Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемportal.loiro.ru
1 С.Петербург – город-двойник
2 В «Медном всаднике» Пушкин раскрыл Петербург с «фасада»-открыл его парадный вид из Европы, особенно в высоком одическом строе «Вступления»,показал трагическое противоречие государственной воле преобразователя Петра и незатейливых интересов «маленького человека».
3 Достоевский перенес действие из «официальной» в «интимную» сферу столицы – в район Аничкова моста и набережной Фонтанки. По верному наблюдению Г.А.Федорова, клодтовские кони и их близнецы – укротители на Аничковом мосту - были «политической эмблемой» царствия Николая 1.
4 Идея укрощения в скульптурных группах Аничкова моста противостояла идее памятника Петру 1 – того самого, который по словам Пушкина, «уздой железной Россию поднял на дыбы».Архитектурная символика Петербурга составляет реальную основу художественного пространства «Двойника».
5 Достоевский схватил душу Петербурга, окончательно ощутил двойственность петербургского бытия. Город-мечта превратился в город-призрак, где всё ненастоящее, искусственное. Прозаическое у Достоевского всегда граничит с фантастическим.
6 Разрыв двух планов у него идет во всех аспектах, он открыл характерные для Петербурга черты – мечтательство и двойничество. Мечтатель всегда живет двойной жизнью. Жизнь грезы и жизнь явь. Двойничество же уже как бы следующая стадия мечтательства, когда жизнь, возникающая в сознании, становится реальностью.
7 После убийства по старой привычке, обыкновенным путём своих прежних прогулок, он прямо отправился на Сенную. Возле Сенной он долго слушает девушку, поющую под шарманку… Долго слушает. «Любите вы уличное пение? Я люблю, как поют под шарманку в холодный, тёмный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зелёные и больные лица; или, ещё лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают…»
8 Царственный город Петра – воплощение силы и власти открывается мечтателю из «Белых ночей». Вместо мертвого города перед нами предстает его противоположность.
9 В декабрьской книжке «Отечественных записок» 1848 года была напечатана его небольшая повесть под заглавием «Белые ночи». Рецензент «Отечественных записок» отнёс повесть к числу лучших литературных произведений года.
10 Мы знаем великолепный Петербург, воспетый в бессмертных стихах Пушкина. Достоевский произвел переворот в нашем восприятии Петербурга, он вспоминает о дворцах, садах, только для того, чтобы оттенить бедность и страдание «нищего Петербурга».
11 Летом, в жару, - о холодном, сыром, осеннем вечере, о бледно-зелёных лицах… «или ещё лучше (!!!), когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают…»
12 Впечатление такое, будто сыграна маленькая-маленькая трагедия, в которой – дыхание трагедии великой, всечеловеческой.
13 «Я люблю, как поют под шарманку…» «…знаете?..» Какой ребенок таится в человеке? Какого ребенка он убивает в себе? Непостижимое мастерство… «Любите вы уличное пение?.. Я люблю…»
14 В чём принципиальное различие между пушкинским Петербургом и Петербургом Ф.М.Достоевского? Проект подготовили: Милорадова Анфиса и Барышева Алёна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.