Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДанила Белевцов
1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГО ЧС ЮАО Г. МОСКВЫ МОСКВА г. Начальник УМЦ ГО ЧС ЮАО ПУГОВКИН Евгений Александрович МОСКВА -
2 1. Образовательные учреждения –объекты с массовым пребыванием людей, объекты с повышенной опасностью 2. Дети имеют особенности поведения при появлении опасности, при пожарах 3. Теоретическое обучение для детей не эффективно. Необходимы игровые формы
3 Профилактическая цель тренировок эвакуации состоит в том, чтобы люди еще до того, как возник пожар, подумали о своей эвакуации, предприняли какие-либо действия, которые обеспечат им успешную эвакуацию. Активный метод обучения представляет собой обучение движению, формирование навыка, при этом план эвакуации используется как наглядное пособие для преподавателя. В ЧЕМ СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВКИ? ТРЕНИРОВКИ СЛЕДОВАНИЯ ПО МАРШРУТУ ЭВАКУАЦИИ? ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ВСЕМИ ЭВАКУАЦИОННЫМИ ПУТЯМИ И ВЫХОДАМИ? ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ СЛЕДОВАНИЯ В СОСТАВЕ КОЛОНЫ ПОД ВОЖДЕНИЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ?
4 МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА Г.Н. КИРИЛЛОВ, Ю.П. НЕНАШЕВ, Ю.П. ХОНДОЖКО ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОК ПО ЭВАКУАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ПОЖАРЕ И ИНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Методические рекомендации Под общей редакцией главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору генерал-полковника Г.Н. Кириллова Методические рекомендации утверждены МЧС РФ г , предназначены для сотрудников МЧС России и должностных лиц предприятий и учреждений, ответственных за противопожарное состояние " Практическая отработка планов эвакуации - важная составная часть профессиональной подготовки персонала объекта. Она является основной формой контроля подготовленности персонала к тушению пожаров…"
5 Статья 5 Федерального закона 123 от г предписывает, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. СИСТЕМА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЖАРА КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СНИЖЕНИЕ ДИНАМИКИ НАРАСТАНИЯ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПОЖАРА ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ И ИМУЩЕСТВА ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ИСКЛЮЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРЮЧЕЙ СРЕДЫ ИСКЛЮЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДЕ ИСТОЧНИКОВ ЗАЖИГАНИЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЖАРА СИСТЕМА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВОД ПРАВИЛ СП Системы противопожарной защиты ЭВАКУАЦИОННЫЕ ПУТИ И ВЫХОДЫ Учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления
6 Статья 5 Федерального закона 123 от г предписывает, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. СИСТЕМА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЖАРА КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СНИЖЕНИЕ ДИНАМИКИ НАРАСТАНИЯ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПОЖАРА ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ И ИМУЩЕСТВА ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ИСКЛЮЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРЮЧЕЙ Среды ИСКЛЮЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДЕ ИСТОЧНИКОВ ЗАЖИГАНИЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЖАРА СИСТЕМА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЧЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 апреля 2012 года N 390 О противопожарном режиме
7 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 апреля 2012 года 390 О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ Правила противопожарного режима в Российской Федерации в Российской Федерации Правила устанавливают требования: На объекте с массовым пребыванием людей … руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре (Ст 7) На объекте с массовым пребыванием людей руководитель Организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (Ст 12). Руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигнала о пожаре и эвакуации (Ст 64) Требования к содержанию и эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов (Ст 35, 36) Требования к наличию и содержанию инструкции о мерах Пожарной безопасности
8 В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за: а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение руководства и дежурных служб объекта; б) организацию спасания людей, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим; в) проверку включения систем противопожарной защиты; г) отключение при необходимости электроэнергии, остановку работы систем вентиляции; д) прекращение всех работ в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара; е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара и организацию эвакуации; ж) осуществление общего руководства по тушению пожара; з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара; и) встречу подразделений пожарной охраны и сообщение им необходимых сведений,
9 ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ: 1. Проверить (совершенствовать) умение действовать по реализации положений Инструкции о мерах пожарной безопасности, Планов эвакуации, Инструкций по действиям персонала, Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС всеми категориями работников и переменного состава образовательного учреждения: -администрацией; -комиссиями; -дежурным персоналом; -преподавателями; -обучаемыми 2. Совершенствовать навыки взаимодействия сотрудников между собой, с подразделениями ГПС, ЭМП по обеспечению спасения и безопасности детей 3. Отработать и развить у детей навыки правильных действий при эвакуации
10 Методические рекомендации определяют ВИДЫ ТРЕНИРОВОК: -ОБЪЕКТОВЫЕ ТРЕНИРОВКИ (нарушение режима работы и задействование персонала объекта в целом) -ТРЕНИРОВКИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (задействование персонала структурного подразделения) -СОВМЕСТНЫЕ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГПС (участвует персонал объекта и подразделения ГПС) - ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВКИ
11 ЗАДАЧИ ТРЕНИРОВКИ пожара и ЧС 1. Проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2. Обучение навыкам и действиям по предотвращению возможных аварий в следствие воздействия опасных факторов пожара и чрезвычайных ситуаций, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре и при чрезвычайных ситуациях, правилам пользования индивидуальными средствами защиты. 3. Обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с пожарно-спасательными подразделениями и медицинским персоналом. 4. Выработка у персонала навыков самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации
12 ЗАДАЧИ ТРЕНИРОВКИ 6 5. Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей. 6. Отработка немедленного вызова подразделений противопожарной службы и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара. 7. Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности. 8. Проверка знаний персоналом инструкций, применяемых в пожароопасных ситуациях
13 ЗАДАЧИ ТРЕНИРОВКИ __________ 11. Проверка знаний персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, дымоудаления и подпора воздуха, способов введения их в действие. тренировок. 12. Проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников по организации ликвидации возможного (условного) пожара до прибытия подразделения ФПС. Важнейшая задача – анализ хода и результатов тренировки, эффективности действий должностных лиц и выполнение положений инструкций и планов
14 РУКОВОДСТВО ТРЕНИРОВКОЙ Руководство организацией и проведением тренировок возлагается на руководителей объектов, главных инженеров или ответственных за пожарную безопасность Руководство объектовой тренировкой осуществляет руководитель организации или главный инженер Для подготовки и проведения тренировок приказом руководителя назначается штаб и посредники (для совместных дополнительно посредники от ФПС)
15 Перечень документов, оформляемых при подготовке и проведении тренировки по эвакуации 1.1. Проект 1. Приказ о подготовке и проведении тренировки 2. План проведения тренировки 3. Календарный план подготовки и проведения общешкольной тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций 4. Справка (акта) об итогах организации подготовки и проведения общеобъектовой тренировки по теме: «Эвакуация персонала и тушение условного пожара». 5. Приказ об итогах организации подготовки и проведения общеобъектовой тренировки.
16 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕНИРОВКИ: Обстановку условного пожара (ЧС) обозначать: красными флажками Очаг пожара - красными флажками синими флажками Зона задымления-синими флажками газов-желтыми флажками Зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных газов-желтыми флажками Допускается использовать дымовые шашки, фонариВАЖНО: Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или нанести вред - запрещается Необходимо обеспечить безопасные для участников условия тренировки
17 первый подготовительный этап – проведение занятий со всеми категориями сотрудников и учащихся; второй подготовительный этап – проведение дополнительного инструктажа с сотрудниками, охраны, дежурными специалистами, отвечающими за состояние систем противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации; третий подготовительный этап – проведение занятий с сотрудниками по теме: "Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами"; четвертый этап – проведение тренировки (подача сигнала о возникновении условного пожара, проведение эвакуации, тушение условного пожара, организация встречи сотрудников ГПС); пятый этап – разбор тренировки. ЭТАПЫ ТРЕНИРОВКИ
18 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ: Эффективность противопожарных тренировок зависит от качества аналитической проработки действий персонала при пожаре, от качества проведения подготовительных этапов, при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарной подготовки персонала. Обучение персонала во время тренировок оказывается более успешным, если инструктажи проводились незадолго до начала тренировок, в связи с этим перед началом тренировки все её участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки, используя план эвакуации, объясняет задачу каждого участника. правила безопасного поведения при пожаре и доводятся ограничения и меры безопасности При проведении подготовительных этапов со всеми категориями сотрудников и учеников повторяются правила безопасного поведения при пожаре и доводятся ограничения и меры безопасности при проведении тренировки
19 ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИРОВКИ ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Важно как можно раньше поднять тревогу, чтобы у всех было достаточно времени эвакуироваться из здания К ПРИБЫТИЮ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НУЖНО ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ 1. В каком помещении пожар. 2. Все ли эвакуированы. 3. Иметь в наличии план эвакуации (схему помещений) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭВАКУАЦИИ ПРИ ПОЖАРЕ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ: 1. Тревога. 2. Вызов пожарной охраны. 3. Эвакуация. 4. Сбор. 5. Перекличка.
20 ТРЕВОГА Любой человек – студент, ученик или член персонала - при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. Оповещение о пожарной тревоге в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из всего здания, а не только из его части ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НАДО: Чтобы предотвратить панику и обеспечить безопасную, организованную и эффективную эвакуацию всех присутствующих в учебном заведении через все имеющиеся выходы, и чтобы настроить сознание на рациональное реагирование при столкновении с пожаром или иной аварийной ситуацией как в техникуме, так и в других местах. ВАЖНО: при оповещении указывать на необходимость покинуть здание и помещения согласно планам. При этом не упоминать «ПОЖАР», «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА» и прочее
21 ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно НЕМЕДЛЕННО сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом. Должно быть предусмотрено дублирование вызова пожарной охраны. Очень важно, чтобы не было задержки в выполнении вызова; студент, ученик немедленно сообщает о возникновении пожара классному руководителю, преподавателю, любому члену персонала, который должен доложить по инстанции и убедиться, что пожарная охрана вызвана.
22 ЭВАКУАЦИЯ Услышав сигнал об эвакуации, необходимо преподавателям, находящимся на занятиях в классах, прекратить проведение занятия; оценить создавшуюся обстановку; построить учеников в колонну по одному (по два); сосчитать количество учеников перед выходом из класса; без лишней суеты вывести учащихся через ближайший запасный выход на улицу; отвести учащихся от здания школы в заранее установленное безопасное место сбора, находящееся на расстоянии высоты здания школы; ещё раз проверить количество выведенных учащихся (при меньшем количестве принять меры к поиску потерявшихся); доложить руководителю учебного заведения о выведенных учащихся;
23 ЭВАКУАЦИЯ другим работникам учебного заведения (работникам столовой, охраны, хозяйственникам и пр.) -остановить проведение всех работ; -оценить создавшуюся обстановку; -при необходимости обесточить оборудование; -без лишней суеты покинуть здание через ближайший запасной выход; -доложить руководителю учебного заведения; -задействованным в пожарном расчете исполнять соответствующие обязанности (Проверка включение в работу автоматических систем пожаротушения и дымоудаления, отключение электрооборудования, тушении пожара и спасение материальных ценностей, принятие мер по освобождению подъездов к зданиям от машин, охрана выходов и обеспечение порядок в районе очага пожара до прибытия сотрудников милиции)
24 ЭВАКУАЦИЯ Учащиеся, которые не присутствуют в классе во время сигнала тревоги, должны немедленно идти к пункту сбора и присоединиться к своему классу или группе, за исключением тех случаев, когда необходимо начать поиск людей или вещей, никому не разрешается возвращаться в здание. В первый день учебной четверти все ученики и персонал должен быть проведен по всем основным и запасным путям эвакуации, ознакомлен с местом сбора и проинструктирован о процедуре пожарной эвакуации. Учебную эвакуацию целесообразно проводить не реже 1 раза в четверть, о чем должна проводиться соответствующая запись. Необходимо показать все пути выхода из школы и отрабатывать план эвакуации на практике.
25 ЭВАКУАЦИЯ Услышав тревогу ученики должны встать у своих парт и по указанию преподавателя, ответственного за аудиторию, покинуть ее по одному и идти к сборному пункту. Сумки, портфели, одежду оставить на местах. Если есть, воспользоваться марлевыми повязками для защиты органов дыхания. Группы должны идти ровным, размеренным шагом, преподаватель следует позади с журналом группы. В конце цепочки необходимо оставить самых рослых и физически развитых студентов, учеников, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым; необходимо закрыть дверь аудитории и все остальные двери по пути эвакуации, которыми во время эвакуации больше никто не будет пользоваться. Учащиеся должны выходить из здания учебного заведения по наиболее безопасному и кратчайшему пути.
26 эвакуация Журналы групп в момент тревоги необходимо принести к месту сбора как можно быстрее, чтобы произвести полную перекличку. Разговоры и смех во время эвакуации должны быть запрещены с тем, чтобы слышны были даваемые указания. Выйдя к лестнице, ученики из одной группы должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному, только с одной стороны лестницы. Не допускается, чтобы отдельные люди или целые группы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в аудитории во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, коридорах и т. п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своей группе. Никому из учеников не разрешается возвращаться в здание, например, за одеждой, книгами и пр., до тех пор, пока не будет дано разрешение пожарной охраны или - в случае тренировки - директора техникума.
27 СБОР Место сбора должно быть заранее согласовано. Придя на место сбора, каждая группа должна занять определенное место и находиться там, не расходясь до специального указания. Необходимо предпринять меры (выставить посты) для предотвращения возвращения учеников в аудитории
28 ПЕРЕКЛИЧКА Немедленно по прибытии групп на место сбора должна быть проведена перекличка, если возможно - по журналам, и каждое ответственное лицо должно немедленно сообщить директору о присутствии своей группы в полном составе. Если кого-то не хватает, персонал должен немедленно начать поиски.
29 Рекомендации при проведении тренировочной эвакуации: следует обратить особое внимание обучающихся на необходимость передвижения только по внешней стороне лестницы, так как по внутренней стороне будут передвигаться пожарные подразделения и прокладываться рукавная линия; при использовании защитных капюшонов «Феникс» следует обратить внимание, что они не предназначены для использования при тушении пожара, это ограничение может касаться и иных индивидуальных средств защиты; перед использованием защитного капюшона «Феникс» необходимо в обязательном порядке провести инструктаж и практические занятия с обучающимися по его использованию; на улице развернуть штаб, в котором будут находиться заранее подготовленные документы: поэтажный план здания, схемы расположения пожарных гидрантов и пожарных водоемов, пофамильные списки обучающихся по классам, список телефонов экстренного реагирования. Такие документы изготавливаются в сентябре месяце с началом учебного года
30 руководителем тушения пожара является первый прибывший начальник караула пожарной охраны, с момента его прибытия все должностные лица школы подчиняются руководителю тушения пожара; должностные лица пожарной охраны развернут штаб, в который в обязательном порядке входит представитель администрации школы; рекомендуется, чтобы помимо директора вошел в состав штаба, например, заместитель директора по административно- хозяйственной работе, как человек, наиболее полно владеющей информацией по техническим вопросам; двери эвакуационных выходов закрываются на легкооткрываемые запоры, на окнах не должно быть глухих решеток – только распашные; имеет смысл после или во время проведения эвакуации выделить человека, имеющего соответствующий допуск, который произведет отключение электроэнергии в здании, при этом системы оповещения, управления эвакуацией и пожарной сигнализации должны автоматически перейти на резервное питание
31 РАЗБОР ТРЕНИРОВКИ: Анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов оформляются в справке и в приказе. Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень безопасности обслуживающего персонала.
32 ВЫВОДЫ Методические рекомендации направлены на совершенствования подготовки персонала объектов и учащихся к действиям в условиях возникновения пожара и чрезвычайных ситуаций за счет повышения роли занятий, максимально приближенных к возможным реальным ситуациям, приобретение персоналом объектов устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий.
33 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.