Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВячеслав Ромодановский
1 Морфологические нормы (образование форм слова). Урок 1 Морфологические нормы (образование форм слова). Урок 1 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ
2 Морфологические нормы – это нормы образования форм различных частей речи.
3 Ошибки в образовании форм существительного
4 Существительное – самостоятельная часть речи, отвечающая на вопрос кто?, что?. Обозначает предмет: Стол, мальчик…
5 Имя существительное Основные категории имени существительного.
9 Общего рода Сирота, судья, выскочка, вояка, неряха, работяга, недотрога, молодчина, злюка, неженка, непоседа, неумеха, протеже ( НО НЕ завуч, лаборант, секретарь и т.п.)
10 Без рода Ножницы, ворота, брюки (слова только множественного числа)
11 Какое из приведённых слов является лишним в этом ряду: Носок, мозоль, георгин, помидор.
12 Какое из приведённых слов является лишним в этом ряду: Носок, мозоль, георгин, помидор.
13 Имена существительные относятся к определенному склонению
14 Несклоняемые: Пальто, амплуа, депо, Золя, МГИМО, сельпо, Белых, Мери Смит.
15 Разносклоняемые: Все слова на –мя: время, темя, имя, знамя, пламя, семя, вмыя, бремя, племя, стремя; Путь и дитя(Р., Д., П.п. дитяти)
16 Изменяется по падежам
17 Изменение по падежам называется склонением. 6 падежей. Значение по вопросам. Прямой и косвенные (все кроме именительного) падежи.
19 Только единственное число есть у существительных со значением вещества, состояния, процесса или собирательнмы значением: Железо, крупа, масло, серебро, детвора, зелень, тишина, ботва, бег, боязнь, скорость.
20 Только множественное число у существительных: Весы, инициалы, недра, сумерки, выборы, роды, переговоры, побои, похороны, смотрины, именины и др.
21 Морфологические нормы (образование форм слова). Урок 1
23 Иноязычные по происхождению несклоняемые существительные, обозначающие неодуневлённые предметы, относятся к среднему роду: Летнее кафе Широкое шоссе
24 Кофе – ср.р.( черное кофе ) Туфля – ж.р. (красивая туфля – пара туфель) Табель – м.р. (но: Петровская табель о рангах) Толь, зал, банкнот, георгин, довесок, занавес, – м.р. Повидло, контральто, мочало, щупальце – ср.р. Просека, бандероль, вуаль, коленка, мозоль, плацкарта – ж.р.
25 Изменяется по падежам
26 (пара) ботинок, валенок, погон, сапог, чулок Н О: носков, апельсенов, баклажанов, гектаров, мандаринов, помидоров, рельсов, томатов, комментариев, коррективов
27 (среди) армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Н О: калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов
28 ( Несколько) ампер, ватт, вольт, гран Н О: граммов, килограммов
29 (Отряд) солдат, партизан, гренадёр, гусар, драгун, улан ( Н О: минёров, сапёров)
30 Слова ж.р.: (несколько) барж, басен, вафель, туфель, домен, кочерёг, оглобель, свадеб, усадеб, простынь, яблонь, долей, кеглей, пригоршней, саклей, свечей (Н О: игра не стоит свеч), цаплей
31 Слова ср.р.: (нет) верховьев, низовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий, коленей, снадобий, блок, древков, личиков, остриёв, болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев, блюдец, одеялец, полотенец
33 Есть слова, не имеющие формы ед.ч. : (Не было) нападок, потёмок, сумерек, граблей, яслей, заморозков, лохмотьев.
34 Укажите правильный вариант Покупатель попросил дать ему примерить (правый туфель – правую туфлю).
35 Укажите правильный вариант Покупатель попросил дать ему примерить (правый туфель – правую туфлю).
36 Укажите правильный вариант Крыша дома была покрыта (толем – талью).
37 Укажите правильный вариант Крыша дома была покрыта (толем – талью).
38 Укажите правильный вариант Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается ( правый рельс – правая рельса)
39 Укажите правильный вариант Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается ( правый рельс – правая рельса)
40 Укажите правильный вариант В продажу поступила первая партия ранних (помидор – помидоров)
41 Укажите правильный вариант В продажу поступила первая партия ранних (помидор – помидоров)
42 Укажите правильный вариант В магазине был большой выбор чулок (чулков) и носков (носок)
43 Укажите правильный вариант В магазине был большой выбор чулок (чулков) и носков (носок)
44 Найдите ошибки в образовании существительных: Пять килограмм апельсен и помидор Мой мозоль Все лектора, договора Моё день рожденье В пальто
45 Найдите ошибки в образовании существительных: Пять килограммов апельсенов и помидоров Моя мозоль Все лекторы, договоры Мой день рожденье В пальто
46 Ошибки в образовании форм прилагательного
47 Имя прилагательное- самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая? какие? и обозначает признак предмета: Деревянный столик Серебряное копытце
48 Морфологические признаки прилагательного – род, число, падеж: голубой цветок
49 Основные категории имени прилагательного
50 Разряды по значению
51 Качественные прилагательные обозначают качество, которое может проявляться в больней или меньней степени Высокий, низкий, ровный
52 От качественных прилагательных можно образовать краткую форму, сравнительные степени, наречие на –о или –е или другое прилагательное, существительное, у него есть антоним.
53 Относительные прилагательные – это прилагательные, которые называют признак предмета через отнонение этого предмета к другим предметам. Серебряное кольцо – кольцо из серебра.
54 Относительный признак постоянен, поэтому относительные прил -ые не имеют степеней сравнения Не образуют краткую форму Наречия на –о Отвлечённые существительные Не сочетаются с наречиями меры и степени.
55 Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-либо живому существу и отвечают на вопрос чей? Например: Мамин, дедов, лисья(нора – чья?), волчий(хвост – чей?).
56 Относительные и притяжательные прилагательные могут переходить в разряд качественных. Медвежья берлога – притяжательное; Медвежья шуба – относительное; Медвежья услуга – качественное прилагательное.
57 Степени сравнения
58 Существуют две степени сравнения: сравнительная превосходная.
59 Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в больней или меньней степени, чем в другом: Этот тополь выне клена; Дон уже Волги.
60 Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольней или наименьней степени: Российская государственная библиотека – крупнейшая в наней стране.
61 Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов: -ее(-ей): удобный – удобнее; -е: большой – больне; -не: старый – старне.
62 Простая превосходная степень образуется с помощью суффикса –ейш- или –айш-: Спокойный – спокойнейший.
63 Сложная (составная) превосходная степень образуется от полной формы с помощью частиц: самый, наиболее, наименее.
64 Составная превосходная: Самый умный, наиболее сильный, наименее деликатный, лучне всех, ярче всего.
65 Прилагательны е в форме превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам.
66 Форма прилагательных.
68 Относительные прилагательные и полные качественные склоняются одинаково. Падеж, число и род прилагательного определяется по падежу, числу и роду того существительного, от которого зависит прилагательное.
69 Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать у прилагательного. Каким? - - мы (-им); Каком? - -ом (-ем)
70 Впишите окончания прилагательных в предложении. Син… пламенем пылают стаи туч над бездной моря. В сен… небе звезды блещут, в сен… море волны плещут.
71 Впишите окончания прилагательных в предложении. Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. В сенем небе звезды блещут, в сенем море волны плещут.
72 Краткая (только для качественных прилагательных): Умен, горд, образованна, воспитана.
73 Морфологические нормы (образование форм слова). Вопрос А3
74 При полной форме прилагательного, употреблённой в функции именной части составного сказуемого, как правило, не могут быть управляемые слова, а при краткой форме – могут:
75 Он был болен ангиной (Н Е Л Ь З Я: он был больной ангиной) Он способен к музыке ( Н Е Л Ь З Я: он способный к музыке)
76 Ученик был (способный – способен) к математике.
78 При форме сравнительной степени ( более высокие) должен быть указан предмет сравнения ( более высокие, чем…) или добавлено усилительное слово ещё.
79 Краткую форму на –ЕН (а не – ЕНЕН) имеют прилагательные: бессмысленный – бессмыслен Бедственный – бедственен Беспочвенный – беспочвен Величественный – величественен Искусственный – искусственен
80 НЕ употребляются: «Более лучший», «Более худший»
81 В литературном языке приняты такие формы сравнительной степени прилагательных: Бойче, хлёстче, ловче, слаще
82 НЕ употребляются в качестве однородных членов предложения полная и краткая формы прилагательных: Дом каменный и весьма прочен.
83 Первый успех вдохновил молодого спортсмена, и на очередных соревнованиях он показал (более высокие – ёщё более высокие) результаты.
84 Первый успех вдохновил молодого спортсмена, и на очередных соревнованиях он показал (более высокие – ещё более высокие) результаты.
85 Подобный результат (бессмысленный – бессмыслен).
87 У мальчика появились и (худшие – более худшие) привычки.
88 Кто ответствен – ответственен за безопасность?
90 Шахматная партия была отложена в (лучнем – более лучнем) положении для белых.
92 Укажите ошибки в образовании прилагательных Более грамотнее, Самый интереснейший, Это позволяет автору ярче и более образнее представить содержание текста.
93 Укажите ошибки в образовании прилагательных Грамотнее, Интереснейший, Это позволяет автору ярче и образнее представить содержание текста.
94 Ошибки в образовании местоимений
95 Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
96 К местоимениям можно задать вопросы кто? что?(я, он, мы); какой? чей?(этот, наш); как? где? когда?(так, там, тогда) и др. Какой вопрос следует задать, зависит от части речи, которую местоимение заменяет: Мой (чей?) брат ходит в детский сад. Там (где?) ему (кому?) нравится.
98 Личные местоимения. К личнмы местоимениям относятся: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Это местоимения- существительные. Личнмыи они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.
99 Личные местоимения I лицея, мы II лицо ты, вы III лицо он, она, оно, они
100 Падежи Личные местоимения И.п.Я ты он оно она мы вы они Р.п.Меня тебя его его её нас вас их Д.п.Мне тебе ему ему ей нам вам им В.п.Меня тебя его его её нас вас их Т.п.Мной тобой им им ею (ей) нами вами ими П.п.(обо) (о) (о) (о) (о) (о) (о) (о) Мне тебе нём нём ней нас вас них
101 Возвратное местоимение. В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение- существительное.
102 В предложении возвратное местоимение себя выполняет роль дополнения. Им.п В.п.Кого? себя Р.п.Кого? себяТ.п.Кем? собой(ой) Д.п.Кому? себеП.п.О ком? (о) себе
103 Притяжательные местоимения. Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой указывают на признак предмета по его принадлежности и отвечают на вопрос чей? (чья? чье? чьи?). Это местоимения- прилагательные.
104 Вопросительные местоимения. Вопросительные местоимения кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем? и др. употребляются в вопросительных предложениях.
105 Дети встанут, прибегут, Сто вопросов зададут, Тысячу вопросов: - Сколько лет слоны живут? - Кто был Ломоносов? - Где течет река Нева? - А когда же спит сова?
106 Относительные местоимения
107 Местоимения кто, что, какой, чей, который, сколько, когда, где, куда, как и др. являются относительнмыи в тех случаях, когда они употребляются для связи в простых предложениях в составе сложноподчиненных.
108 Неопределенные местоимения некто, нечто, некоторый, несколько, некогда, кто-то, что- то, кто-нибудь, какой-то, когда- то, где-то, кое-кто, кое-где и др. указывают на неопределенные, неизвестные предметы, признаки, количество.
109 Неопределенные местоимения образуются от вопросительных прибавлением частицы не, которая превращается в приставку (некто, нечто, некоторый, несколько, некогда), и частиц –то, -либо, -нибудь, кое- (кто-то, какой-нибудь, кое-что, кое-где).
110 Местоимения с частицами –то, - либо, -нибудь, кое- пишутся через дефис: кто-то, что-то, кто-нибудь, кое-что, кое-кто, куда-то, где-то, кое-когда, кое-зачем. Если частица кое- отделена от местоимения предлогом, то она пинется отдельно: кое у кого, кое о чем.
111 Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений кто? что? какой? чей? где? когда? куда? и др. прибавлением частиц ни или не, которые превращаются в приставки.
112 Определительные местоимения. Определительные местоимения : сам, всякий, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др.
113 Указательные местоимения: тот, та, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь и др.
114 Морфологические нормы (образование форм слова).
115 Местоимение обычно заменяет ближайнее к нему преднествующее существительное. Нарунение этого положения ведёт к искажению смысла.
116 Выберите одну из форм. Ваня остался сиротой; отец умер, когда (ему – мальчику) было девять лет.
117 Выберите одну из форм. Ваня остался сиротой; отец умер, когда (ему – мальчику) было девять лет.
118 К личнмы местоимениям 3-го лица(он, она, оно, они) прибавляется начальное н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без него, с ней и после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющий Р.п.
119 Выберите одну из форм. Проводник шёл впереди, а сзади(его – него) ехала нагруженная вещами повозка.
120 Выберите одну из форм. Проводник шёл впереди, а сзади(его – него) ехала нагруженная вещами повозка.
121 Возвратные местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад местоимение себе по смыслу относится к слову дворник, а свой – ассистент.
122 Выберите одну из форм. Больной попросил сестру налить(себе – ему) воды.
123 Формы у ней, от ней носят разговорный или устарелый характер. Правильнмыи являются формы у неё, от неё.
124 Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от(ней – неё) можно было ожидать многого.
126 Выберите одну из форм. Если ученик не исправит своё поведение, то в отнонении(его – него)будут приняты более строгие меры.
127 Выберите одну из форм. Если ученик не исправит своё поведение, то в отнонении(его – него)будут приняты более строгие меры.
128 Морфологические нормы.
129 Ошибки в образовании форм существительного
130 Ошибки в образовании форм прилагательного
131 Ошибки в образовании местоимений
132 Морфологические нормы (образование форм слова). Урок 1
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.