Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемschool.baltinform.ru
1 Царскосельский лицей В начале жизни школу помню я; Там нас, детей беспечных, было много; Неровная и резвая семья... А. С. Пушкин «В начале жизни школу помню я...» Составила учитель словесности Рудович Г.М. МОУ СОШ 1 г. Светлого Калининградской обл.
2 Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга.
3 И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура.
5 Лицей на рисунке XIX века Карамзин Н. М.
6 Царскосельскiй лицей, гдЪ воспитывалься Пушкинъ.
7 «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства.
8 Малиновский В. Ф. «Войну объявить лицемерию. Ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного даже уничтожить сие как полушку против фальшивой серебряной гривны, и пятак медный выше фальшивого рубля и червонца».полушкугривны червонца Человек добрый и скромный, Малиновский В. Ф. содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, не случайно в его семье лицеисты любили проводить досуг - в беседах с ним и его близкими. В своей записной книжке он сформулировал важный этический принцип:
9 Лицей, литография, 1820-е гг. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».
10 Энгельгардт Е. А. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико- математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания
11 Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», – вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. Модест Корф Портрет работы Эдуарда ГауЭдуарда Гау В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? – спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...»
12 По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников.
13 Пушкинъ-лицеистъ. Съ портрета, принадлежавшаго Е.А. Энгельгардту, грав. Iерике.
14 Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».
15 Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов. В. Кюхельбекер
16 Корсаков Н. А. Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. Дельвиг А. А. «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие».
17 Горчаков А. М. В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику – значит не уважать его».
18 Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната.
19 Яковлев М. Л. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.
21 Пущин И. И. Мой первый друг, мой друг бесценный, И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил; Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
22 Комната 14, где жил Пушкин Портрет Пушкина. Акварель С. Г. Чирикова, 1810 Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», – вспоминал Модест Корф.
23 Матюшкин Ф. Ф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? – спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...»
24 П.Я. Чаадаев. По портрету, хранящемуся у А.А. Венкстернъ, автотипiя "Нивы". Своих современников – русских писателей и поэтов – лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «...до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова».
25 Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, – вспоминал позднее Иван Пущин, – когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».
26 Вольховский В. Д. Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали.
27 Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.
28 Бакунин А. П. В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, – «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея – Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели.
29 Картина Ильи Репина «Лицейский экзамен»
30 В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов- утопистов М. В. Буташевич-Петрашевский, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот.
31 Памятник Пушкину-лицеисту работы скульптора Р. Баха И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина,
32 активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов И. И. Пущина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя контр- адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского,
33 Князь А.М. Горчаковъ. Рис. В. Шпакъ, грав. Вейерманъ. видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова. поэта, журналиста А. А. Дельвига, Баронъ А.А. Дельвигъ..
34 Царскосельский лицей, современная фотография
35 Источники
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.