Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДмитрий Бегичев
1 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для звука [Л]
2 Рекомендации по проведению гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5-7 минут. Упражнения необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка, ни в коем случае не высказывайте недовольство, если что-то не получается. Статические упражнения выполняются по секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность: идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х 12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Перед тем, как приступить к занятиям, вы должны четко знать, какие звуки у ребенка нарушены, знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.
3 ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК Выдвигаю свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: добиться расслабления мышц языка, усиления кровообращения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка 2. Покусывать середину языка 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперед- назад Во время выполнения произносить «та-та-та» Обратите внимание: Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в арт. гимнастике. Выполняя это упражнение, ребенок осуществляет самомассаж языка.
4 ЛОПАТОЧКА Устала собачка и дышит устало, И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до Обратите внимание: Губы растянуты в улыбке. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Если это упражнение не получается, то надо пошлепать губами по языку, проговаривая «пя-пя-пя»
5 ИГОЛОЧКА Улыбаюсь, вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад (от зубов к горлышку) Обратите внимание: Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка») Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта
6 КАЧЕЛИ Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Языком «качать качели»? РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: разрабатывать движение языка вниз и вверх, развивать его подвижность, укреплять мышцы, способствовать растяжке подъязычной связки (при ее укорочении) Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык, перевести его на верхнюю губу, вернуть на нижнюю и снова поднять на верхнюю. Повторять 6-8 раз, отдохнуть и повторить еще 3-4 раза. Обратите внимание: Не всегда удается сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх. Губы неподвижны, нижнюю губу внутрь не подворачивать.
7 МАЛЯР Мы работаем с утра, Красить потолок пора. Поводи вперед-назад – Наш маляр работе рад. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад (от зубов к горлышку) Обратите внимание: Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка») Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта
8 ПАРУС Улыбаюсь, рот открыт: «Парус там уже стоит. Прислоню язык, смотри, К зубкам верхним изнутри. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: удерживать язык за верхними зубами; укреплять мышцы языка. Описание: улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. Обратите внимание: Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка». Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы-ы-ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук [л].
9 ИНДЮК Широко открыт мой рот, Язычок – назад-вперед. Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл-бл» (так «болбочет» индюк). Обратите внимание: Кончик языка загибается кверху, остается широкий
10 ПАРОХОД Вывожу язык вперед, Закушу его – и вот: «Ы» тяну – и к нам идет Синий-синий пароход. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки [л] (особенно при напряженности языка и замене твердого [л] на мягкий [л]) Описание: слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит») Обратите внимание: Теплый воздух выходит по бокам Если при пропевании звука [ы] получается мягкий [л], попросите ребенка еще больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.