Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемФёдор Губастов
1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет сервиса» (ФГБОУ ВПО «ПВГУС») Слайд-лекции по дисциплине « Региональная экономика » для студентов экономических направлений и специальностей Утверждено на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность» 4 от « 3 » декабря 2012 г. Составитель: д.э.н., профессор Башмачникова Елена Валентиновна ассистент Абрамова Любовь Андреевна Тольятти, 2012
2 «Региональная экономика» ТЕМА 1. Введение в теорию региональной экономики
3 1. Генезис науки «региональная экономика» 2. Предмет, объект, задачи и структура курса 3. Метод курса «Региональная экономика» 4. Региональная экономика в системе наук ВОПРОСЫ ТЕМЫ
4 Вопрос 1. Генезис науки «региональная экономика» Региональная экономика это наука, которая сформировалась на стыке экономических и географических наук. Становление региональной экономики как отрасли экономической науки было вызвано насущной потребностью национального хозяйства, необходимость совершенствования территориального планирования, решения актуальных проблем перспективного развития региональной системы хозяйства страны и ее управления.
5 Возникновение региональной науки определяется серединой ХХ в. (конец 40-х – середина 50-х гг.). Термин «региональная наука» ввел в научный оборот американский экономист У. Айзард. В 1966 г. он определил региональную науку как новое междисциплинарное поле внутри системы социальных наук, которое опирается на теорию и достижения других социальных дисциплин.
6 Интерес к территориальному экономическому и государственному устройству проявляли великие русские ученые М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, Д.И. Менделеев, Д. И. Рихтер, Н.Г. Чернышевский и многие другие. В XIX начале XX столетия региональные исследования в России концентрировались главным образом на изучении естественных производительных сил, социально-экономической географии, природном и экономическом районировании, региональной ста тистике, проблемах региональных рынков (здесь следует напомнить о работе В.И. Ленина "Развитие капитализма в России").
7 Региональная экономика - это наука о развитии и размещении производительных сил, которая изучает социально-экономические процессы в регионах, развитие хозяйства в конкретно- региональном аспекте
8 Вопрос 2. Предмет, объект, задачи и структура курса Задачи региональной экономики: рациональное размещение производительных сил эффективное региональное развитие постановка и разработка новых теоретических проблем, актуальных для практического решения современных задач управления, прогнозирования, регулирования, планирования территориальной организации страны и ее регионов
9 Направления исследования региональной экономики: определение принципов и факторов размещения, неких исходных категорий территориальной организации хозяйства, обусловливающих территориальную привязку (локацию) и развитие производительных сил в регионах; проблема районирования, выделения районов основных объектов исследования науки. Большое внимание здесь уделяется видам районирования, их функциональному предназначению. Приоритетным является экономическое районирование, выделение целостных территориальных хозяйственных образований (подсистем) народнохозяйственной системы страны в целом;
10 Направления исследования региональной экономики: определение закономерностей в размещении производительных сил и территориальной организации хозяйства. Отмечаются особенности проявления указанных закономерностей на территории, приводятся их перечень и обоснование, примеры использования выявленных закономерностей при прогнозировании социально-экономического развития регионов и формировании территориальных структур хозяйства; социально-экономическое развитие отдельно взятого региона. Характеризуется местоположение региона, его ресурсная база. Отдельно рассматриваются и сопоставляются по масштабам влияния природные условия и ресурсы и национальное историческое наследие ресурсы, созданные предшествующими поколениями (производственный, интеллектуальный и культурный потенциалы, инфраструктура и др.). Определяется соответствие сложившейся отраслевой структуры хозяйства и уровня жизни населения предпосылкам (ресурсам) развития;
11 Направления исследования региональной экономики: взаимоотношение районов и центра. Рассматриваются вопросы территориальной дифференциации ресурсной базы страны (в разрезе регионов), специализации и территориального разделения труда, интеграции и государственной поддержки регионов, формирования федерального и регионального рынков, выхода регионов на мировой рынок; размещение экономических и социальных объектов по природным ландшафтам, их сочетаний на территории. Анализируются территориальный аспект в развитии отраслей и их комплексов, размещение производительных сил и их связи внутри района (формирование на территории районов сельских и городских поселений, агломераций, мегаполисов, систем населенных пунктов, территориально-производственных (народнохозяйственных) комплексов). Изучаются пространственное соотношение в размещении социально-экономических и природных объектов (комплексов), их связи;
12 Направления исследования региональной экономики: управление социально-экономическими процессами на территории. Определяются механизмы управления, среди которых особое внимание уделяется региональной экономической политике. Рассматриваются вопросы использования системного подхода в управлении социально-экономическим развитием региона.
13 Объект региональных исследований - регион, составными частями которого являются экономические и социальные объекты, населенные пункты, рекреационные и природоохранные зоны, инфраструктура, расположенные в определенных точках, зонах экономического пространства региона, их разнообразные сочетания на территории, механизмы государственного управления и др.
14 Вопрос 3. Метод курса «Региональная экономика» Наиболее значимыми методами изучения курса «Региональная экономика» являются: 1. Системный подход 2. Ресурсный подход 3. Поведенческий подход 4. Маркетинговый подход. 5. Инновационный подход 6. Изучение процесса развития территории в динамике 7. Анализ и обобщение новых перспективных направлений в экономике 8. Учет специфики объекта исследования 9. Сопоставление альтернатив решения экономических задач для выявления оптимальной, с точки зрения принятых критериев эффективности, стратегии развития 10. Широкое применение математических методов для решения региональных проблем.
15 Вопрос 4. Региональная экономика в системе наук Место региональной экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях: с одной стороны, региональная экономика входит в систему наук о регионах; с другой стороны, региональная экономика принадлежит системе экономических наук.
16 Связь региональной науки с другими науками Неотъемлемой частью общей науки о регионах является география, в том числе экономическая география. В контексте обсуждаемого вопроса важно отметить, что региональная экономика затрагивает области других наук о регионе: экономические аспекты региональной демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе (социумах), а также геологии, биологии, экологии и т.д.
17 Региональная экономика в системе экономических наук Сложность вопроса заключается в том, что региональная экономика имеет не только собственный предмет и собственный объект изучения, она занимается еще и региональными аспектами экономической жизни. Поэтому ее "побеги" проникают в почву других областей экономической науки. Совершенно очевидно взаимопроникновение двух научных сфер экономики и регионалистики, а также проникновение региональной экономики во внутренние части обеих научных сфер.
18 Соотношение между региональной экономикой и пространственной экономикой Известно, что в структуре современной экономической науки и современного экономического образования есть два признанных центра притяжения, или полюса: макроэкономика и микроэкономика. Двухполюсная система не образует замкнутого ядра научных знаний. Региональная экономика может стать третьим полюсом. Тогда ядро экономической науки будет строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная (пространственная) экономика.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.