Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнгелина Кусова
1 ГБОУ лицей 1547 Ритм в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» Проектная работа ученицы 10 класса «В» Гадий Людмилы
2 родился в семье приказчика. Учился в церковно-приходской школе и гимназии. Участвовал в гражданской войне. Был учителем по ликвидации безграмотности. В 1922 приехал учиться в Москву и трудился чернорабочим. В 1923 вступил в литературную группу "Молодая гвардия". В 1937 был избран депутатом Верховного Совета СССР, в 1939 стал академиком. В 1941 был удостоен Сталинской премии 1-й степени. Во время Великой Отечественной войны работал в Совинформбюро, являлся военным корреспондентом "Правды" и "Красной Звезды", участвовал в боях под Смоленском. За роман "Поднятая целина" Шолохов был удостоен Ленинской премии. В 1965 Шолохов стал лауреатом Нобелевской премии. Михаил Александрович Шолохов
3 История создания рассказа «Судьба человека» Сюжет рассказа не выдуман. Весной 1946 г. на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ и решил написать об этом: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу.» Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал «Судьбу человека».
4 В процессе изучения и комментирования текста «Судьбы человека» мы задались проблемным вопросом: как мастер художественного слова, М.А.Шолохов использует механизмы выравнивания ритма; как различные ритмические характеристики представлены в рассказе (в количественном соотношении) и как они помогают читателю раскрывать содержание текста, характеризовать героев, выявлять мотивы их поступков, высвечивать проблематику рассказа? ГИПОТЕЗА Мы готовы предположить, что впечатление от такого небольшого по объему рассказа, поразившего девятиклассников своей простотой, лаконичностью, прозрачностью, душевностью, достигается в том числе и мастерством автора, умением работать с ритмом, помимо лексических, стилистических, грамматических, композиционных средств выразительности, используемых М.А.Шолоховым. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
5 ЗАДАЧИ и планирование путей достижения цели: Найти методику оценки ритмичности текстов, отвечающую требованиям доступности. Перечитать рассказ «Судьба человека» и отобрать эпизоды для анализа, свидетельствующие о напряженной, острой ситуации в жизни героя, психологически неспокойном состоянии его души. Проанализировать тексты эпизодов по параметрам слоговой (С), фразовой (К>2) и интонационной (И) характеристик и посчитать их среднее значение (М). Выявить роль ритма в создании условий для интерпретации художественного текста. Познакомить с результатами свой работы лицейское сообщество. Цель исследования: расширить представление о возможностях ритма художественного текста в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».
6 Ритм в речи это не что иное, как регулярное чередование однотипных явлений, которое создается и за счет чередования : ударных и безударных слогов. Упорядоченность между ударных интервалов – составляет слоговую характеристику; тактов во фразе и составляет вторую характеристику ритмичности текста фразовую; восходящего, ровного и нисходящего тона. Отклонение от этой равномерности и составляет третью (интонационную) ритмическую характеристику.
7 Андрей Соколов Нравственно сильный Духовно стойкий Цельный, волевой Олицетворение русского национального характера
8 Прощание с семьей У коменданта Осознание личной трагедии (известие о смерти семьи) Известие о гибели сына Анатолия Встреча Ванюши с Андреем Соколовым Ключевые эпизоды в рассказе «Судьба человека»
9 Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки И легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, А сила то у меня! Была дурачья; Она попятилась, Шага три стукнула назад И опять ко мне идет Мелкими шажками, Руки протягивает, А я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» В / _ / _ _ / Н / _ / _ / _ / / _ Н _ _ / _ _ / / _ В _ / / _ _ / _ В _ / _ _ _ _ / Н _ / _ / _ Н _ / _ / _ _ В / _ / _ / _ _ / Н _ _ / _ / _ / Н / _ _ _ /_ Н / _ _ / _ _ _ Н _ / _ / / В _ / _ / / _ / _ _ В / _ _ / / _ / _ _ / _ _ _ / _ С=6:44=0,14 К=2:13=0,15 И=7:13=0,5 Прощание с семьей
10 Я было из его рук стакан взял, И закуску, Но как только услыхал эти слова, - Меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, Русский солдат, Да стал пить За победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, Герр комендант? Один черт мне умирать, Так провались ты пропадом Со своей водкой!» В _ / _ _ _ / / _ / / Н _ _ / _ В _ / / _ _ _ / / _ _ / Н _ / / _ _ / _ _ / Н / _ _ / _ / В / _ / В / _ _ / В / / / В _ _ / _ _ / _ _ _ / _ _ В _ / _ _ / / _ / _ Р _ _ _ / Н _ / / _ _ _ / Н _ _ _ / / / _ _ Н _ _ / / _ У коменданта С=12:41=0,3 К=8:13=0,6 И=6:13=0,5
11 Была семья, Свой дом, Все это Лепилось годами, И все рухнуло в единый миг, Остался я один. Думаю: «Да уж не приснилась ли мне Моя нескладная жизнь?» А ведь в плену Я почти каждую ночь, Про себя, конечно, И с Ириной, И с детишками разговаривал, Подбадривал их, Дескать, я вернусь, Мои родные, Не горюйте обо мне, Я крепкий, Я выживу, И опять мы будем все вместе… Значит, Я два года с мертвыми разговаривал?! Н _ / _ / Н / / В / _ Н _ / _ _ / _ Н _ / / _ _ _ / _ / Н _ / _ / _ / Н / _ _ В _ / _ _ / _ _ / Р _ / _ / _ _ / В _ / _ / Н / _ / / _ _ / Н _ _ / _ / _ Н _ _ / _ Н _ _ / _ _ _ _ / _ _ Н _ / _ _ _ Н / _ _ _ / Р _ / _ / _ Н _ _ / _ / _ / Н / / _ Н / / _ _ Н _ _ / / / _ / / _ Р / _ В / / / _ / _ _ _ _ / _ _ Осознание личной трагедии С=10:56=0,2 К=3:22=0,14 И=12:22=0,54
12 Качнулся я, Но на ногах устоял. Теперь и то Как сквозь сон вспоминаю, Как ехал вместе с подполковником На большой машине, Как пробирались По заваленным обломками улицам. Туманно помню солдатский строй И обитый красным бархатом гроб. В _ / _ _ Н _ _ _ / _ / В _ / _ / Н _ _ / _ _ / _ Н _ / _ _ / _ _ / _ _ Н _ _ / _ / _ / В _ _ _ / _ Н _ _ / _ _ _ / _ _ / _ _ Н _ / _ / _ _ / _ / Н _ _ / _ / _ / _ _ / С=1:23=0,04 К=2:9=0,2 И=3:9=0,3 Известие о гибели сына Анатолия
13 Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал когда ты меня найдешь! Прижался ко мне и весь дрожит, Будто травинка перед ветром. А у меня в глазах Туман, И тоже Всего дрожь бьет, И руки трясутся. В /_ В /_ _Н _ / Н _ _ _ / _ / Р / _ / _ / Н _ / / _ / Н _ / / _ / _ / В _ / _ _ Н _ / _ / Н / _ _ / _ / _ / _ В _ _ _ / _ / Н _ / Н _ / _ Н _ / / / Н _ / _ _ / _ С=0,2 К=0,06 И=0,5 Встреча Вани с отцом
14 ЭпизодСКИМ 10,140,150,50,79 20,30,60,51,4 30,20,140, ,040,20,30,54 50,20,060,50,76 Сравнительная характеристика ритмических показателей в рассказе «Судьба человека»
15 Рейтинг самых нестабильных в ритмическом отношении эпизодов Эпизод Место в рейтинге У коменданта.1 Известие о гибели семьи. Осознание личной драмы. 2 Прощание с семьей.3 Встреча Вани с отцом 4 Известие о гибели сына.5
16 Выводы 1. В выбранных для анализа эпизодах мы наблюдали ритмические показатели, свидетельствующие о высокой эмоциональной напряженности героя. 2. Чем эмоциональнее проявляет себя герой эпизода, тем больше отклоняется от идеальных показателей ритм произведения. 3. Автор мастерски усложняет ритмический рисунок именно тогда, когда реагирует на изменение эмоционального состояния героев, и сопереживает им, что отражается в ритмических показателях. 4. Благодаря умелому использованию варьирования ритмом, создается сложный механизм эстетического воздействия на читателя. Наблюдение за ритмикой прозаического текста помогает исследователю не только проникнуть в глубины под текстовой информации, но и приблизиться к герменевтической проблеме – «разгадке утаиваемого».
17 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Головченко Г.А. Взаимодействие ритма и эмоционально-сюжетного строя текста. // Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (601). Филологические науки. Имплицитные смыслы и методы их описания. М., Жукова О.В. Портрет Смердякова: к вопросу о ритме прозы.// Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (601). Филологические науки. Имплицитные смыслы и методы их описания. М., Иванова Г.Н. Приемы оценки ритмичности текста. Ученые записки МГПИ им. Ленина, вып.292, М., Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация. Паузирование. Логические ударения. Ритм. Темп. М., «Наука-Флинта»,1998; 5. Иванова-Лукьянова Г.Н. Художественный текст как искусство. М., изд. МГЛУ, 2009; 6. Коченкова Ю. Е. Ритмические характеристики текстов публичных выступлений. //Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (601) Филологические науки. Имплицитные смыслы и методы их описания. М., Пешковский А.М. Ритмика «Стихотворений в прозе» Тургенева //Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.-Л., Реброва И.Н. К характеру ритма прозаического текста.// Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (601). Филологические науки. Имплицитные смыслы и методы их описания. М., Слободян Е.А. Весна «лишнего человека»: к исследованию ритма прозаического текста (на материале повести И.С.Тургенева «Дневник лишнего человека»)./ Вестник МГЛУ. Выпуск 578. Филологические науки. Национальное и индивидуальное в языке и речи. М.,2009.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.