Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДенис Левшин
2 Философия Древней Индии
3 План лекции: 1. Индуизм 2. Буддийская философия
4 Индуизм Древнейшая национальная религия Индии. 3-я по численности после христианства и ислама. Её исповедуют более 80% населения Индии (+ Непал, Шри Ланка, Индонезия).
5 Периодизация индуизма: 1)Ведийский период (I тыс. до н.э. – 6 в. до н.э.) 2)Шраманский период (6-5 вв. до н.э.) 3)Эпический (классический) период (4-6 вв.н.э) 4)Средневековый период (6-18 вв.н.э.) 5)Современный (19 в. – по наст. время)
6 Ведийский период: Строгое кастовое деление (шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы) Верховный Бог – громовержец Индра. Жертвенные площадки и алтари (храмов не строили).
7 ВЕДЫ - совокупность древнейших памятников религиозной лит-ры Индии. Это четыре главных сборника: 1. Ригведа (религиозные гимны); 2. Самаведа (гимны, песнопения); 3. Яджурведа (сб-к словесных формул для жертвоприношений); 4. Атхарваведа (сборник заклинаний, в т.ч. медицинского характера). + Существуют философско-религиозные комментарии к Ведам: брахманы, арманьяки и упанишады.
8 Шраманский период (период религиозного брожения и зарождения многих философских школ ) Даршана – «философия». Даршаны подразделялись на: 1)Ортодоксальные (признающие авторитет Вед) 2)Неортодоксальные (не признающие авторитета Вед)
10 Йога: «единение» Цель йоги – освободить дух человека от зависимости от тела, природы (Пракрити) и достичь единения с подлинным Я – вечным мировым духом (Пурушей). Раджа-йога («царственная» йога, Йога Патанджали): – 8 стадий пути к освобождению, в т.ч. нравственное поведение, позы (асаны), дыхание (пранаяма), глубокое сосредоточение (самадхи) и другие.
16 Эпический (классический) период индуизма: Нашел наибольшее отражение в Эпосах: 1)Махабхарата (её часть -Бхагавадгита) 2)Рамаяна
17 Средневековый период индуизма: Тримурти (Брахма, Вишну и Шива); наиболее почитаемые божества – Вишну и Шива Почитание женского начала (Лакшми, Парвати, Кали и т.д.).
18 Три- Мурти
19 Современный период развития индуизма (Огромное кол-во школ и направлений); Рамакришна ( ) Вивекананда ( ) Махатма Ганди Неоиндуизм – Международное общество сознания Кришны.
20 Рамакришна ( ) Был жрецом храма в Калькутте Говорил, что каждый культ, религия – это одна из стадий познания единого Бога. Самый известный из его учеников – Свами Вивекананда.
21 Свами Вивекананда ( ) Ближайший ученик Рамакришны Учил, что разные религиозные учения не противоречат друг другу. Все дороги к истине ведут через моральное очищение.
22 Махатма Ганди ( ) Лидер национально- освободительного движения Индии, благодаря духовному авторитету которого Индия обрела независимость. Выработал тактику ненасильственного сопротивления, организуя мирные акции протестов. Выступал против братоубийственной войны между индусами и мусульманами.
23 Буддизм Первая Мировая религия Возникла в середине I тыс. до н.э. в Индии в шраманский период. Обращен ко всем людям, независимо от их национальной, сословной или профессиональной принадлежности
24 Основатель буддизма– Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н.э.)
26 В основе учения Буддизма 4 Благородные Истины: 1. Истина о страдании. 2. Истина о причине страдания. 3. Истина о прекращении страдания. 4. Истина о пути.
27 Первая Благородная Истина – Истина о страдании: Всё есть страдание (рождение, болезни, смерть…). Удовольствие – не противоположность, а аспект страдания. В этом мире страдают все формы жизни, жизнь одного покупается ценой жизни другого Сансара – круговорот рождений и смертей, главная характеристика которого – страдание.
29 Жизнь в сансаре регулируется законом кармы: Карма (санскр.«дело», «действие»). Согласно буддийским представлениям, любое действие, которое мы совершаем : 1. Физическое 2. Словом 3. Мыслью или волей (желанием), обязательно имеет свои последствия (плоды). Они могут быть «+», «-» и «0».
30 С т.зр. буддийской философии, причиняя страдания другим живым существам, мы косвенно причиняем страдания самим себе, т.к. сеем причины собственного несчастья в будущем. И наоборот, помогая другим, мы, тем самым, косвенно помогаем самим себе, т.к. сеем причины собственного счастья.
31 Вторая Благородная Истина – Истина о причине страдания Причина всех страданий – омрачения нашего ума, привязанности, страсти. !! Привязанности – как со знаком «+» (влечения), так и со знаком «-» (отвращения).
32 Главные омрачения (клеша), лежащие в основе сансары: 1)Невежество 2)Гнев 3)Страсть 4)Зависть 5)Гордыня
33 Третья Благородная Истина – Истина о прекращении страдания Существует состояние, в котором страдания больше нет, оно называется Нирвана. Нирвана - («угасание, затухание») – угасание всех страстей и привязанностей, питающих страдание, а с ними и всех страданий.
34 Нирвана Нирвана – не место, а состояние сознания. Нагарджуна: «Сансара и нирвана – одно!» Это состояние особой, надличностной полноты бытия.
36 Четвертая Благородная Истина – Истина о Пути Существует путь, ведущий к прекращению страданий и нирване, это Благородный Восьмеричный путь
37 Благородный Восьмеричный путь: 1)Правильное понимание 2)Правильная решимость 3)Правильная речь 4)Правильное поведение
38 4). Правильное поведение (включает 5 основных заповедей): 1. Непричинение вреда другим живым существам 2. Отказ от дурной речи 3. Отказ от воровства 4. Правильная сексуальная жизнь 5. Неупотребление дурманящих веществ *У монахов и монахинь обетов несколько сотен, в т.ч. бедности
39 Благородный Восьмеричный путь (продолжение) 5)Правильный образ жизни (правильные средства к существованию) 6)Правильное усердие 7)Правильное внимание 8)Правильное сосредоточение
40 Главные направления буддизма: 1)Хинаяна 2)Махаяна 3)Ваджраяна
41 Хинаяна (Тхеравада, южный буддизм, Малая колесница буддизма) Идеал – Архат, святой, достигший нирваны Нирвана достижима только для монахов Будда – просто учитель Более простые обряды, аскетизм
42 Махаяна (Большая колесница буддизма, северный буддизм Идеал – бодхисаттва (святой, достигший состояния будды, но отказавшийся от вступления в окончательную нирвану во имя спасения всех живых существ). Будда – это вечная, изначально пробужденная природа сознания, истинная реальность как она есть. Каждое существо изначально наделено природой будды. Достичь состояния будды могут не только монахи, но и миряне.
43 Обет бодхичитты: Каждый, кто вступает на путь махаяны дает обет бодхичитты: «Да стану я буддой на благо всех живых существ». С этого момента он обещает не причинять вреда и всеми силами помогать другим живым существам.
44 Ваджраяна (Алмазная или Громовая колесница буддизма, тантрический буддизм, буддийская йога) «Короткий» но опасный путь, обеспечивающий достижение состояния будды в течение одной жизни. Особенности практики - аффекты и страсти не подавляются, а осознаются и трансформируются в мудрость будды. Существует 4 класса тантр (в т. ч. йога сна, йога внутреннего тепла (тому) и др.), и отдельных направлений - Дзогчен, Дзен (Чань), Махамудра и др.
45 Далай Лама 14
48 Доклады: 1. История буддизма в Тибете 2.Дзен-буддизм (японская школа буддизма) 3. Философия и практика йоги 4. Сикхизм 5. Международное общество сознания Кришны
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.