Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМаксим Гулидов
1 ЭССЕ СЛОЖНЫЙ ПЛАН РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА Шкира Л. А., учитель обществознания МБОУ Гимназия 3
2 Эссе это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта.
3 Критерии оценивания ответа на задание С9Баллы К1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании. 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании. 0 К2 Характер и уровень теоретической аргументации Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на I балл. Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. 2 Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения. 1 Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл- ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой. 0 КЗКачество фактической аргументации Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников). 2 Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведён(-ы) пример(-ы) из источника одного типа. 1 Фактическая аргументация отсутствует ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису. 0 Максимальный балл 5
4 Образец черновика 1. Цитата 2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность 3. Смысл высказывания 4. Собственная точка зрения 5. Аргументация на теоретическом уровне 6. Фактическая аргументация 7. Вывод
5 ВЫБИРАЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЛЯ ЭССЕ, УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УВЕРЕНЫ, ЧТО : владеют основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится ; четко понимают смысл высказывания ; могут выразить собственное мнение ( полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его ); знают обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне ( при этом используемые термины и понятия должна четко со ответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы ); сумеют привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения
6 НАУКАПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИЯ Основные подходы к изучению общества. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Взаимосвязь основных сфер социализации личности. Национальная идентичность. Социальное взаимодействие. Значение коммуникационного процесса. Сущность социального конфликта. Взаимоотношения личности и коллектива. ЭКОНОМИКА Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. Проблема экономического выбора. Факторы производства и их значение в экономике. Труд как вид деятельности и экономический ресурс. Капитал как экономический ресурс. СОЦИОЛОГИЯ Молодёжь как социальная общность. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. Социальная мобильность. Выполнение различных социальных ролей. Наука как социальный институт. Социальные функции науки. ПОЛИТОЛОГИЯ Политический прогресс и его критерии. Соотношение экономики, политики и права. Сущность и особенности политической власти. Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. Политический режим: понятие и признаки. Сущность демократического режима. ПРАВОВЕДЕНИЕ o Право как регулятор общественной жизни. o Социальная ценность права. o Сущность и специфические признаки государства. o Право и мораль: сходства и различия.
7 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ( ТЕМЫ ) В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ДЛЯ ЭТОГО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФРАЗЫ - КЛИШЕ : Данная проблема ( тема ) является актуальной в условиях... глобализации общественных отношений ; формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства ; обострения глобальных проблем современности ; особого противоречивого характера научных открытий и изобретений ; развития международной интеграции ; современной рыночной экономики ; развития и преодоления мирового экономического кризиса ; жесткой дифференциации общества ; открытой социальной структуры современного общества ; формирования правового государства ; преодоления духовного, нравственного кризиса ; диалога культур ; необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
8 ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ АВТОРА Не стоит повторять дословно слова автора, главное раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише : « Смысл данного высказывания состоит в том, что...» « Автор обращает наше внимание на то, что...» « Автор убежден в том, что...»
9 НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ К ВЫСКАЗЫВАНИЮ АВТОРА. ЗДЕСЬ МОЖНО СОГЛАСИТЬСЯ С АВТОРОМ ПОЛНОСТЬЮ, МОЖНО ЧАСТИЧНО, ОПРОВЕРГНУВ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ЧАСТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ИЛИ ПОСПОРИТЬ С АВТОРОМ, ВЫСКАЗАВ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ МНЕНИЕ. Для этого нужно ответить на следующие вопросы : 1. Согласен ли я с мнением автора или нет ? 2. Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет ? 3. В чем заключается моя позиция по данному вопросу ? Формулируем собственное мнение по проблеме, используя фразы - клише : «Я согласен с автором в том, что... » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...» «Автор был прав, утверждая, что...» «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...» «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу.., но с... не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что...?»
10 АРГУМЕНТАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНА НА ДВУХ УРОВНЯХ : Теоретический уровень его основой являются обществоведческие знания ( понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей ). Эмпирический уровень здесь возможны два варианта : а ) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности ; б ) обращение к личному опыту.
11 ВЫВОД ВЫВОД Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования : он сводит воедино в одном - двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Фразы – клише : « Таким образом, можно сделать вывод ….» « Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что ….»
12 цитата«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого» (М. Бакунин) Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства. Смысл высказывания Автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие свободы. Границы свободы. Свобода и ответственность. Социальные гарантии свободы Закон как ограничитель свободы в правовом государстве Фактическая аргументация 1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом
13 СЛОЖНЫЙ ПЛАН 1.____________________________________________ 2.____________________________________________ а) б) в) 3.____________________________________________ а) б) в)
14 ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СЛОЖНОГО ПЛАНА РАЗВЁРНУТОГО ОТВЕТА УЧАЩИЕСЯ МОГУТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫМ АЛГОРИТМОМ : 1. Понятие, сущность Характерные черты, основные принципы 3. Специфические признаки Важнейшие задачи, основные функции Формы, типы, виды, классификации Структура Основные этапы, стадии развития Особенности развития Тенденции развития в современном мире, в РФ 10. Значение... в развитии общества, личности
15 Вы готовитесь к зачету по обществознанию на тему « Социализация индивида ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 1. Понятие социализации. 2. Виды социализации: а)первичная б)вторичная 3. Факторы, способствующие успешной социализации: а)агенты социализации б)социальные лифты в)социально-экономические и политические условия
16 ВАМ ПОРУЧЕНО НАПИСАТЬ СТАТЬЮ В ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ НА ТЕМУ « НАУКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ». СОСТАВЬТЕ ПЛАН, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ ВЫ БУДЕТЕ ОСВЕЩАТЬ ЭТУ ТЕМУ 1. Понятие науки: а)наука как социальный институт б)наука как отрасль духовного производства в)наука как особая система знаний 2. Виды науки: а)фундаментальные науки б)прикладные науки в)классификация наук в зависимости от предмета и метода познания 3. Развитие науки 4. Особенности научной картины мира.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.