Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЭлеонора Ляпунова
1 Анализ внешнеторгового оборота Нижегородской области с точки зрения реализации потенциала экспорта и замещения импорта
2 Динамика импорта в Нижегородскую область. Тыс. долл. США 1. Пик импорта приходится на 2012 год – 3,8 млрд. долл. США. 2. Импорт из стран СНГ сократился с 644,5 млн. долл. США в 2009 году до 77,6 долл. США в 2014 году. Это связано с сокращением поставок из Украины, а также исключением из таможенной статистики Казахстана и Беларуси
3 Импорт в Нижегородскую область. Региональная география. Тыс. долл. США 1. Практически половина импорта приходится на страны Западной Европы. 2. Благодаря Китаю существенное место среди импортеров занимают страны БРИКС. Также более 5% приходится на Восточную Европу и Прибалтику, а также США,Канаду, Японию и Австралию.
4 Ведущие страны-поставщики продукции в Нижегородскую область Тыс. долл. США 1. Основные торговые партнер региона по импорту среди стран – Германия, Китай и Франция. При этом роль Китая быстро растет. 2. Из 10 ведущих партнеров по импорту 8 находятся под взаимными санкциями с Россией.
5 Структура основного импорта Германии и Китая. Тыс. долл. США 1. Китай обошел Германию по объемам поставок механического оборудования и электрических машин. 2. Германия опережает Китай по ввозу наземного транспорта, фармацевтики, пластмасс, черных металлов.
6 Товарная структура импорта в Нижегородскую область. Тыс. долл. США 1. Основу импорта в Нижегородскую область составляют машины, оборудование и транспортные средства, а также продукция химического производства, металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. 2. По итогам 2014 года наблюдается сокращение импорта «инвестиционной» продукции – машин, оборудования, транспортных средств. В других «весомых» товарных группах наблюдался рост импорта– металлы и изделия из них, продукция хим. производства.
7 Товарная структура импорта в Нижегородскую область. Тыс. долл. США 1. Первый квартал 2015 года характеризуется обвальным снижением импорта в регион по сравнению как с первым кварталом 2013 года, так и первым кварталом 2014 года. При этом серьезный спад отмечен в трех из четырех основных товарных статьях регионального импорта: «машины, оборудование и транспортные средства» (ввоз составил всего 36,7% от уровня 2013 года), «металлы и изделия из них» (41,2%), «продовольственные товары и сырье» (49,1%).
8 Товарная структура импорта в регион. Товары- лидеры по объемам ввоза. Тыс. долл. США 1. Первая десятка ввозимых товаров занимает почти три четверти импорта и представлена преимущественно товарами промышленного назначения – «механические оборудования и устройства», «черные металлы», «пластмассы», «электрические машины и оборудование», частично «наземный транспорт», «прочие химические продукты» и «изделия из черных металлов».
9 Импорт механических устройств и оборудования. Страны-лидеры по объемам ввоза. Тыс. долл. США 1. Импорт механического оборудования и устройств высоко сконцентрирован по странам. На первые пять стран в 2013 году пришлось 53,5% объемов, а на первую десятку– 82,3%. В первую десятку входила Украина, поставки из которой в 2015 году почти прекратились, а также представитель стран Восточной Европы – Чехия, которая сумела сохранить достаточно развитое машиностроение.
10 Украинский импорт 1. Украинский импорт снизился с 434,5 млн. долл. США в 2009 году до 64,7 млн. долл. США в 2014 году. Основу украинского импорта в Нижегородскую область составляли черные металлы, механическое оборудование и устройства, железнодорожные транспортные средства, органическая химия, молочная продукция, фармацевтика и изделия из древесины. 2. В связи с уходом с российского рынка украинских производителей, для нижегородских малых и средних компаний в аспекте замещения их продукции освобождаются следующие ниши: выпуск молочной продукции, алкогольных и безалкогольных напитков, изделий из древесины, электрического оборудования, органической химии – как минимум на 30 млн. долл. США в год.
11 Экспорт Нижегородской области. Тыс. долл. США 1. Объем экспорта из Нижегородской области достигал наибольшего значения в 2011 году – 6,1 млрд. долл. США, увеличившись относительно кризисного 2009 года в 2,23 раза. Далее, объем вывоза продукции за рубеж из нашего региона начал снижаться, причем в 2014 году, когда на рыночную ситуацию стали влиять взаимные санкции с западными странами, спад относительно максимума составил около 20%.
12 Экспорт из Нижегородской области. Региональная география. Тыс. долл. США 1. Основной экспорт из Нижегородской области приходится на страны Западной Европы, причем, в поставках доминирует минеральное топливо
13 Объемы экспорта в страны СНГ. Тыс. долл. США 1. Экспорт в страны СНГ за рассматриваемый период имеет тенденцию к снижению. Причины те же, что и в случае с импортом – в таможенной статистике перестали учитываться поставки в Казахстан и Республику Беларусь, а также отмечается ощутимое снижение экспорта на Украину. 2. С учетом продолжающегося сокращения экспорта на Украину в 2015 году (статистика 1-го квартала), основным покупателем продукции нижегородских предприятий среди стран СНГ станет Азербайджан.
14 Структура экспорта на Украину. Тыс. долл. США 1. Основу экспорта на Украину составляли «топливо минеральное», «наземный транспорт», «железнодорожный транспорт», «фармацевтика», «бумага и картон».
15 Ведущие страны-покупатели продукции из Нижегородской области. Тыс. долл. США 1. С огромным отрывом в списке покупателей продукции Нижегородской области лидируют Нидерланды. Это связано с тем, что через эту страну осуществляются основные поставки минерального топлива из Нижегородской области на экспорт. 2. Из 10 ведущих партнеров по экспорту 8 находятся под взаимными санкциями с Россией.
16 Структура основного экспорта в Германию. Тыс. долл. США 1. В отличие от Нидерландов, Финляндии, Швеции и Бельгии, куда Нижегородская область поставляет ограниченную номенклатуру продукции (минеральное топливо, бумага, органическая химия и изделия из черных металлов), экспорт в Германию включает относительно широкую гамму товаров, в том числе, с высокой добавленной стоимостью.
17 Объемы импорта в страны БРИКС. Тыс. долл. США 1. Экспорт в страны БРИКС в среднем находится на уровне 2,7% от общего объема зарубежных поставок нижегородских предприятий. В основном он формируется за счет продаж в Индию. 2. В Китай наш регион поставляет преимущественно «электрические машины и оборудование», а также «продукцию органической химии», «механические устройства и оборудование», «пластмассы и изделия из них», однако, объемы поставок не велики.
18 Структура основного экспорта в Индию. Тыс. долл. США 1. Динамика экспорта в Индию определяется наличием сделок по продажам оборудования. Максимум экспорта приходится на 2011 год, когда Индией были закуплены относительно большие объемы «механического оборудования и устройств», а также «электрических машин и оборудования».
19 Товарная структура экспорта из Нижегородской области. Тыс. долл. США 1. В первом квартале 2015 года значительный спад экспорта как к 1-му кварталу 2014 года, так и к 1-му кварталу 2013 года. Большое снижение наблюдается в позициях с высокой добавленной стоимостью и заметной долей в экспорте – «металлы и изделия из них» и «машины, оборудование и транспортные средства». Нижегородские компании из машиностроительных и металлообрабатывающих отраслей не смогли использовать ослабление рубля в свою пользу, а из-за потери украинского рынка ситуация в этих товарных группах ощутимо ухудшилась.
20 Товарная структура экспорта в страны СНГ. Тыс. долл. США 1. На первом месте по объемам продаж в страны СНГ за рассматриваемый период «машины, оборудование и транспортные средства». Всего их было продано на 2 млрд. долл. США. Однако, в 2014 году отмечается значительное снижение экспорта по данной товарной группе. Почти равные объемы продаж, около 1,3 млрд. долл. США, зафиксированы по группам «металлы и изделия из них», а также «продукция химического производства». Спад в 2014 году по данным статьям также весьма существенный.
21 Товарная структура экспорта в дальнее зарубежье. Тыс. долл. США 1. В экспорте в дальнее зарубежье преобладают поставки «минеральных продуктов» - в среднем 74,4% от общего объема поставок за рассматриваемый период. На втором месте со значительным отрывом «машины, оборудование и другие транспортные средства» - 8,4%, затем «металлы и изделия из них» - 7,9%.
22 Товарная структура экспорта из Нижегородской области. Лидеры по объемам. Тыс. долл. США 1. На первом месте в объемах экспорта с огромным отрывом «топливо минеральное» - 60% от общего объема продаж. Далее следуют «изделия из черных металлов» - 8,7%, затем «наземный транспорт» - 4,3%, «бумага и картон» - 3,6% и замыкает пятерку лидеров «механическое оборудование» - 2,4%.
23 Страновая структура экспорта по отдельным товарам по итогам 2014 года Основные поставки «механического оборудования» велись в Германию (30,1 млн. долл. США) и Францию (13,3 млн. долл. США). Поставки в диапазоне от 1 млн. долл. США до 10 млн. долл. США осуществились в Австрию, Бельгию, Венесуэлу, Иран, Латвию, Литву, Польшу, США, Турцию и Чешскую республику. Наибольшие объемы по позиции «электрические машины и оборудование» были реализованы в Азербайджан, Вьетнам, Венесуэлу, Германию, Египет, Китай, Таджикистан и Узбекистан. При этом годовой объем по каждой из стран не превысил 10 млн. долл. США. Крупнейшим покупателем «изделий из черных металлов» стала Болгария с объемом закупки 213,7 млн. долл. США. Закупки в диапазоне от 1 до 10 млн. долл. США сделали Азербайджан, Германия, Венгрия, Италия, Польша, Латвия, Нидерланды, США, Туркмения, Украина, Финляндия, Франция Основными покупателями «наземного транспорта» по итогам 2014 года оказались Азербайджан (76,8 млн. долл. США), Египет (56,1 млн. долл. США), Венесуэла (38,2 млн. долл. США) и Узбекистан (23,3 млн. долл. США).
24 Выводы на основании анализа статистики ВЭД 1. Под воздействием взаимных санкций объемы импорта в Нижегородскую область начали снижаться – по итогам 2014 года спад составил около 20%. Спад экспорта в 2014 году относительно 2013 года составил около 13%. В первом квартале 2015 года снижение экспорта и импорта продолжилось. 2. В связи с уходом с российского рынка украинских производителей, для нижегородских МСП освободились товарные ниши общим объемом не менее 30 млн. Долл. США в год: молочные продукты, алкогольные и безалкогольные напитки, изделия из древесины, электрическое оборудование, органическая химия. 3. В свою очередь, из-за сворачивания торговли с Украиной нижегородские поставщики лишились крупного сегмента сбыта своих товаров объемом свыше 300 млн. долл. США в год.
25 Выводы на основании анализа статистики ВЭД 4. Главным поставщиком товаров на нижегородский рынок является Китай. При этом он лидирует в импорте в регион механического оборудования и устройств, электрических машин и оборудования. Можно говорить, что вместо технологической зависимости от стран Запада (в первую очередь, Германии), регион попадает в зависимость от Китая. 5. Самый важный торговый партнер нижегородского региона в дальнем зарубежье в настоящее время Германия. Она занимает второе место в импорте и пятое в экспорте. Причем, если в другие западноевропейские страны-лидеры по ввозу нижегородской продукции мы поставляем преимущественно топливо, бумагу, продукцию органической химии, черные металлы и изделия из них, то в Германию осуществляется ввоз широкой товарной номенклатуры, в том числе значительная доля изделий с высокой добавленной стоимостью. 6. Из десяти ведущих стран-импортеров в Нижегородскую область (страны Западной Европы, США и Япония) с восемью у России имеются взаимные санкции. При этом импорт из этих стран в основном составляет высокотехнологичное оборудование и комплектующие, что ставит под угрозу ключевые отрасли нижегородской экономики в случае прекращения поставок.
26 Выводы на основании анализа статистики ВЭД 7. Необходима срочная диверсификация поставок (импортосмещение) в сфере закупок высокотехнологичного оборудования, а также быстрое развертывание импортозамещения. В качестве партнеров могут быть привлечены компании из Азии (Гонконг, Тайвань, Сингапур, Малайзия), а также европейских стран, сохраняющих относительную лояльность к России (Австрия, Венгрия, Швейцария). 8. Товарная структура импорта в Нижегородскую область в основном формируется за счет машин, оборудования, транспортных средств (более 40% от общего объема поставок), а также продукции химического производства (около 30%), металлов и изделий из них (около 15%). Обратим внимание, что указанные отрасли составляют основу нижегородской экономики, что указывает на возможность широкого импортозамещения в этих направлениях.
27 Выводы на основании анализа статистики ВЭД 9. Необходимо расширять научно-технологическое и производственное сотрудничество с фирмами Индии, где имеются хорошие заделы в инновационной продукции (например, робототехника). 10. Из стран-покупателей нижегородской продукции следует дополнительно выделить Венесуэлу, Турцию и Египет. Эти страны закупают относительно большую долю продукции с высокой добавленной стоимостью – органическую химию, пластмассы, электрическое и механическое оборудование, наземный транспорт.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.