Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарина Ульянина
1 Лекция 5 Классификация психодиагностических методов Лектор: Сахарова В.Г.
2 План: 1. Классификации методов по Й.Шванцаре; 2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову; 3. Характеристика основных методов психодиагностики; 4. Понятие о профессиональных и любительских тестах
3 Классификации методов по Й.Шванцаре
4 вербальные; невербальные; манипуляционные; тесты «бумаги и карандаша»
5 тесты с «правильным» решением ; тесты с возможностью различных ответов
6 а) интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа; б) экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
7 в) проективные: испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на мало структурированные, многозначные стимулы; г) исполнительные: испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт
8 Классификация психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову
9 стандартизованные, нестандартизированные
10 а) обще диагностические (тесты личности, тесты общего интеллекта); б) тесты профессиональной пригодности; в) тесты специальных способностей г) тесты достижений;
11 а) бланковые; б) предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера); в) аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания )
12 индивидуальные ; групповые
13 устные ; письменные
14 - тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время (Кольца Ландольта, Бурдона, «шифровка» из набора Векслера);
15 - тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;
16 -смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности: от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий), так и правильность решения
17 изолированные тесты ; тестовые наборы (батареи);
18 тесты с предписанными ответами,; тесты со свободными ответами
19 тесты личности ; интеллектуальные тесты
20 - вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий – словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.); - невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами – карточками, блоками, деталями)
21 Характеристика основных методов психодиагностики
22 Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий
24 Тесты вербальные – тип методик, в которых материал заданий представлен в вербальной, т.е. языковой форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме; Результаты вербальных тестов зависят от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, профессиональной деятельности
25 1) тесты интеллекта; 2) тесты специальных способностей; 3) тесты достижений
26 Тесты практические – тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен невербальными заданиями Пример: прогрессивные матрицы Равена
27 Тесты групповые – тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. Их нельзя смешивать со средствами диагностики социально- психологических особенностей групп; Групповые тесты в основном бланковые
28 Особенности применения: 1) жесткая регламентация процедуры; 2) краткая инструкция, не требующая дополнительного объяснения; 3) строгое соблюдение самостоятельности работы испытуемого; 4) количество испытуемых – человек
30 Тесты интеллекта: Интеллект – это интегративная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира
31 Тесты специальных способностей – группа методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Используются при профотборе и профориентации; Примеры: тесты музыкальных, математических, психомоторных способностей
32 Тесты личности – группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности; Примеры: 1) личностные опросники; 2) любые методики, направленные на диагностику эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида
33 Тесты результативности – тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания; Скорость не учитывается либо имеет вспомогательный характер
34 Тесты скорости – тип методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач; Примеры: 1) корректурная проба; 2) большинство тестов интеллекта, тестов достижений
35 Опросники – это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью; Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники
36 Опросники-анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения у его личностным особенностям; Например: биографические опросники – группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека (уровень и характер образования, специальные навыки и другие относительно объективные показатели)
37 Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей и черт личности. Недостатки личностных опросников: - возможность фальсификации ответов; -низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемых; -различия в понимании вопросов
38 Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт личности. Производится группировка личностных признаков, а не обследуемых. Диагностика осуществляется по степени выраженности черт; Пример: 16-факторный опросник Р. Кеттелла 16PF
39 Опросники типологические разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным) типом личности; Примеры 1) личностные опросники Айзенка; 2) MMPI – Миннесотский многофакторный личностный опросник
40 Опросники мотивов предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности. Позволяют установить, на что направлена активность человека и как осуществляется регуляция динамики поведения. Недостаток данного типа опросников заключается в возможном влиянии фактора «социальной желательности». Отмечается высокая надежность данных опросников, но при этом данные о валидности противоречивы
41 Опросники интересов. Разработка первых опросников была связана с решением узких задач – определением профессиональных интересов. Отмечается их высокая надежность и валидность; Например: бланк профессиональных интересов Э. Стронга
42 Опросники ценности близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов; Опросники установок предназначены для измерения относительной ориентировки человека в структуре установок. Используются в основном в социально- психологических и социологических исследованиях
43 Любительские и профессиональные тесты
44 Любительские тесты создаются для массовой аудитории, широко публикуются. Как и профессиональные, они снабжаются всем инструментарием: инструкцией, стимульным материалом (заданием, алгоритмом обработки и расшифровки (интерпретации). Однако ориентированы они преимущественно на внешние формы проявления сущности явлений в поведении, общении, какой-то специальной деятельности и не раскрывают глубинных основ психики, ее организации и закономерностей
45 Любительские тесты отражают наиболее общие, наблюдаемые опытным путем явления, поэтому просты и доступны в обращении; Вместе с тем они выявляют самые общие тенденции психики, что вызывает к ним доверие; Опираясь только на материалы любительских тестов, нельзя выйти на глубинную коррекционную работу, хотя они и дают повод испытуемому задуматься
47 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.