Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтепан Михалков
1 О БЩИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
2 Цель: Охарактеризовать процесс обучения психологии Воспитательная цель: Развить определенные навыки и умения у студентов Учебная цель: Научиться применять методы и методики в процессе обучения
3 У ЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бадмаев Г.А. Методика преподавания психологии. – м.,2000, С ЛяУДИС В.Я Методика преподавания психологии. СПБ.: ПИТЕР, 2007, С.76 – КАРАНДАШЕВ В.Н. Методика преподавания психологии. СПБ.: ПИТЕР, 2007, С. 76 – 83
4 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ УСВОЕНИЯ И ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 2. ТЕОРИЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВЫБОРА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ МЕТОДОВ 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЦЕЛОМУ КУРСУ 4. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБЯСНЕНИЯ, ОСВОЕНИЕ И КОНТОРОЛЯ 6. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКЦИЙ, СЕМИНАРОВ, ПРАКТИКУМОВ, ФОРМ САМОСТОЯЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЭКЗАМЕНОВ 7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ В КАЖДОЙ ИЗ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
5 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ УСВОЕНИЯ И ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Обучение - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
6 Общие цели обучения: 1) формирование знаний (системы понятий) и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений); 2) повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления и формирование потребностей и способностей к самообучению, умение учиться. задачи: - стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; - организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; - развитие мышления, памяти, творческих способностей; - совершенствование учебных умений и навыков; - выработка научного мировоззрения и нравственно- эстетической культуры.
7 Формы организации учебного процесса обеспечивают: коллективную и индивидуальную деятельность студентов, выполняя интегрирующие-дифференцирующую. Систематизирующая и структурирующая функции. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплексирующую и координирующую функции. Наконец, стимулирующая функция проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответствует особенностям возраста студента, специфике развития их психики.
8 Обязательной составной частью организации и осуществления контроля за процессом обучения является проверка знаний, навыков и умений, осуществляемая в виде постоянного и непрерывного контроля за ходом их формирования, функционирования и совершенствования.
9 Т РЕБОВАНИЕ К ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ : систематичности, предполагающей ее постоянное и непрерывное осуществление; всесторонности, ориентирующей преподавателя на контроль как за всем процессом формирования знаний, навыков и умений, так и всеми знаниями, навыками и умениями;
10 объективности, требующей качественного контроля за формирующимися знаниями, навыками и умениями; индивидуальности в сочетании с коллективностью, нацеливающих преподавателя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных студентов, но и всего их коллектива;
11 познавательности, предполагающей важность и необходимость проверки как показателя эффективности процесса формирования знаний, навыков и умений; дифференцированности, ориентирующей, во-первых, на использование конкретных методов проверки для повышения качества формирования определенных знаний, навыков и умений, и, во-вторых, на их комплексное применение в интересах совершенствования всего процесса обучения;
12 выявления новизны, требующей совершенствования форм и методов проверки знаний, навыков и умений с целью повышения эффективности самой проверки.
13 Х АРАКТЕРНЫМИ ЧЕРТАМИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ : научно обоснованное планирование процесса обучения; единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки студентов; высокий уровень и быстрый темп изучения учебного материала; максимальная активность и достаточная самостоятельность обучения; сочетание индивидуальной и коллективной работы студентов; насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения; комплексирование различных предметов обучения.
14 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Принцип самоорганизации Принцип развития Принцип самодеятельности Принцип ролевого участия Принцип ответственности Принцип коллективизма Принцип психологического обеспечения
15 2. ТЕОРИЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВЫБОРА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ МЕТОДОВ Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский). Метод обучения - система целенаправленных действий преподавателя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).
16 М ЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКУ ЗНАНИЙ Словесные методы Наглядные методы Практические методы Методы обучения по характеру познавательной деятельности Активные и интенсивные методы обучения
17 Г ЛАВНОЕ В СОДЕРЖАНИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЭТО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, А ИХ УСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ТРЕБУЕТ ТАКОЙ МЕТОДИКИ, КОТОРАЯ УЧИТЫВАЕТ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ИХ ОТ ОБЫДЕННЫХ, ЖИТЕЙСКИХ ЗНАНИЙ, А ТАКЖЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, НАЗЫВАЕМЫХ ЭМПИРИЧЕСКИМИ.
18 Т РИ ГРУППЫ МЕТОДОВ ( Л ЯУДИС В.Я.) : а) программированного обучения б) проблемного обучения в) интерактивного (коммуникативного) обучения»
19 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЦЕЛОМУ КУРСУ Цели обучения психологии Психология как область гуманитарного знания Психологические аспекты теории обучения Активные методы обучения Формы и методы преподавания психологии Лекционная форма обучения. Методика чтения лекции Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах Методика организации и управления учебной дискуссией Преподавание психологии как теоретической дисциплины. Методические особенности преподавания прикладной психологии Управление самостоятельной работой студентов Контроль и коррекция учебной деятельности студентов
20 4. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Предметные типы задач. Логические типы задач. Психологические типы задач.
21 5. Р АСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБЪЯСНЕНИЯ, ОСВОЕНИЯ И КОНТРОЛЯ.
22 Время в учебном процессе, как в лекции так и практике, распределяется на : - объяснение -освоение - контроль
23 Объяснение - воздействие словом. Словесное описание того, что произошло или того, что требуется. Хорошее объяснение дает понимание.
24 Освоение- Вполне овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать.
25 Контроль- Проверка полученных знаний, речевых навыков и умений слушателей предусматривается в индивидуальных учебных планах учащихся, проводится регулярно и имеет разные формы. По цели различают следующие формы контроля в учебном процессе: диагноз (что может студент), констатация (что знает и умеет студент), прогноз (чего можно добиться).
26 6. О СОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКЦИЙ, СЕМИНАРОВ, ПРАКТИКУМОВ, ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЭКЗАМЕНОВ.
27 О СОБЕННОСТИ ЛЕКЦИИ. Один из первых вопросов, который необходимо решить в процессе чтения лекции, это доведение до сознания аудитории научного содержания основных понятий темы. Формирование понятий представляет особую педагогическую задачу, не всегда осуществимая в ограниченных рамках лекционного времени, но обязательно организуемая на семинарских и других групповых занятиях для усвоения студентами основных понятий и категорий психологической науки 1
28 доказательность изложения. Доказательность в речи лектора служит росту убежденности студента в своих знаниях, формированию у него чувства уверенности в них. Экспериментальные данные. являются свидетельством связи теории с жизнью, с практикой информативность содержания. отсутствие в нем банальных утверждений, избитых выражений, примитивных примеров. проблемность изложения. методический эффект постановки проблемных вопросов в лекции заключается в активизации мышления студентов
29 П РАКТИЧЕСКИЕ, СЕМИНАРСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ Все формы практических занятий по психологии имеют целью научить студентов применению теоретических знаний на практике.
30 К ОСНОВНЫМ ФОРМАМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕ СЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ. Семинары-практикумы. на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач Семинары-дискуссии. посвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики практические занятия. имеют целью обучить студентов решению специфических задач по профилю своей специальности.
31 Лабораторные занятия. обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки. Тестирование. как метод исследования студентам приходится применять их на самих себе, в следствии этого, они познают этот метод, проверяя его друг на друге.
32 МОЖНО УКАЗАТЬ НА ДВА ОБЩИХ ПРИНЦИПА ПОДХОДА К РАЗ РАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. принцип «от теории к практике», когда подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем и предлагается студентам самим найти соответствующие примеры в практической жизни Второй принцип: «от жизни к теории». В этом случае в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории
33 ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Первое требование: занятия не должны быть громоздкими. Второе требование: обязательная для преподавателя теоретическая интерпретация полученных студентами тестовых и других фак тов, а также качественных и количественных данных анкетирования, эксперимента и т. д. Третье требование: выводы из анализа преподаватель должен делать не только относительно возможностей самих иссле довательских процедур, но и по содержанию самих психологических феноменов, которые стали объектом исследования.
34 7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ В КАЖДОЙ ИЗ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ.
35 Слово "метод" (от греч. - исследование) означает способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям. В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей
36 ПОНЯТИЕ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ОТРАЖАЕТ : 1. Способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленные на решение задач обучения. 2. Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
37 В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕТОДЫ ВЫПОЛНЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ : - обучающую - развивающую - воспитывающую - побуждающую - контрольно-корректировочную
38 Т РАДИЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (Е.И. П ЕРОВСКИЙ, Е.Я. Г ОЛАНТ, П О Л ОРДКИПАНИДЗЕ ) -практический (упражнения); - наглядный (иллюстрация, демонстрация); - словесный (объяснение, разъяснение, рассказ); - работа с книгой (чтение, изучение, реферирование); - видеометод (просмотр, обучение, упражнение, контроль).
39 МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ ГРУППЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ : - направленные преимущественно на теоретическую подготовку обучающихся; - направленные преимущественно на практическую подготовку обучающихся; - формы контроля знаний и умений обучающихся.
40 С РЕДИ ОСНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ВЫДЕЛЯЮТ ТАКИЕ, КАК : урок, лекция, активные формы обучения, формы практической подготовки, курсовое и дипломное проектирование, самостоятельные внеаудиторные занятия.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.