Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВера Денисова
1 «С ОСТАВЛЕНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОВЗ: РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ (ПМП К ) ОУ» Г.А. Семенова, руководитель Ясненской ПМПК По рекомендациям Н.Я. Семаго и Т.П. Дмитриевой Сентябрь 2015
2 С ОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» … Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения»
3 Г ОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ П РИНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ П ОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОУ Н АЛИЧИЕ ЕДИНОЙ КОМАНДЫ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ( КОНСИЛИУМ ОУ) Г ОТОВНОСТЬ К ТРУДНОСТЯМ, ПЕРЕМЕНАМ И РИСКАМ
4 О РГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ СЛЕДУЮЩЕЕ : Наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с психофизическим недостатком индивидуальной образовательной программы. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает психолого-медико-педагогический консилиум; Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.
5 Д ЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КОНСИЛИУМ ? 1. Для организации деятельности образовательного учреждения (ее специалистов) по сопровождению образовательного процесса ребенка, с ОВЗ включенного в инклюзивную практику. 2. Для организации взаимодействия с другими «внешними» учреждениями, участвующими в сопровождении «особого ребенка». 3. Для поддержания разумного баланса между обеспечением образовательных прав «особого» ребенка и других детей, находящихся вместе с ним в ОУ (группе, классе). 4. Для минимизации конфликтных ситуаций в ОУ. 5. Для эффективной включенности ОУ в систему ПМПК города
6 Ф УНКЦИОНАЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ И КОНСИЛИУМА функционал комиссия консилиум задачи Определение образовательной программы, типа учреждения и основных направлений индивидуальной коррекции Разработка индивидуальной программы междисциплинарного сопровождения ребенка Форма организации процедуры обследования Коллективная работа при наличии 1 специалиста, активно работающего с ребенком и предъявляющего комплексные методики Индивидуальное обследование, производимое каждым специалистом по специализированным методикам Состав Ограничен задачами обследования Не ограничен Время обследования Ограничено Не ограничено Форма обсуждения результатов, выработки заключения Коллегиально с участием всех специалистов Формулировка заключения Констатация состояния ребенка. Краткое описание условий и целостного образовательного маршрута Подробное, включающее заключения всех специалистов, подробные рекомендации по направлениям коррекционной работы, организации междисциплинарного сопровождения
7 З АДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ПМП К ОУ) Уточнение стратегии и определение тактики и технологий (режимные моменты оказания помощи, необходимость проведения организационных мероприятий способствующих адаптации включенного ребенка в образовательном учреждении; Динамическая оценка эффективности мероприятий; Изменение образовательной траектории ребенка в ОУ; Выделение детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса «включенный», но нуждающихся в специализированных условиях и помощи различных специалистов; Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям.
8 Внутренние задачи команды специалистов Повышение профессиональной компетенции каждого за счет расширения знаний в смежных областях Формирование единой (с методологической точки зрения) системы анализа состояния ребенка на основе профессиональных моделей анализа (логопеда, врача, психолога…) Определение наиболее удобной для всех специалистов «рабочей» типологии вариантов отклоняющегося развития Понимание «видения» ребенка другим специалистом Выработка «единого языка» и технологий междисциплинарного взаимодействия Умение работать в команде Формирование толерантности к мнению другого
9 Этапы консилиум ной деятельности Предварительный этап: анализ актуальных ресурсов специалистов ОУ, анализ рекомендаций и условий включения ребенка, в том числе анализ документов и определение последовательности «прохождения» специалистов; Первый этап: обследование ребенка профильными специалистами (в том числе и психологом). Составление индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума; Второй этап: Коллегиальное обсуждение специалистами полученных результатов обследования. Координация и согласованность взаимодействия специалистов. Определение тактики сопровождения ребенка в инклюзивном пространстве ОУ; Третий этап: реализация решений консилиума ОУ силами специалистов ОУ (внеурочная коррекционно-развивающая работа, включение ререабилитационной помощи в процесс обучения и воспитания и т.п.) Завершающий этап: Динамическое/итоговое обследование ребенка (оценка состояния ребенка после окончания цикла сопровождения, учебного года, ступени образования).
10 В ИДЫ КОНСИЛИУМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ ПЛАНОВЫЙ КОНСИЛИУМ Уточнение стратегии и определение тактики сопровождения детей с ОВЗ; Разработка индивидуального образовательного плана; Выработку согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной и ререабилитационной работы; Динамическую оценку состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы. ВНЕПЛАНОВЫЙ КОНСИЛИУМ Решение вопроса о принятии необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; Изменение направления ранее проводимой коррекционно- развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; Изменение ИОП решение вопроса об изменении образовательного маршрута (в рамках деятельности данного ОУ, либо иного типа учебного заведения (повторное прохождение ПМПК).
11 УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМП К Шаговая доступность образовательного учреждения, реализующего (интегрированное) инклюзивное образование Наличие вариативных форм интеграции (инклюзии) внутри ОУ Обязательное заключение договоров с родителями об образовании ребенка с ОВЗ Разумный баланс между обеспечением прав «особого» ребенка и других детей, находящихся вместе с ним в ОУ (группе, классе)
12 Индивидуальный образовательный план (индивидуальная программа развития) документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и педагогов в организации психолого-педагогического сопровождения и индивидуализации образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (заключение ПМПК) в рамках школы/детского сада на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка.
13 СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА ( ПО Т.П. Д МИТРИЕВОЙ ) 1. Создание «безбарьерной» среды : специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др. 2. Организация освоения образовательной программы: задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений. 3. Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; особенности междисциплинарного взаимодействия. 4. Формирование социальной компетентности : направления и задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и формы оценки достижений.
14 РАЗРАБОТКА КОМПОНЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ (В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ) Специалист Направления деятельности Используемые программы Технологии (формы, методы, приемы) Планируемые результаты Оценка эффективности Рекомендации учителю (воспитателю) Дефектолог Логопед Психолог Социальный педагог (тьютор)
15 И НДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ С ЛАБОСЛЫШАЩИЕ, ПОЗДНООГЛОХШИЕ И ДЕТИ, ПЕРЕНЕСШИЕ ОПЕРАЦИЮ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ, ИМЕЮТ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫРАЖЕННЫЕ В РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ТРУДНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ / УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЯХ И ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОТРАЖАТЬСЯ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ТРЕБУЮТ ПРОДОЛЖЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ( КОРРЕКЦИОННОЙ ) РАБОТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ.
16 К ОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ И РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ П РОГРАММУ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. У СТАНАВЛИВАЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРУ ПРОГРАММЫ : РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ; РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
17 И НДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ П РОГРАММЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕН ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И ОБУЧАЮЩЕЙ ЧАСТЯМИ. Д ИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - МЕДИЦИНСКОЕ, ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РАЗРАБОТКУ / КОРРЕКТИРОВКУ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА / ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
18 О БУЧАЮЩАЯ ЧАСТЬ ВКЛЮЧАЕТ : - РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ, - УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ КОНТАКТЫ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, - ОСМЫСЛЕННО ВЫБИРАТЬ И ПРИМЕНЯТЬ ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В СООТВЕТСТВИИ С СИТУАЦИЕЙ ОБЩЕНИЯ ; - АКТУАЛИЗАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ; - УСВОЕНИЕ ДОСТУПНЫХ ПРИЕМОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖАНИЯ КОМФОРТНОГО РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА, СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА УРОВНЕ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА.
19 О ДНИМ ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В КОЛЛЕКТИВЕ ОБЫЧНОЙ ГРУППЫ / КЛАССА ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ. Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Это сложные акустические условия в помещении класса, большая количественная наполняемость класса, постоянная работа на уроке в режиме полилога и значительного речевого материала, разнообразного по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам.
20 П ЕРВОСТЕПЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТАКИХ ДЕТЕЙ ПРИОБРЕТАЕТ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ, ПРИ ЭТОМ НАИБОЛЕЕ ДОСТУПНОЙ ФОРМОЙ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ – ПИСЬМЕННАЯ. Ч ТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ СПОСОБСТВУЮТ КОМПЕНСАЦИИ НЕДОСТАТОЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ, ВЛИЯЮТ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, ОБОГАЩАЮТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. П О МНЕНИЮ А.Г. З ИКЕЕВА, ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, КАК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАСКРЫВАЕТСЯ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА РЕБЕНКОМ.
21 С ИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ А ) УПОТРЕБЛЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ РЕЧИ : Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. Наряду с другими формами речи диалогу, начиная с I класса и кончая старшими, должно быть уделено максимальное внимание.
22 Б ) ОПИСАТЕЛЬНО - ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно-повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов: подбор картинок, иллюстраций к предложению; подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны); самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям; описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам; составление рассказов по серии картинок; составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.
23 У РОВЕНЬ ТЕКСТА Н ЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА, ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ. В ПРОЦЕССЕ РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЛЮБОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА. Р АБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВКЛЮЧАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ЭТАПЫ, ВО ВРЕМЯ КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ КАК ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ, ТАК И ВЫРАБОТКА АКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ЧИТАЕМОМУ ТЕКСТУ
24 О ПИСАНИЕ ТИПОЛОГИЙ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ МОЖНО НАЙТИ НА САЙТЕ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ : ПМПК В РАЗДЕЛЕ «В ПОМОЩЬ ЧЛЕНАМ ПМП К ОУ» П ОЛЕЗНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ И ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ПОМЕЩЕННЫЙ В РАЗДЕЛЕ «М ЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ » С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
25 Б ЛАГОДАРЮ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА : Л.Н. С МОЛЯКОВУ, И.О. ДИРЕКТОРА МОАУ «СОШ 2»; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ МОАУ «СОШ 2»; ЧЛЕНОВ Я СНЕНСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПМПК
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.