Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлександр Ю.
1 ТЕМА 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки. Время: 6 ч.
2 Учебные вопросы 1. Введение в дисциплину «Естествознание». 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия. 3. Значение естествознания для профессиональной подготовки. Задание для самостоятельной работы
3 Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Определение Естествознания. «Мировые загадки» естественных наук Взаимосвязь наук о природе. Комплексность современного естествознания. Иерархическая последовательность естественных наук. Основная задача и цели естествознания. Программа курса «Естествознание» для специальностей гуманитарного и социально-экономического профилей СПО. В начало урока
4 Естествознание – область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятых как целое. Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники – развитие физики, химии. Естествознание, в конечном счете, пытается разрешить так называемые «мировые загадки», сформулированные учеными еще в конце 19-го века: В начало темыа Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Мировые загадки
5 Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание». В начало темы
6 Естествознание, развиваясь, приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и процесс познания бесконечен. Действительно, наши знания можно сравнить с расширяющейся Вселенной. Чем шире сфера, тем больше точек ее соприкосновения с неизвестным. Увеличение сферы знания приводит к появлению новых, нерешенных проблем. Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание». В начало темы Расширение Вселенной
7 Все исследования природы сегодня можно наглядно пред-ставить в виде большой сети, состоящей из ветвей и узлов. Эта сеть связывает много- численные ответвления физических, химических и биологических наук, включая науки синтетические, возникшие на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.). В начало урока Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Естественная «сеть» наук о природе
8 Даже исследуя простейший организм, мы должны учитывать, что это может быть: механический агрегат, термодинамическая система, химический реактор с разно направленными потоками масс, тепла, электрических импульсов; некая «электрическая машина», генерирующая и поглощающая электромагнитное излучение. И, в то же время, это - ни то и ни другое, это – единое целое. И поэтому естествознание является комплексной наукой. Современное естествознание характеризуется взаимопроникновением естественных наук друг в друга, но в нем всегда есть и определенная упорядоченность, иерархичность. В начало урока Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Комплексный характер естествознания
9 В середине 19-го века немецкий химик Кекуле составил иерархическую последовательность наук по степени возрастания их сложности (по степени сложности объектов и явлений, которые они изучают). В начало урока Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».
10 Такая иерархия естественных наук позволяла как бы «выводить» одну науку из другой. При этом физику называли «механикой молекул», химию – «физикой атомов», биологию – «химией белков или белковых тел». Эта схема достаточно условна. Но и сегодня она актуальна т.к. показывает значение естествознания, как универсальной науки: в одном и том же природном или социальном явлении просматриваются законы физики, химии, экологии, биологии и др. естественных наук одновременно. В начало урока Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Исходя из этого, основной задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Комплексный характер естествознания
11 Две единые цели естествознания: 1. Раскрытие сущности явлений природы, познание ее законов, предвидения на их основе новых явлений; 2. Указание на возможность использования на практике познанных законов природы. Цели Естествознания. В начало урока Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Знания в области естественных наук создаются в результате исследований и обобщений наблюдений человека за природой. Эти знания становятся теоретической основой для научных теорий и открытий человеком закономерностей в области физики, химии, биологии, др. естественных науках, а также гуманитарных науках. Цели Естествознания.
12 Программа Естествознания Специальности гуманитарного и социально-экономического профиля. Естествознание включает изучение: Физики; Химии; Биологии; Экологии. Будущим специалистам гуманитарного и социально- экономического профиля (юристам, экономистам т.д.) естественнонаучные знания обеспечивают: формирование современно- го научного мировоззрения и способствуют самоопределению личности в современном мире. Естествознание - система наук о природе, система естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое; одна из основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа естественно - научного мышления и понимания окружающего мира. В начало урока Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».
13 Содержание Программы курса Естествознание РАЗДЕЛ I. Введение в дисциплину «Естествознание». Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки. Тема 2. Основы естественнонаучного познания. Тема 3. Естественнонаучные законы природы. В начало урока Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание». РАЗДЕЛ II. Физика – наука о движении и взаимодействии тел. Тема 4. Механическое движение. Законы динамики Ньютона. Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии. Тема 6. Основы термодинамики Тема 7. Основы электродинамики Тема 8. Основы электромагнетизма. Тема 9. Основы оптики. РАЗДЕЛ III. Химия – наука о веществах. Тема 10. Значение химии. Введение в химию. Тема 11. Органические и неорганические вещества. Тема 12. Растворение твердых веществ и газов. Тема 13. Важнейшие классы неорганических соединений Тема 14. Химические элементы и вещества в организме человека
14 I семестр: 34 часа. II семестр: 88 часов. Дифференцированный зачет В начало урока Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание». РАЗДЕЛ IV. Основы экологических знаний. Тема 15. Человек и окружающая среда. Значение экологических знаний. Тема 16. Понятие биогеоценоза и экосистем. Тема 17. Проблемы загрязнения воды. Тема 18. Экология атмосферы. Тема 19. Экология питания человека. РАЗДЕЛ V. Биология – наука о жизни (живой природе). Тема 20. Наиболее общие представления о жизни. Тема 21. Уровни организации живой природы. Эволюция живого. Тема 22. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Тема 23. Системы органов человека и их функционирование Тема 24. Индивидуальное развитие организма. Тема 25. Предупреждение заболеваний органов человека.
15 Определение Естествознания. «Мировые загадки» естественных наук Взаимосвязь наук о природе. Комплексность современного естествознания. Иерархическая последовательность естественных наук. Основная задача и цели естествознания. Программа курса «Естествознание» для специальностей гуманитарного и социально-экономического профилей СПО. В вопросе изучено: Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание». В начало урока Задание для самостоятельной работы: УМК: Контрольные вопросы 1.1. – 1.5. к теме 1. Литература: Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие. – М.: РАП, – 463 с.
16 Вопрос 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия. Естественные науки. Физика – объединяющее понятие наук о природе. Двойственность термина «Естествознание». Естествознание – наука о природе, как о единой целостности. Естествознание – система наук о природе. Физика и ее предмет. Химия и ее научный предмет. Значение химии в решении актуальных проблем современного общества Биология как совокупность наук о живой природе. Экология и ее предмет. Роль математики в естествознании. В начало урока
17 Естественные науки – разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных (естественных - от «естество», природа) явлений. Астрономия; Биология; Биофизика; Биохимия; Генетика; География; Геология; Радиобиология; Радиохимия; Физическая химия; Химия; Физика, Экология. В начало урока Вопрос 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
18 Слово «естествознание» (естество – природа) означает: знание о природе, или природоведение. В латинском языке слову природа соответствует слово «natura». Так в 17 в. появилась «натурфилософия» – общая философия природы. В древнегреческом языке слову природа очень близко слово «физис» («фюзис»). В древности все знание о природе относилось к физике («физиологии»). Аристотель (384 до н. э – 322 до н. э.). Древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. воспитатель Александра Македонского. Основал первый Лицей. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор используется в философии и психологии, создал стиль научного мышления в естествознании. В начало урока Вопрос 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия. Аристотель (IV в. до н.э.) называл своих последователей физиками, или физиологами. Понятие «физика», таким образом, стала объединяющим для всех наук о природе.
19 Двойственность термина «Естествознание». Два смысла в определении естествознания. Естествознание – наука о природе, как о единой целостности. Определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее целостность. Естествознание – система наук о природе. Определение говорит о естествознании, как о совокупности, т.е. множестве наук, изучающих природу. Вместе с тем, в определении содержится фраза, что это множество следует рассматривать как единое целое. К естественным наукам относят физику, химию, биологию, экологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психо- логию. Кроме этого, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д). В начало урока Вопрос 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
20 Физика - это наука, которая изучает простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности природы, как материального мира, закономерности движения и взаимодействия тел. Предметом изучения является материя (в виде вещества и полей) и наиболее общие формы её движения, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи. Некоторые закономерности являются общими для всех материальных систем, например, сохранение энергии, - их называют физическими законами. Физику считают «фундаментальной наукой», поскольку другие естественные науки (биология, геология, химия и др.) описывают только некоторый класс материальных систем, подчиняющихся законам физики. Например, химические свойства вещества определяются физическими свойствами атомов и молекул, описываемыми в таких разделах физики, как термодинамика, электромагнетизм и квантовая физика. Демонстрация работы ГЭС В начало урока Вопрос 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
21 Химия – (возможно - от греч. Chemia - Хемия, одно из древнейших названий Египта), это наука, изучающая превращения веществ, сопровождаю- щиеся изменением их состава и (или) строения. Научным предметом химии являются: химические элементы и их соединения; вещества и их прев-ращения; процессы качественного превращения веществ. Химия играет большую роль в решении наиболее актуальных и перспективных проблем современного общества: Синтез новых веществ и композиций, необходимых для решения технических задач будущего; Увеличение эффективности искусственных удобрений для повышения уровня урожайности сельскохозяйственной продукции; Синтез продуктов питания из несельскохозяйственного сырья; Разработка и создание новых источников энергии; Охрана окружающей среды и др.; Химический опыт с глицерином В начало урока Вопрос 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
22 Биология – (от био... и...логия) - наука о живой природе, ее многообразии, особенностях строе- ния и функциях живых существ, их происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Предметом биологии являются общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследствен- ность, изменчивость, приспособляе- мость, рост, подвижность и др.). Демонстрация развития зародыша В начало урока Вопрос 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
23 В начало урока Экология (от др.-греч. обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Научный объект экологии – это окружающая среда и происходящие в ней процессы. Научным предметом экологии является: структура и функциониро- вание систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в естественных и изменённых человеком условиях. Вопрос 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия. Научный предмет экологии
24 К естественным наукам относит- ся и география - наука, изучающая гео- графическую оболочку Земли ее струк- туру и динамику, взаимодействие и распределение в пространстве ее от- дельных компонентов. Математика не относится к естест- венным наукам. Но она играет огром- ную роль в естествознании. Математика – наука о количе- ственных отношениях действитель- ности и является наукой междисци- плинарной. В начало урока Вопрос 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия. Научный предмет географии
25 Естественные науки. Физика – объединяющее понятие наук о природе. Двойственность термина «Естествознание». Естествознание – наука о природе, как о единой целостности. Естествознание – система наук о природе. Физика и ее предмет. Химия и ее научный предмет. Значение химии в решении актуальных проблем современного общества Биология как совокупность наук о живой природе. Экология и ее предмет. Роль математики в естествознании. В вопросе изучено: Задание для самостоятельной работы: УМК: Контрольные вопросы 1.6. – к теме 1. Литература: Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие. – М.: РАП, – 463 с.
26 Вопрос 3. Значение естествознания в профессиональной подготовке юриста. Юриспруденция как наука. Юриспруденция как сфера профессиональной деятельности. Освоение знаний – цель профессиональной подготовки. Овладение умениями применять полученные знания. Развитие профессионально-личностных качеств. Воспитание (формирование) разносторонней личности. Применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности. В начало урока
27 Юриспруденция как наука. Правовая наука, юриспруденция (лат. juris-prudentia – правоведение, от лат. jus - право и лат. prudentia – предвидение, благоразумность, мудрость): это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права, обеспечивающая теоретическую подготовку и практическую деятельность юристов в обществе. Юриспруденция как наука представляет собой особый вид социально- гуманитарной науки. В начало урока Вопрос 3. Значение естествознания в профессиональной подготовке юриста.
28 Как сфера человеческой деятель- ности, юриспруденция представляет собой социально - правовой пласт жизни общества, который характери-зуется наличием специальных соци-альных институтов (суд и судебная власть, правоохранительные органы и т. д.). Объектом юриспруденции как раз- новидности социально - правовой деятельности являются не только по- ложительные общественные явления, но и негативные, социально непри- емлемые, как преступления, проступ-ки, правонарушения. Социально-правовая деятельность, как профессиональная деятельность юриста, основана на исследовательских методах естественных наук. В начало урока Вопрос 3. Значение естествознания в профессиональной подготовке юриста.
29 В начало урока Содержание курса «Естествознание» для специальностей гуманитарного и социально-экономического профилей («Право и организация социального обеспечения»; «Экономика» и др. определено ФГОС среднего (полного) общего образования базового уровня, является обязательным и обеспечивает: освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями в области естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий; овладение умениями применять полученные знания для объяснения окружающих явлений, восприятия естественнонаучной и профессионально значимой информации, получаемой из СМИ, Интернет, специальной и научно- популярной литературы; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации; Вопрос 3. Значение естествознания в профессиональной подготовке юриста.
30 В начало урока Далее – самостоятельное изучение с записью основных положений в конспекте и умением объяснить устно каждый пункт. воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни; применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья и окружающей среды. Вопрос 3. Значение естествознания в профессиональной подготовке юриста.
31 Освоение знаний; Овладение умениями применять полученные знания; Развитие. В начало урока Вопрос 3. Значение естествознания в профессиональной подготовке юриста.
32 Воспитание; Применение естественно- научных знаний; В начало урока Вопрос 3. Значение естествознания в профессиональной подготовке юриста.
33 Юриспруденция как наука. Юриспруденция как сфера профессиональной деятельности. Освоение знаний – цель профессиональной подготовки. Овладение умениями применять полученные знания. Развитие профессионально-личностных качеств. Воспитание (формирование) разносторонней личности Воспитание (формирование) разносторонней личности. Применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности. В вопросе изучено: Задание для самостоятельной работы: УМК: Контрольные вопросы – к теме 1. Литература: Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие. – М.: РАП, – 463 с. Вопрос 3. Значение естествознания в профессиональной подготовке юриста. В начало урока
34 Примерный тест на проверку уровня остаточных знаний. (онлайн тестирование с использованием Интернет) В начало урока Задание для самостоятельной работы: УМК: Контрольные вопросы 1.1. – к теме 1. Литература: Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие. – М.: РАП, – 463 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.