Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнна Мичурина
1 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для звука [р]
2 Рекомендации по проведению гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5-7 минут. Упражнения необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка, ни в коем случае не высказывайте недовольство, если что-то не получается. Статические упражнения выполняются по секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность: идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х 12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Перед тем, как приступить к занятиям, вы должны четко знать, какие звуки у ребенка нарушены, знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.
3 ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК Выдвигаю свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: добиться расслабления мышц языка, усиления кровообращения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка 2. Покусывать середину языка 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад Во время выполнения произносить «та-та-та» Обратите внимание: Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в арт. гимнастике. Выполняя это упражнение, ребенок осуществляет самомассаж языка.
4 ЛОПАТОЧКА Устала собачка и дышит устало, И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до Обратите внимание: Губы растянуты в улыбке. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Если это упражнение не получается, то надо пошлепать губами по языку, проговаривая «пя-пя-пя»
5 КАЧЕЛИ Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Языком «качать качели»? РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: разрабатывать движение языка вниз и вверх, развивать его подвижность, укреплять мышцы, способствовать растяжке подъязычной связки (при ее укорочении) Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык, перевести его на верхнюю губу, вернуть на нижнюю и снова поднять на верхнюю. Повторять 6-8 раз, отдохнуть и повторить еще 3-4 раза. Обратите внимание: Не всегда удается сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх. Губы неподвижны, нижнюю губу внутрь не подворачивать.
6 ЧАШЕЧКА Язычка загнем края, Делай также, как и я. Язычок лежит широкий И как чашечка глубокий. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов; укреплять мускулатуру языка. Описание: открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой», удерживать под счет от 1 до Повторить 3-4 раза. Обратите внимание: Если «чашечка» не получается, то надо пошлепать губами по языку «пя-пя-пя», распластать язык и слегка надавить на середину языка; при этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
7 МАЛЯР Мы работаем с утра, Красить потолок пора. Поводи вперед-назад – Наш маляр работе рад. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперед-назад (от зубов к горлышку) Обратите внимание: Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка») Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта
8 ЛОШАДКА Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок, И раздается щелчок. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: отрабатывать подъем языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку); укреплять мышцы языка. Описание: улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами») Обратите внимание: Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее») Нижняя челюсть не двигается, работает только язык
9 ГРИБОК Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука [р]; укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»); удерживать в таком положении 5-10 секунд. Обратите внимание: Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка»: ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идет медленно») и присасывать язык к нёбу.
10 ДЯТЕЛ Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук Раздается громкий стук. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука [р], укреплять мышцы кончика языка. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Обратите внимание: Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. Звук [д] носит характер четкого удара, не «хлюпает». Звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).
11 ГАРМОШКА Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У нее такой круиз. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: укреплять мышцы кончика языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. Обратите внимание: Если ребенок не может присосать язык к нёбу то нужно вернуться к упражнению «Лошадка», выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.
12 КУЧЕР Губы вместе я сведу, Через губы буду дуть. Поиграю я в игру И скажу лошадке: «Тпру!» РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению [р]; развивать силу выдоха. Описание: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них; губы вибрируют и слышен характерный звук: «Тпру-у-у!». Затем положить между губами широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»). Обратите внимание: Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее. Губы и язык должны быть расслаблены.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.