Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемБорис Белецкий
1 государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Барабинский медицинский колледж» Подготовлено Приставко Т.Д. – преподаватель обществознания, к.и.н. Законотворческий процесс: понятие, принципы, стадии
2 Законотворческий процесс Законотворческий (законодательный) процесс процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона
3 Принципы законотворческого процесса Принципы: Принцип адекватного отражения нормативно-правовых потребностей Принцип понятийной определенности Принцип модальной сбалансированности Принцип ретрибутивной обеспеченности
4 Принципы законотворческого процесса Принцип адекватного отражения нормативно - правовых потребностей Содержание правовых норм должно быть определено закономерностями общественного развития, его реальными потребностями. Принцип понятийной определенности Язык нормативного акта должен быть понятен и общеупотребителен Критерии: Каждый должен точно и правильно понимать свои права и обязанности, которые порождает закон. Каждый должен понять общий смысл юридического предписания в связи с его предназначением в системе социальных норм.
5 Принципы законотворческого процесса Принцип модальной сбалансированности Эффективность функционирования законов зависит от содержания модусов «разрешено» «требуется (обязательно)» запрещено Ретрибутивная обеспеченность - воздаяние, возмещение, оплата. Закон без санкций теряет свой практический смысл. Санкции определяют содержание и реальную функциональную силу принципа неотвратимости наказания
6 Стадии законодательного процесса Законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения
7 Стадии законодательного процесса Подготовка законопроектов начинается с выявления социальных потребностей в создании правовых норм -изучается общественная практика, научные данные, предложения государственных органов, политических партий, общественных объединений, отдельных граждан. -Готовят проекты законов различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип. Иногда специальные комиссии по подготовке законопроектов. Законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе
8 Стадии законодательного процесса обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения
9 Стадии законодательного процесса Принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются двумя третями голосов (75%). Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации
10 Стадии законодательного процесса Одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок
11 Стадии законодательного процесса Подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в недельный срок
12 Стадии законодательного процесса Опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
13 Неофициальное обнародование законов и других нормативно- правовых актов осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.
14 источники Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. [Текст]: /[Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. – М.: Просвещение, – 351 с. – (Академический школьный учебник). Законодательный процесс. [Электронный ресурс]: - Режим доступа - – Загл. с экрана
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.