пояснением замысла, цели («Давай играть, делать...»); ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение-побуждение партнера к конкретным действиям («Ты говори...», «Ты делай...»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичные или дополняющие игровые предметы, материалы, роли, не вступая в конфликт со сверстником. Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение- побуждение («Давай играть, делать...»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера. 3-й уровень. Инициирует и организует действия двух-трех сверстников, словесно рисуя исходный замысел, ставя цели, планируя начальные действия («Давайте так играть», «…рисовать»); использует простой договор ( «Я буду.., а вы будете...»), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами. Ключевые признаки: в развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнеров, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.
13 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Познавательная инициатива – любознательность: наблюдение за познавательно- исследовательской и продуктивной деятельностью 1-й уровень. Ребенок замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, обнаруживая их возможности опытным путем (манипулирует ими, разбирает – собирает их, не пытаясь достичь точного исходного состояния); много- кратно повторяет действия, поглощен процессом. Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практическим путем обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия. 2-й уровень. Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то новое о конкретных вещах и явлениях («Как это получается? Как бы это сделать? По- чему это так?»); высказывает простые предположения о том, к какому результату приводит то или иное действие при исследовании незнакомых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так…, или так...»), не ограничиваясь простым манипулированием; сообразуясь с приобретенными опытным путем знаниями, выбирает сюжеты игр, темы для рисования, конструирования. Ключевые признаки: задает вопросы о конкретных вещах и явлениях (что? как? зачем?); высказывает простые гипотезы, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту с целью добиться нужного результата. 3-й уровень. Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде кол- лекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно выполняет задание по графическим схемам (в лепке, конструировании), составляет карты, схемы, пиктограммы, записывает свои наблюдения, истории (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации). Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическому языку (графические схемы, письмо).
14 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru 1-й уровень. Ребенок замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, обнаруживая их возможности опытным путем (манипулирует ими, разбирает – собирает их, не пытаясь достичь точного исходного состояния); много- кратно повторяет действия, поглощен процессом. Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практическим путем обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия. 2-й уровень. Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то новое о конкретных вещах и явлениях («Как это получается? Как бы это сделать? По- чему это так?»); высказывает простые предположения о том, к какому результату приводит то или иное действие при исследовании незнакомых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так…, или так...»), не ограничиваясь простым манипулированием; сообразуясь с приобретенными опытным путем знаниями, выбирает сюжеты игр, темы для рисования, конструирования. Ключевые признаки: задает вопросы о конкретных вещах и явлениях (что? как? зачем?); высказывает простые гипотезы, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту с целью добиться нужного результата. 3-й уровень. Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде кол- лекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно выполняет задание по графическим схемам (в лепке, конструировании), составляет карты, схемы, пиктограммы, записывает свои наблюдения, истории (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации). Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическому языку (графические схемы, письмо). Двигательная инициатива: наблюдение за различными формами двигательной активности
15 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Какой должна быть форма введения этих культурных практик в жизнь дошкольников? 1. Неформальное партнерство взрослого и ребенка – партнерская позиция взрослого: через наблюдение за старшими (взрослыми), являющимися носителями культурных образцов; через непосредственное включение в их деятельность; 2. Прямое обучение – учительская позиция взрослого: через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности По мнению Л.С. Выготского, совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка должна задействовать двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть взрослым, подражать ему, с другой – стремление делать то, что интересно.
16 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru «Партнер-модель» - взрослый может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности. «Я буду…» «Партнер-сотрудник» - взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. «Давайте сделаем…» Партнерские отношения должны усложняться с возрастом. В старшем дошкольном возрасте более эффективной становится позиция «партнер-сотрудник». Партнерство как равноправное включение относительно ребенка взрослого в процесс деятельности
17 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Структура образовательного процесса для детей 3-5 лет: 1. Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми. 2. Свободная деятельность самих детей. Структура образовательного процесса для детей 5-7 лет: 1. Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми. 2. Свободная деятельность самих детей. 3. Элементы учебной деятельности на занятиях по основам математики и начальному освоению чтения и письма. Позиция взрослого-учителя обеспечивает непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе: специальную подготовку - введение в базовые школьные учебные предметы; психологическую подготовку - умение принимать задачу от взрослого, действовать по инструкции, контролировать себя (т.е. формирование у ребенка основ учебной произвольности, способности к учебной работе). Оптимальная модель образовательного процесса на основании позиции взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность
18 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Условия, необходимые для развития познавательно- интеллектуальной активности детей 1. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию. 2. Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. 3. В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми. 4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами. 5. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимается, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиску нового и т.д.
19 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Эффективные формы поддержки детской инициативы 1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. 2. Проектная деятельность. 3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование 4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования. 5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. 6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития
20 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru «Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников» Из книги Н.А. Коротковой «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста»
21 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Практическая часть методического объединения: Развитие детской инициативы и самостоятельности детей -в разных культурных практиках; -в разных видах образовательной деятельности: непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной деятельности; -создание условий для разных видов детской деятельности; -взаимодействие с семьей по развитию детской инициативы; -с учетом разных групп детей (с ОВЗ, с повышенной мотивацией к отдельным культурным практикам и др.).
22 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Нормативные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7, ст.64 «Дошкольное образование» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Литература 1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах/Н.А.Короткова, П.Г.Нежнов. – Изд. 3-е дораб., - Москва: Линка-Пресс, Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» разработана в Федеральном институте развития образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования/Под редакцией Т.Н. Дороновой.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.