Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМатвей Неплюев
1 Использование в итоговом сочинении литературного материала и историко-культурного контекста Е.А. Гингель, доцент кафедры филологического образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н.
2 Литературный материал – художественные произведения из отечественной или мировой литературы, – произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), – художественно-публицистические произведения, – нехудожественная литература: литература нон- фикшен (научно-популярные книги, биографии, дневники, мемуары и т.д.), – другие литературные источники
3 Худ. произведения могут рассматриваться в различных аспектах: – литературное произведение как целое и его структурные элементы; – литературное произведение и действительность; – литературное произведение и сознание художника (его ми роощущение, мировоззрение); – литературное произведение и творчество писателя в целом; – литературное произведение и литературный процесс в историко-литературном плане (литературное направление, предшественники, современники, наследники); – литературное произведение и его восприятие читающей публикой в разные исторические эпохи.
4 Отбор литературного материала определяют: тема, цель, основная мысль сочинения, тезис в рассуждении
5 Приемы использования литературного материала – элементы смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры); – комплексный анализ художественного текста в единстве формы и содержания; – анализ эпизода из произведения; – сравнение и параллели между разными произведениями или образами в рамках одной темы; – обзор нескольких произведений; – ссылка на произведение, общее высказывание по поводу художественного произведения; – цитирование
6 Распространенные ошибки: – подмена анализа литературных произведений их подробным пересказом, многочисленными цитатами, повторами. – отсылка к произведению, когда художественное произведение упоминается, но не является опорой для рассуждения – незнание художественного произведения, ведущее к фактическим ошибкам: неточному изложению черт характера литературных героев, особенностей взаимоотношений между персонажами, отношения автора к героям и к поднятым проблемам
7 Приемы использования литературного материала Тематика одних сочинений требует обращения к анализу произведения в целом. В других сочинениях следует обратиться к литературным героям, эпизодам.
8 В рассуждении ученик может: а) дать оценку всего произведения Произведение о войне, которое Вас взволновало, Какое произведение (автор) произвело на Вас самое сильное впечатление? Какие произведения Вы бы посоветовали прочитать другу? б) провести анализ нравственных, социальных, философских проблем, поставленных в произведении Какие поднятые (автор) проблемы современны и сегодня? (По одному или нескольким произведениям)
9 Обращаясь к литературным героям, необходимо определить, какие эпизоды, ситуации следует взять, какие черты характера героев имеют первостепенное значение в раскрытии темы и доказательстве тезиса. особое внимание следует обратить на поступки, на речь героя, на отношение и высказывания о нем автора или других действующих лиц, показать свое отношение к созданному писателем художественному образу.
10 Анализ отдельной сцены, эпизода Эпизод играет немаловажную роль в понимании характеров персонажей, в их оценке, очень точно характеризует их. Следует обстоятельно остановиться на деталях, с помощью которых писатель раскрывает характеры и поведение героев
11 Анализ художественного произведения в контексте творчества писателя Анализ произведения в контексте творчества писателя или одного из этапов его творческого пути предполагает: выявление связи отдельных элементов текста (темы, образов, способов выражения авторской позиции) с художественным целым, исследование отдельного произведения в его связи с другими произведениями, осмысление места произведения в художественной системе автора
12 При подготовке к сочинению рекомендуется: - подобрать к предложенным темам наиболее убедительные литературные аргументы, - выбрать из подобранных литературных аргументов те, которые наиболее точно соответствуют теме и тезису, - использовать в качестве аргументов небольшие по объёму произведения из современной русской и зарубежной литературы, на примере которых можно раскрыть несколько направлений
13 Историко-культурный контекст Под контекстом (фр. contexte - «тесная связь, сплетение») понимается вся совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но в то же время внеположных ему. Различают: литературный, исторический, биографический контексты
14 Историко-культурный контекст Литературный контекст – включенность произведения в творчество писателя, в систему литературных направлений и течений. Возможно привлечение и более широкого литературного контекста: творчества предшественников и современников данного автора.
15 Историко-культурный контекст Исторический контекст – особенности социально-политической обстановки в эпоху создания произведения. Если в тематике произведения конкретно- исторические аспекты являются важными, тогда и может возникнуть необходимость обращения к нему.
16 Историко-культурный контекст Биографический контекст – факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, обстоятельства работы писателя над произведением, а также его вне художественные высказывания или высказывания других писателей.
17 Типичные недостатки в привлечении контекста Подчинение материала доказательству выдвинутой вами идеи, основных положений работы придает изложению цельный и последовательный характер. Но стоит, забыв об идее, увлечься материалом, как в сочинении появляются факты и сведения, которые не работают на идею, не служат ей, отвлекают от главного направления, становятся лишними. Особенно часто это бывает в работах, написанных без предварительно составленного плана. Авторы сочинений, случается, увлекаются перечислением фактов, высказываний писателей и общественных деятелей, вследствие чего забывается главная цель работы – проникновение в текст, раскрытие писательского замысла и приемов его воплощения.
18 Итоговое сочинение: 2 декабря 2015 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.