Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИрина Моргун
1 Особенности поэзии А. А. Фета Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н. Prezentacii.com
2 Цель Познакомить с особенностями лирики А. А. Фета Познакомить с особенностями лирики А. А. Фета Проанализировать стихотворение « Шепот, робкое дыханье …» (1850) Проанализировать стихотворение « Шепот, робкое дыханье …» (1850)
4 Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. Основные темы его поэзии – природа и любовь. Природа в творч 6 детстве Фета – только лишь объект худождетственного восторга, эстетического наслаждения, ее худождетственного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не связаны с человеческими нуждами и трудом. Это отличает поэзию Фета от поэзии, например, Н. А. Некрасова. Явления природы описываются более детально и подробно, чем у других поэтов. детально и подробно, чем у других поэтов. В поэзии Фета отсутствую гражданские мотивы и социальные вопросы – он поэт чистого искусства. В русской поэзии трудно найти более мажорного и жизнеутверждающего поэта Главный мотив и идея творчества Фета - красота. Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку выйти из мира страданий и печали и погрузиться в мир красоты. Фет утверждал : « Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, на молиться ». Поэт стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создают настроение, как картины импрессионистов. Его основной как картины импрессионистов. Его основной худождетственный прием – психологический параллелизм. параллелизм.
5 Весенний дождь Еще светло перед окном, В разрывы облака солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купается, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.
6 Опять осенний блеск денницы … Опять осенний блеск денницы Дрожит обманчивым огнем. И уговор заводят птицы Умчаться стаей за теплом. И болью сладостно - суровой Так радо сердце вновь заныть. И в ночь краснеет лист кленовый, Что, ночь любя, не в силах жить.
7 " Какая ночь ! Как воздух чист..." Какая ночь ! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна ! Полночный свет, ты тот же день : Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирное нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть. Какая ночь ! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна ! Полночный свет, ты тот же день : Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирное нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.
8 Термин «импрессионизм» образован от французского слова impression, что означает впечатление. Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем впервые появилось в лирике Фета. Живописцев, работающих в этой манере называют импрессионистами Фет сознательно изображает не предмет, а впечатление, которое он производит. Его не интересуют детали, Неподвижные формы, он передает изменчивость природы или души изменчивость природы или души человека: (Здесь ночь безветренна, это блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Запечатлены не ели-гиганты, а впечатление поэта Ярким солнцем в лесу пламенеет костер, И, сжимаясь, трещит можжевельник; Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, шатается ельник… Поэт широко использует олицетворение: Цветы глядят с тоской влюбленной Безгрешно чисты, как весна… весна… Он не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими наполняет ее человеческими эмоциями.
9 Преклонение перед чистой красотой Интерес не к предметам, а к предметам, а квпечатлениям Основные черты импрессионизма в поэзии Фета Частоеупотребление эпитетов: эпитетов:Волшебный,Нежный,Сладостный,Чудный Нарочитаякрасивость,дажесусальность
10 Шепот, робкое дыханье … Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
11 Эдгар Дега Репетиция балета Клод Моне Весенние Деревья у Озера Камиль Писсаро Площпдь Театра Франсез Энри Тулуз-Латрек Автопортрет Поль Сезан Пьеро и Арлекин
12 Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Три строфы о любовном свидании. Без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряженное лирическое переживание. Это стихотворение сравнивают с картинами импрессиониста Поля Синьяка : написанные легкими мазками, даже точками, они создают самые различные ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Соединяя световые лучи, зритель сам синтезирует нужный цвет. Примерно то же происходит при чтении стихотворения Фета. Поль Синьяк Марсельский порт Поль Синьяк Сосна в Сен - Тропе Поль Синьяк. « Сена в Herblay»
13 Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. В первом четверостишии дано описание вечера мелкими мазками - существительными ( шепот, дыхание, серебро, колыханье ). Соединенные с эпитетами, они передают ощущение от встречи влюбленных. Во втором четверостишии – описание ночи любви. В первой строке эпитет ночной усиливает магию ночи, волшебно изменившую черты возлюбленной. В третьем четверостишии мы видим утро, слезы счастья и расставания. Используется прием психологического параллелизма : картины природы в красках зари соответствуют состоянию души влюбленных : И лобзания, и слезы, И заря, заря … Многоточие не заканчивает ночь любви. В каждой строфе – свои краски и звуки, а все вместе сливается в красоту и магию ночи любви и любовного сливается в красоту и магию ночи любви и любовного свидания. свидания. Использованы чередующиеся длинные и короткие строчки – это усиливает напевность и музыкальность. строчки – это усиливает напевность и музыкальность. Хотя в стихотворении нет ни одного глагола, но присутствует ощущение постоянного беспрерывного движения. движения.
14 Я пришел к тебе с приветом… Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова. Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь,– но только песня зреет.
15 Домашнее задание Проанализировать стихотворение « Я пришел к тебе с приветом …» Проанализировать стихотворение « Я пришел к тебе с приветом …» Выучить наизусть одно из стихотворений А. Фета о любви или о природе. Выучить наизусть одно из стихотворений А. Фета о любви или о природе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.