Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюдмила Паскевич
1 Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Технология продуктивного чтения
3 Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам? На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять. Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.
4 Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам технология формирования типа правильной читательской деятельности
5 ВСПОМНИМ, ЧТО НАМ ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
6 Что такое ЧТЕНИЕ? Учебный предмет Процесс освоения текста Общеучебное умение (компетенция) Из образовательной программы «Школа 2100»: «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте
7 Кого можно назвать «грамотным читателем»? Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать на содержание текстов: - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.) Выделите главную составляющую грамотности чтения
8 Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) под текстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
9 Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц, оглавления Ознакомительное Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать) чтение по абзацам графические пометки Изучающее Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации выделение смысловых частей вычитывание подтекста
10 3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них 1) До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа? Традиционный урок чтения: Учитель готовит детей к восприятию текста Первым новый текст читает учитель Традиционный урок чтения: Преобладает чтение вслух Вопросы на понимание факт. информации, пересказ ЖИЗНЬ:
11 ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ 1. Знакомство с технологией формирования типа правильной читательской деятельности (технологией продуктивного чтения) 2. Использование технологии при чтении учебно-научных текстов
12 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология формирования типа правильной читательской деятельности (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Алгоритм - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников по всем предметам с подтекстом, интригующими названиями и т.п.
13 1-й этап. Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по: - названию - имени автора - иллюстрациям (перед текстом) - выделенным словам (просмотровое чтение) - привлекая предшествующий читательский опыт мотивирование чтения
14 2-й этап. Работа с текстом во время чтения Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.) ПРИЕМ: диалог с автором -Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на под текстовый смысл) -Прогнозировать Ответы на эти вопросы -Проверять свои прогнозы, по ходу чтения интерпретация текста
15 3-й этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом
16 ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ (АЛГОРИТМ РАБОТЫ)
17 Подготовка текста к продуктивному чтению на уроке
18 Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке 1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, под текстовую и концептуальную информацию 2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту) 3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) 4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) 5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
19 19 Продуктивное чтение для художественных и учебно- научных текстов отличается, но суть одна. 1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, под текстовую (если есть) и концептуальную информацию 2. Определите роль данного текста на уроке (Художественный текст – художественная задача; учебно-научный текст: поиск решения проблемы, выполнение продуктивного задания) 3. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) 4. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения (диалог с авторов, комментарии и т.п.) 5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
20 Окружающий мир 4 кл. Что такое кровь? (Сложный ли это текст?) Кровь – внутренняя среда организма. Мышцы, кости и другие части тела состоят из отдельных клеток. Составляющие же кровь клетки не связаны друг с другом, а плавают в жидкой среде – кровяной плазме. Плазма сама по себе – прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус. Это сложнейший водный раствор, в котором есть почти все вещества, встречающиеся в организме. В каждой капле крови содержится около 100 миллионов живых клеток. Среди них больше всего красных кровяных клеток. Цвет им придаёт вещество красного цвета – гемоглобин. С помощью гемоглобина эти клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам. Белые кровяные клетки крупнее красных и могут сами перемещаться подобно амёбе. ДАЛЬШЕ
21 Они защищают организм от «попавших в него бактерий. Смелые защитники нападают на бактерий, хотя часто погибают при этом сами. Гной, скопившийся в воспалённой ранке, – это и есть погибшие бактерии и белые кровяные клетки. Попадая на воздух, кровь быстро темнеет, густеет и застывает – свёртывается. Не будь у неё этого замечательного свойства, из порезанного пальца могла бы вытечь вся кровь. К счастью, в крови находятся кровяные пластинки, которые, участвуя в свёртывании крови, закупоривают рану и останавливают кровотечение. Повреждённый кровеносный сосуд вскоре восстанавливается. Питательные вещества, витамины, растворённые газы, различные отходы путешествуют в кровеносных сосудах вместе с плазмой. Кровь транспортирует («перевозит») не только вещества, но и тепло. Например, лицо человека не замерзает на морозе благодаря постоянному притоку тёплой крови. ДАЛЬШЕ
22 Что такое кровь? (В: Что надо узнать, чтобы ответить? О: Из чего состоит? Для чего нужна? В: Есть в тексте выдел. слова? ) Кровь – внутренняя среда организма. (В:Почему среда?) Мышцы, кости и другие части тела состоят из отдельных клеток. Составляющие же кровь клетки не связаны друг с другом, а плавают в жидкой среде – кровяной плазме. (П:почему среда понятно! В: А что такое плазма?) Плазма сама по себе – прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус. Это сложнейший водный раствор, в котором есть почти все вещества, встречающиеся в организме. (П:получили ответ? На какой из двух вопросов к тексту можем ответить? Из чего?) В каждой капле крови содержится около 100 миллионов живых клеток. Среди них больше всего красных кровяных клеток. Цвет им придаёт вещество красного цвета – гемоглобин. (П:на какой вопрос к тексту получен ответ? Из чего? В: о чем можно спросить автора? Зачем?) С помощью гемоглобина эти клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам. (П: на какой вопрос получен ответ? Зачем нужна!) ДАЛЬШЕ
23 Белые кровяные клетки крупнее красных и могут сами перемещаться подобно амёбе. (П:на какой вопрос к тексту получен ответ? Из чего? В: Что можно спросить у автора? Зачем?) Они защищают организм от «попавших в него бактерий. (В: Как?) Смелые защитники нападают на бактерий, хотя часто погибают при этом сами. Гной, скопившийся в воспалённой ранке, – это и есть погибшие бактерии и белые кровяные клетки. (П:на какой вопрос к тексту получен ответ? Зачем?) Попадая на воздух, кровь быстро темнеет, густеет и застывает – свёртывается. Не будь у неё этого замечательного свойства, из порезанного пальца могла бы вытечь вся кровь. К счастью, в крови находятся кровяные пластинки, (Это к вопросу…Из чего?) которые, участвуя в свёртывании крови, закупоривают рану и останавливают кровотечение. Повреждённый кровеносный сосуд вскоре восстанавливается. (Это к вопросу…Зачем?) Питательные вещества, витамины, растворённые газы, различные отходы путешествуют в кровеносных сосудах вместе с плазмой. Кровь транспортирует («перевозит») не только вещества, но и тепло. Например, лицо человека не замерзает на морозе благодаря постоянному притоку тёплой крови. (Это к вопросу…Зачем?) Вернемся к заголовку. Можем теперь объяснить, что такое кровь?)
24 Прихрамывая, В (Почему? Что случилось?) О они спускались к речке (Путь явно был долгим и сложным), и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись (Не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе) среди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений (герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения). В (Ради чего?) Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями... – Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, - сказал один. П (Значит патроны кончились, именно к тайнику они стремятся) В (Догадались, почему хотя бы два?) О П Голос его звучал вяло, без всякого выражения… его спутник, только что вступивший в молочно-белую пенящуюся по камням воду, ничего ему не ответил. Он окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался один… Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман… Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев ни кустов ни травы – ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни. (Представили?) В его глазах появилось выражение страха… Литература, 5 кл. Любовь к жизни. Джек Лондон До чтения: Понятно заглавие? О какой любви идет речь? Во время чтения: Диалог с автором В – задай вопрос автору О – спрогнозируй ответ П – проверь себя по ходу чтения.
25 25 Работа с текстом на уроке русского языка Стили речи. Учебно-научный стиль. Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из 3 целей (В): общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь (П). В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нем выделяются разновидности, которые называются стилями (В): разговорный, книжные (научный, художественный и др.) (П) 2. Какие это 3 цели? 3. Что мы узнали о стилях и для чего они нужны? Можем предположить, что такое стиль? 1. О чем будет текст? Как вы понимаете значение этого слова?
26 …Важной задачей Владимира была оборона южных рубежей русской земли от набегов печенегов. В (Почему?) О (Предположи!) Печенежские орды кочевали в то время в причерноморских степях. Каждое лето, когда степные кони нагуливали силы на сочных травах, ханы объединялись и вели своих соплеменников на Русь. В городах и селах они находили богатую добычу: пищу, одежду, ткани, украшения. П (Понятно?) Заслышав о подходе русских дружин, печенеги так же быстро и неожиданно уходили обратно в степи, уводя сотни пленников. П (Понятно?) В (Что же делать князю?) О (Есть варианты?) По приказу Владимира вдоль притоков Днепра соорудили непреодолимые для печенежской конницы земляные валы. П Дороги и речные броды охраняли крепости, в которых Владимир велел служить воинам из северных областей Руси: словенам, кривичам, чуди. Эти пограничные заставы первыми принимали удар печенежских орд. В (А дальше?) Дым от сигнальных костров, зажигавшихся на их башнях, в несколько минут давал знать в Киеве о приближении врага. Навстречу печенегам выходила великокняжеская дружина. П (Ясно, что Владимир дал людям?) 26 История 6 кл. Крещение Руси Определи по тексту, что принесло правление Владимира жителям Руси. Сделай вывод об историческом образе князя.
27 27 Биология.
28 Работа с текстом на уроке истории 1). О чем будет этот текст? 2). Что же это за картина? В Можем предполо жить, что это такое? В П Получили ответ? Попробуй те объяснять значение слов «Родовая община» ЗАДАНИЕ к тексту: 3).После чтения текста Дайте развернутый ответ, что такое «родовая община» Роль текста на уроке – поиск решения проблемы: Почему в ледниковый период люди смогли расселиться по планете?
29 § 18. ЛИШАЙНИКИ – это ….. Лена: На коре деревьев и камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек. Биолог: Это лишайники – особая группа живых организмов. В Что это за особая группа живых организмов? Чем они отличается от других? Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут П (Мы нашли ответ на вопрос?) Лишайники – первые поселенцы на обнаженном грунте. (То есть по-другому…) На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на бревнах и стволах деревьев селятся лишайники. Вспомни. Для того чтобы существовала экосистема, необходимы живые организмы разных профессий В (Каких именно профессий и почему?) О. Только совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ П (ответ на вопрос «почему?»).
30 Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и грибы-потребители. Поэтому лишайник представляет собой не только один организм, но и целую миниатюрную экосистему, которая может жить самостоятельно П (На какой вопрос мы нашли ответ). Как же устроены эти удивительные организмы? (Обратите внимание: это уже не скрытый, а прямой вопрос. Можете попробовать ответить? (Нет.) Значит, поищем ответ в тексте) Лишайники состоят из гиф гриба, между которыми живут водоросли П. Верхняя поверхность лишайника образована плотно сплетенными нитями – поэтому многие лишайники блестящие и гладкие. Внутри гифы сплетены рыхло – в промежутках между ними размещаются водоросли. Итак, вернемся к началу. Какой был вопрос? Мы нашли ответ? Какой? Так как же можно сформулировать тему нашего урока? (Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли)
31 Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? 1.Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. 2.Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. 3.Личностные: в случае если анализ текста порождает оценочные суждения. 4.Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).
32 Проект решения педсовета 1)Руководителям ШМО организовать изучение технологии продуктивного чтения всеми членами методобъединения. 2)В течение 3 четверти провести заседания ШМО с открытыми уроками по данной технологии. 3)Руководителям ШМО подготовить анализ по проведенным заседаниям к 10 марта.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.