Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЮлия Алфимова
1 Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
2 План лекции: 1. Сущность феномена дизонтогенеза, параметры дизонтогенеза; 2. Причины и виды дизонтогенеза; 3. Возрастная динамика развития ребенка в норме; 4. Структура специального образования в России
3 В специальной психологии используются такие понятия, как аномальное развитие, ненормальное развитие, ненормативное развитие, анормальное развитие, ограниченное развитие, нестандартное развитие, отставание в развитии, недостаточное развитие, негармоничное развитие, субнормальное развитие, а также некоторые иные словосочетания: дети с ограниченными возможностями в развитии, дети с проблемами в развитии, особый ребенок и многое другое
4 Дизонтогенез нарушение индивидуального развития организма
5 Параметры дизонтогенеза: Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения
6 В зависимости от нее различают два основных вида дефектов: частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; общий, связанный с нарушением регуляторных систем как подкорковых, при дисфункции которых наблюдаются снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства, так и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности, нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований * При изучении любых нарушений развития требуется анализ состояния как общих, так и частных нарушений
7 Второй параметр дизонтогенеза связан со временем поражения Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше произошло повреждение, тем вероятнее явления недоразвития. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психической функции
8 Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом; Исходя из идеи о системном строении дефекта, выделяют две группы симптомов: первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, вторичные нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития
9 Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста; Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению
10 В.В. Лебединский выделяет следующие разновидности психического дизонтогенеза:
11 ретардация (задержка темпа психического развития или недоразвитие как отдельных, так и всех его сторон); поврежденное развитие (нарушения психической деятельности как последствие повреждения той или иной структуры головного мозга после продолжительного, не менее одного года - трех лет, времени нормального созревания деменция);
12 искаженное развитие - детский аутизм, шизофрения и др. дисгармоническое развитие акцентуация и психопатия; дефицитарное развитие (дизонтогенез в условиях тяжелых нарушений анализаторных систем и тяжелых хронических соматических болезней пороки сердца, костный туберкулез и др., которые сопровождаются дефицитом сенсорной информации, дефицитом здоровья, трудоспособности для нормальной социализации).
13 Ретардация (задержанное развитие): характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах; задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально- органической недостаточностью (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периода).
14 замедление темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с хронической астенией (общей повышенной истощаемостью), при психогенных формах в большей мере с явлениями микросоциальной и педагогической запущенности, при церебрально- органических наиболее часто приводящих к трудностям в обучение с одной стороны, с нейродинамическими (в первую очередь церебрастеническими) и энцефалопатическими (психопатоподобными, эпилептиформными и др.) расстройствами, а в ряде случаев и с первичной недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций (праксиса, гнозиса, речи, памяти и т. д.); задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма
15 Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое недоразвитие психики либо задержанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 23 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения
16 Следует отметить, что компонент повреждения присутствует почти при всех видах аномального развития. Однако при других видах дизонтогенеза он является либо осложняющим фактором (например, при недоразвитии по типу осложненной олигофрении), либо пусковым механизмом, например в случае замедления темпа развития и т. д.
17 Дефицитарное развитие Представляет собой патологическое формирование личности у детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.), связанное с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием либо повреждением) отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний
18 Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом
19 Искаженное развитие наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований; наиболее характерной моделью является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма
20 Дисгармоническое развитие По своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие; Отличие дисгармонического развития от искаженного развитая состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере
21 Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, в первую очередь конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильных условий воспитания
22 Список электронных ресурсов: Университетская библиотека online Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, – 303 с. Ссылка: w&book_id= w&book_id=137611
23 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.