Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРостислав Мазуров
1 Тема 1 «Общая характеристика рыночной экономики» ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
2 ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены. КАК ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ – это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект. Задачи, которые должны решаться в любом обществе
3 ПРОИЗВОДСТВО – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В процессе производства взаимодействуют основные факторы производства (ресурсы): Труд; Капитал; Земля; Предпринимательство. ПОТРЕБНОСТИ – состояние неудовлетворенности, нужда, которое человек стремится преодолеть. БЛАГО – это средство для удовлетворения потребностей. «Потребности безграничны – ресурсы ограничены» Общественное производство и богатство общества
4 Процесс воспроизводства ПРОИЗВОДСТВО Исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. ПРОИЗВОДСТВО Исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Размещение ресурсов и факторов производства. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Размещение ресурсов и факторов производства. ОБМЕН Способствует увеличению богатства в обществе. ОБМЕН Способствует увеличению богатства в обществе. ПОТРЕБЛЕНИЕ «Отрицательное производство». В процессе потребления происходит уменьшение или разрушение полезности. ПОТРЕБЛЕНИЕ «Отрицательное производство». В процессе потребления происходит уменьшение или разрушение полезности.
5 Ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования: Кривая производственных возможностей Возможности Масло, млн. кг Пушки, тыс. шт Цена (альтернативная стоимость) 1 млн. кг масла, выраженная в тыс. шт. пушек A015- B1141 C2122 D393 E454 F505 Рисунок 1 – Кривая производственных возможностей Таблица 1 – Альтернативные варианты производства масла и пушек
6 РЫНОК – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, без личностном механизме ценовых сигналов. Рыночная экономика ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО Основная структурная единица. Потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. БИЗНЕС Деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). ПРАВИТЕЛЬСТВО Представлено бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.
7 Условия возникновения рынка Общественное разделение труда и специализация Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности Экономическая обособленность (хозяйственная автономия) Сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию Свободный обмен ресурсами Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые буду подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности
8 Типы рыночных структур СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия Характеризуется: 1)Множеством покупателей и продавцов; 2)Высокой мобильностью факторов производства; 3)Отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него; 4)Однородностью (стандартностью) продаваемой продукции; 5)Равным доступом всех участников рыночных отношений к информации. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ На рынке одна фирма является продавцом В отрасли небольшое число фирм Сравнительно большое количество фирм, производящих разную продукцию
9 Спрос и предложение P P1P1 P2P2 Q Q2Q2 Q1Q1 D 0 Кривая спроса: P P1P1 P2P2 Q Q2Q2 Q1Q1 S 0 Кривая предложения: P P1P1 QQ1Q1 D 0 S E Цена равновесия: Точка E – точка равновесия рынка. При достижении т. Е экономическое движение прекращается.
10 Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменения цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса: Эластичность спроса и предложения P 3 1 Q31 D а) P 2 1 Q 3 1 D 0 в) 2 3 P 3 1 Q 21 D 0 б) 2 3 Общая выручка (валовый доход) продавца = P*Q а)падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза: общая выручка не изменилась; б) снижение цены в 3 раза сопровождается ростом закупок лишь в 2 раза: общая выручка сократилась; в) объем спроса вырос больше, чем упала цена: выручка растет.
11 То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕНЫ. Единичная эластичность: снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, общая выручка неизменна (Еd=1). Коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Эластичный спрос: снижение цены вызывает больший рост величины спроса (Еd>1). Неэластичный спрос: снижение цены вызывает меньший рост объема спроса (Еd<1).
12 Факторы, влияющие на степень эластичности спроса: Наличие товаров- субститутов (т.е. взаимозаменяемых товаров, например чай и кофе) Размер доходов потребителя Качество товаров Удельный вес товара в бюджете потребителя Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости Ожидания потребителя
13 Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к его изменению цены: ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной среды. P Q 0 Es>1 Es=1 Es<1
14 Факторы, влияющие на степень эластичности предложения: Структура издержек на разных предприятиях Степень загрузки производственных мощностей Наличие свободной рабочей силы Скорость перелива капитала из одной отрасли в другую
15 Полезность ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ – т.е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара. Закономерности процесса потребления: 1) Большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо; 2) Переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.
16 ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ- по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
17 Факторы производства ТРУД ЗЕМЛЯ КАПИТАЛ ПРЕДПРИНИМА- ТЕЛЬСТВО
18 Предельный продукт фактора производства показывает изменения в объеме выпуска продукции, вызванное использование дополнительной единицы данного фактора при неизменном количестве всех остальных. Закон убывающей предельной производительности факторов производства ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ (ДОХОДНОСТИ) ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА – по мере увеличения количества переменного фактора при неизменном количестве всех остальных факторов будет достигнут такой рубеж, после которого предельный продукт переменного фактора начнет уменьшаться.
19 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.