Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРостислав Блудов
1 Воронцова Эльмира Лекмановна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы 2 имени Б.П.Зиновьева 1
2 Продолжить формирование следующих коммуникативно-речевых умений: - умение отбирать в исходном тексте основное и существенное; - умение сокращать текст разными способами; - умение правильно и логично излагать свои мысли; - умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. 2
3 1 ) Упрощение (замена): замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым; 2) Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов; 3) Обобщение (слияние нескольких предложений в одно). 3
4 1. Упрощение Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня. Откуда знать он мог, что бабушка была для меня всем, что есть на этом свете дорогого. (замена однородных членов обобщающим наименованием) 4
5 2. Исключение Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. Мне нужно было бросить всё и поспешить на похороны, а я не сделал этого. (исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение) 5
6 3. Обобщение (слияние) и исключение. Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. Кожа блестит, и через неё видна каждая косточка. (Слияние предложений и исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение) 6
7 1. Определите тему текста ( о чём текст?). 2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). 3. Определите стиль текста и тип речи. 4. Определите особенности построения текста: - в повествовании – начало события, ход его, кульминация, конец; - в описании – предмет речи и его значимые признаки; - в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод. 5. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части. 7
8 Записать опорные слова в каждом абзаце (микротексте). Сформулировать главную мысль каждого абзаца (микротекста), стараясь в тексте найти точную фразу. (Можно сформулировать самостоятельно, если в тексте не удается найти конкретной фразы). Осознанно убирая всё несущественное, неглавное, составить каждый абзац, используя основные приемы компрессии текста. Записать полученные предложения. 8
9 1. Желание первому встретить бабушку у входа в дом. 2. На Земле произошли изменения, но в родном доме все, как прежде. 3. Долгожданная встреча и просьба близкого человека. 4. Сообщение о смерти бабушки. 5. «Живет в сердце вина». 9
10 Первой в деревне мне хотелось увидеть свою бабушку. Поэтому я пробрался к дому задами и замер у двери. Бабушка сидела у окна и сматывала на клубок нитки. Буря пролетела над землей! Перемешались миллионы че ловеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, подох фашизм, а тут все осталось по-старому: занавеска в крапинку, синяя кружка на припечке, даже бабушка на своем месте с привычным делом в руках. Бабушка увидела меня, хотела кинуться ко мне, но ее шатнуло в сторону, и она ухватилась за стол. Я увидел ее такие теперь маленькие руки. Кожа блестит, и через нее сквозит каждая косточка. Я сгреб бабушку в беремя. Она торопливо тыкалась мне в грудь, целовала там, где сердце, и все повторяла, что молилась за меня. На дряхлой ее щеке осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды. Бабушка жаловалась на усталость, чувствовала приближение смерти. Она просила меня приехать на похороны, закрыть глаза. Вскоре бабушка умерла. Хоронить меня не пустили. Сказали, что не положено. Откуда начальству было знать, кем была для меня бабушка? Теперь мучаюсь, что не поехал. Живет в сердце вина. Знаю, что бабушка простила бы меня. Но все равно терзаюсь непроходящей вечной болью, что не отдал родному человеку последний поклон. Бабушки нет, и некому прощать. 10
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.