Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДмитрий Бобоедов
1 Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе Шипиловских Л. Н. учитель начальных классов МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа 3» ФГОС
2 Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
3 Рефлексия бывает : индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
4 Виды рефлексии : Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
5 Виды рефлексии : Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
6 Этап организационного момента и целеполагания Цель : побуждение учащихся к деятельности Содержание: выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.
7 Этап актуализации ЗУН учащихся Цель : диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности Содержание: каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания
8 В начале работы по теме урока содержательная рефлексия Цель : помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы Содержание: самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности
9 На завершающем этапе Цель : подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой Содержание: происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение
10 Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация : Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала
11 Рефлексия настроения и эмоционального состояния Этап урока Задачи в начале урока установления эмоционального контакта с группой в конце деятельности выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы
12 Рефлексия деятельности Этап урока Задачи на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных в конце урока оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)
13 Рефлексия содержания учебного материала Этап урока Задачи Этап изучения учебного материала выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
14 Приёмы проведения рефлексии: Устная рефлексия: имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей Письменная рефлексия: является наиболее важной для развития личности ( эссе ; «бортовой журнал»; различные виды дневников; письменное интервью ; стихотворные формы; различные варианты портфолио)
15 Приёмы рефлексии: Закончи предложение (письменное интервью) Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: - сегодня я узнал… - я понял, что… - было интересно… - теперь я могу… - было трудно… - я научился… и т. п.
16 Приёмы рефлексии: Анкета самоанализа Цель: самоанализ, качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Мое настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне понятен / не понятен Домашнее задание интересно / не интересно
17 Приёмы рефлексии: «Плюс-минус-интересно» Цель: подведение итогов урока. Содержание : предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
18 Приёмы рефлексии: «Комплимент» «Поездок» Украсить торт «Поляна» Графическая рефлексия Самопроверка Оценочная лесенка Определи критерий
19 Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы: 1 этап – анализ своего настроения - анализ своих успехов 2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника) 3 этап – анализ работы одноклассников 4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
20 Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии Представь что ты…. Автопортрет. Без маски. Карусель. На какой я ступеньке? Проективный рисунок "Я такой, какой я есть". Три имени
21 Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии Образно-рефлексивная процедура "Дерево". Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя". Процедура "Рефлексия "Здесь и теперь".
22 Источники 1. Хуторской А.В. Методика личностно- ориентированного обучения. М Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов-на-Дону. Феникс Тургунбаева Б.А. Педагогические технологии как условие перехода к компетентностному образованию// Начальная школа, 2006, studio/album2/_/popup.htmlhttp://foto.rambler.ru/users/mi- studio/album2/_/popup.html 5. mode_full.html 6.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.