Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРуслан Бошняк
1 Семинар-практикум «Заботимся о речи наших дошколят» Разработано: Николаева Т.В. – учитель – логопед Курендова О.С. – учитель - логопед
2 Цели и задачи: расширить представления о значимости выполнения артикуляционной гимнастики с детьми раннего возраста; обозначить требования к оборудованию и месту проведения гимнастики; уточнить виды артикуляционных упражнений; самостоятельно, следуя описанию, научиться выполнять комплексы упражнений; расширить представления о способах проведения артикуляционных упражнений; научиться проводить диагностику речевого развития с помощью дидактического материала, разработанного в соответствии с этапами речевого онтогенеза; уметь правильно провести оценку речи ребенка.
3 Содержание: Артикуляционная гимнастика как средство формирования и развития речевых способностей у детей дошкольного возраста; Диагностика речевого развития с учетом возрастных особенностей формирования речи в онтогенезе.
4 Ребенку дошкольного возраста очень важно научиться управлять речевыми органами Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка; Речевое дыхание способствует развитию не только голоса, но и формированию правильного звукопроизношения; Разнообразные формы проведения, через игровые упражнения, как способ развития речевых способностей и расширение представлений об окружающем мире.
5 Требования к оборудованию и месту проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики Уголок должен быть оборудован общим зеркалом, расположенным в достаточно освещенной зоне, столиком или полкой, индивидуальными зеркалами; Рекомендуется учиться выполнять упражнения совместно с педагогом перед одним зеркалом. Ребенок и педагог находятся на одном уровне, что дает возможность ребенку видеть положение органов артикуляции;
6 _______________________________ Общая продолжительность гимнастики не более минут; Положительный эффект возможен в том случае, если упражнения выполняются ежедневно, а главное-правильно; Начинать необходимо с самых простых упражнений, развивающих подвижность речевого аппарата. Важно, чтобы у ребенка была возможность опоры на различные анализаторные системы: слуховую, зрительную, тактильную (словесная инструкция, наглядность, возможность ощущать положение своих органов артикуляции).
7 Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности: показ упражнения, словесная инструкция; выполнение упражнения перед зеркалом; проверка правильности выполнения.
8 Виды артикуляционных упражнений Статистические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения, координации, хорошей переключаемости.
9 Каждый комплекс артикуляционной гимнастики должен включать в себя несколько обязательных заданий: упражнения для губ упражнения для языка упражнения для формирования правильного речевого дыхания.
10 Статические упражнения «Лопатка» («Блинчик»). Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном положении. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
11 _______________________________________ «Иголочка» («Жало»). Цель: Вырабатывать умения удерживать острый. Длинный язык. Описание: Рот открыть и, улыбаясь высунуть язык далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5–10.
12 _______________________________ «Заборчик». Цель: Закреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке. Описание: Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10.
13 __________________________________ «Трубочка». Цель: Научить выполнять трубочку из губ. Описание: Сомкнутые губы слегка вытянуты вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10.
14 ___________________________________ «Бублик». Цель: Научить округлять губы и немного вытянув вперед удерживать без напряжения. Описание: Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперед. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна.
15 ___________________________________ «Птенчик». Цель: Научить удерживать рот в открытом положении не высовывая язык. Описание: Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
16 ___________________________________ «Чашечка». Цель: Выработать умение загибать края языка, научить удерживать язык в форме чашечки наверху. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Открыть рот. Широкий, расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
17 Динамические упражнения «Хоботок-улыбка». Цель: Научиться, четко переключать положение губ с позиции «улыбка-хоботок». Описание: Растянуть губы в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы, чувствуется напряжение мимических мышц щек, удерживает 3-5 секунд. Вытянуть губы вперед «хоботком» (как при произнесении звука У), удерживаем 3-5 секунд. Повторяем упражнение 6-10 раз.
18 ___________________________________ «Змейка». Цель: Вырабатывать умение выдвигать язык изо рта и прятать обратно. Описание: Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.
19 __________________________________ «Наказать непослушный язычок». Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «па – па – па». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
20 ___________________________________ «Вкусное варенье». Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
21 ___________________________________ «Часики». Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Описание: Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
22 ___________________________________ «Качели». Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
23 ___________________________________ «Маляр». Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
24 ___________________________________ «Лошадка». Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
25 ___________________________________ «Индюк». Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится голос.
26 Дыхательная гимнастика Отличия речевого дыхания от обычного жизненного дыхания: - вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи через рот; - вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они не равномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).
27 Внимание воспитателя должно быть сосредоточено на следующих моментах: во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны; грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе; живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе – опускаться (проконтролировать правильность можно положив ладонь на живот); во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот; вдох должен быть мягким и коротким, выдох длительным, спокойным и плавным; сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание; говорить только на выдохе.
28 Игровые упражнения на дыхание «Гармошка». И.п – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на одну-две секунды. Плавный выдох через рот.
29 ___________________________________ «Холодный ветер». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.
30 ___________________________________ «Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууу. «Футбол». Сделать вдох, улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».
31 ___________________________________ «Воет буря». Поднеси к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуй. Если появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.
32 Способы выполнения «Логопедическая сказка» - разные комплексы упражнений соотносятся с определенной сказкой, каждая из которых имеет свою задачу. Например: помогает запомнить названия органов артикуляции, способствует тренировке ориентирования в пространстве, помогает соотнести упражнение с определенным образом и др. Артикуляционные комплексы, можно соотнести с рисунками и стихотворениями, что помогает развивать не только подвижность артикуляционного аппарата, но и такие процессы как восприятие, память. Речевые игры по лексическим темам позволяют формировать правильный артикуляционный уклад и расширяют представление об окружающем мире. Речевые игры в подвижных видах деятельности направлены не только на подготовку речевого аппарата, а также на координацию движений, что способствует преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
33 Диагностика Выделяют такие стороны речи как звукопроизношение лексика грамматический строй речи связная речь
34 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.