Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПавел Щербаков
1 С чего начинать обучение грамоте? Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке дошкольников к обучению грамоте. Автор: Вавилина Ольга Савватиевна, воспитатель МБОУ «ЕСШ» СП «Звездочка» п.Ерцево Коношского района Архангельской области
2 Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ребёнка, в частности речевого развития. Важность речевого развития подчёркивают и новые стандарты, где этому развитию посвящён целый раздел. Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а также для учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника - этот процесс влечет за собой его развитие.
3 Что мы вкладываем в понятие «грамота»?(ответы педагогов) Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке. Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать. Обучение грамоте – это обще речевое развитие детей.
4 Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).
5 Вопросы для обсуждения: - Чем отличается звук от буквы? - Какие звуки называются гласными? - Сколько гласных звуков? Назовите их. - Какие звуки называются согласными? - Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие? - Что такое слог? - Что такое предложение? Очень хорошо объясняются эти термины в пособии Пятница Т.В. Грамота? Да!: Пособие по обучению грамоте – Мозырь, ООО ИД «Белый Ветер», 2005.
6 Этапы работы по обучению грамоте : 1. Подготовительный - Знакомство с неречевыми звуками. 2. Основной - Знакомство с гласными звуками. - Знакомство с согласными звуками,их характеристиками (твердые – мягкие, звонкие – глухие ). -Знакомство с буквами. 3. Заключительный - Звуко-буквенный анализ.
7 1 этап сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек). 2 этап. При произнесении гласных звуков воздух не встречает во рту преград (их можно петь). Последовательность нахождения звуков. Пример. Найди звук [а] : в ряду других звуков: [а],[у], [и], [а], [о]. в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас. в ряду слов: аист, усы, артист, осы. в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.
8 Согласные звуки. Мягкий звук –«ласковый», твердый –«строгий». Для определения звонкости и глухости согласного, используем прием с горлышком : Если горлышко звенит, Значит звонкий звук бежит. Буквы. Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
9 Запоминание образа буквы: Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине; Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; Написать букву пальчиком на песке или мелкой крупе; Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов; Угостить фигурным печеньем в виде буквы; Вылепить из пластилина, теста; Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
10 3 этап. При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий: - с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.) - в речевом плане (проговаривание); - по представлению - в уме (самое трудное).
11 Последовательность предъявления слов для звукового анализа: -слова из двух гласных (ау, уа); -слова из двух звуков (ум, ах, ус); -слова из трех звуков (дым, мир); -слова из двух открытых слогов (ваза, мама); -слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист); -слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром); -слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка); -слова из трех открытых слогов (Лариса, работа). Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.
12 Проводить анализ слова следует в определенной последовательности: 1. Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно. 2. Произнеси слово по слогам. 3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. 4. Обозначь выделенный звук фишкой. 5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его и т.д. 6. Прочитай по фишкам слово целиком. 7. Ответь на вопросы: - сколько всего звуков в слове? - сколько гласных? - сколько слогов? - сколько согласных?
13 Также необходимо при обучении грамоте: *обогащение словарного запаса; *развитие речи; *графические задания; *работа над предложением. В работе над культурой речи очень важна помощь родителей.
14 При обучении грамоте необходимо включать все анализа- торы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. Главная наша цель- это качественная подготовка будущего первоклассника к успешному обучению в школе.
15 Для диагностики речевого развития можно использовать адаптированную методику Ткаченко Т.А. Рассматриваем следующие уровни: Звукопроизношение (характеристика воспроизведения звуков и характеристика дифференциации звуков); Фонематический слух; Слоговая структура; Лексика (запас существительных, прилагательных, глаголов); Грамматический строй ( употребление падежных конструкций, использование предлогов, согласование различных частей речи, построение фраз); Связная речь. Диагностика детей подготовительной группы проводится в начале и в конце учебного года.
16 Минивикторина для педагогов. Минивикторина для педагогов. Задание 1. *Изобразите руками буквы С, Х, У, Б. * Назовите количество букв в слове деньги. *Назовите количество звуков в слове якорь. *Поделите слово электричество на слоги. * Измените слово по образцу много домов – один дом, много манжет – …. *Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна – …. *Назовите родственные слова к слову «игра». *Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака. *Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко. *Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.
17 Задание 2 Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме. калина Задание 3 Выбрать слова, подходящие для звукового анализа. мак, мыло, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.
18 Задание 4 Восстановить текст. Беж итчере злеснуюпо ляну ежик. Осень юу ежей мало добычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки с вились скользкие змейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сенниедни готов ятхлопот ливыее жи жилище на зиму.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.