Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОлег Ходкевич
1 Понятие рынка труда и его характеристики
2 Определение рынка труда Рынок труда – важнейший элемент рыночной экономики, представляющий собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара – «рабочая сила».
3 Определение рынка труда Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы (акт купли-продажи).
4 Для функционирования рынка необходимо наличие ряда элементов: стороны рыночных отношений или субъекты рынка – это работодатели с одной стороны, с другой – ищущие работу; правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда; конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения рабочей силы, которую определяют ставки заработной платы на конкретные виды труда, а также уровень занятости населения; службы занятости населения (центры, биржи, кадровые службы); инфраструктура рынка труда – службы профориентации, службы подготовки и переподготовки кадров, рекламные агентства, СМИ; система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых на производстве, переводимых на новые места работы и безработных; альтернативные временные формы обеспечения занятости:
5 Функции рынка Организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы; Обеспечение конкурентной среды внутри каждых субъектов рынка (внутри работодателей и ищущих работу); Установление равновесия ставок заработной платы; Способствование занятости населения; Осуществление соц. поддержки безработных.
6 Виды конъюнктуры рынка труда дефицитная (недостаток предложения рабочей силы) трудоизбыточная (большая безработица при избытке предложения) равновесная
7 Основные категории, которые используются при анализе и исследования рынка спрос, предложение, конъюнктура, конкуренция, цена (стоимость рабочей силы).
8 СПРОС отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе Этот объем представлен на рынке и обеспечен средствами производства. Спрос характеризуется числом и структурой рабочих мест и объемом жизненных средств, используемых для покупки этого товара.
9 ПРЕДЛОЖЕНИЕ характеризует численность и состав людей (трудоспособного населения), способных к труду, заинтересованных в труде и нуждающихся в получении работ. В каждый момент времени предложение измеряется численностью экономически активного населения (занятых, безработных).
10 КОНЪЮНКТУРА - это соотношение спроса и предложения на рабочую силу Конъюнктура складывается под воздействием конкретно экономической и социально- политической ситуации. Конъюнктура отражает неравное положение разных групп населения, выступающих на рынке в качестве продавцов своих способностей к труду Конъюнктура влияет на изменение цены рабочей силы, а также уровня душевого потребления населения.
11 КОНКУРЕНЦИЯ - это взаимоотношения между собой большого количества единичных продавцов товара «рабочая сила» по поводу нахождения покупателя за приемлемую для продавца цену; взаимоотношения между единичными покупателями по поводу нахождения продавцов рабочей силы за приемлемую для покупателя цену.
12 ЕМКОСТЬ РЫНКА ТРУДА определяется спросом на имеющиеся рабочие места и наличием таких рабочих мест во всех секторах экономики. Занятое население определяет емкость рынка труда.
13 Модели рынка – в зависимости от конкуренции: Чисто конкурентный рынок труда; Модель одного покупателя; Модель с учетом действий и профсоюзов; Модель двусторонней монополии.
14 Национальные модели рынка труда Американская, Японская, Шведская, Немецкая, Польская, Китайская, Российская Устоявшаяся рыночная Переходного периода
15 Типы рынка труда внешний (профессиональный) рынок труда реализуется через текучесть кадров и предполагает уход с одного предприятия на другое; внутренний рынок труда - это перемещение работника с одного места на другое на одном предприятии: - по горизонтали – смена профессии без изменения должности; - по вертикали – при повышении квалификации
16 Формы рынка традиционный: 8-часовой рабочий день, 40 часов в неделю, 18 рабочих дней отпуск. гибкий – наличие разных приемов занятости: уменьшенная рабочая неделя, надомный труд, использование труда детей, инвалидов, поощрение самозанятости;
17 Разновидности рынка труда Открытый устанавливается через службу занятости Скрытый - самостоятельное устройство путем прямых контактов людей
18 Сегменты рынка труда профессионально-отраслевой социально-демографический квалификационно-затратный
19 группы работников квалификационно-затратного сегмента:
20 дефицитные высоко-квалифицированные группы работников; избыточные высоко-квалифицированные группы работников; дефицитный квалифицированные и низко-квалифицированные группы работников; избыточные квалифицированные и низко- квалифицированны группы работников; работники, относящиеся к любой из перечисленных групп, но тяготеющие к социально уязвимым группам.
21 Международная практика сотрудничества в области рынка труда
22 Методологические вопросы статистики, разрабатываемые под эгидой МОТ профессиональной подготовки; занятости и безработицы; социального страхования; продолжительность рабочей недели; производственного травматизма; индексы цен на потребление товаров и услуг; забастовочного движения; заработной платы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.