Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.logoped.ru
1 МБДОУ детский сад комбинированного вида 12 ст.Каневская Развитие оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Учитель-логопед Кропова Ольга Александровна 2012 год.
2 Речь является способом формирования и формулирования мысли и, вместе с тем, средством сообщения, социальной связи воздействия на окружающих. (Л.С. Выготский). В связи с этим следует подчеркнуть, что нарушения речи оказывают отрицательное влияние на формирование неречевых психических функций, в том числе и на развитие оптико-пространственных представлений. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (в том числе и оптико- пространственных представлений) создает дополнительные трудности в процессе формирования речи, в овладении знаниями в целом, в формировании готовности к школьному обучению. В связи с этим следует подчеркнуть, что нарушения речи оказывают отрицательное влияние на формирование неречевых психических функций, в том числе и на развитие оптико-пространственных представлений. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (в том числе и оптико- пространственных представлений) создает дополнительные трудности в процессе формирования речи, в овладении знаниями в целом, в формировании готовности к школьному обучению.
3 Оптико-пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движения), они являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека, к которым относятся непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок трансформации и перемещения мысленного образа. Они включают диапазон представлений от наглядных до так называемых квазипространственных (конструкции, отражающие пространственные отношения). Оптико-пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движения), они являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека, к которым относятся непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок трансформации и перемещения мысленного образа. Они включают диапазон представлений от наглядных до так называемых квазипространственных (конструкции, отражающие пространственные отношения).
4 Несформированность оптико-пространственных функций приводит к трудностям дифференциации зрительных образов букв и цифр, к оптическим дислексиям и дисграфиям, к дискалькулиям, что затрудняет школьную адаптацию детей, отрицательно влияет на формирование личности. Несформированность оптико-пространственных функций приводит к трудностям дифференциации зрительных образов букв и цифр, к оптическим дислексиям и дисграфиям, к дискалькулиям, что затрудняет школьную адаптацию детей, отрицательно влияет на формирование личности. Это обусловлено системным характером психического развития, тесной взаимосвязью в развитии речевых и неречевых психических процессов. Это обусловлено системным характером психического развития, тесной взаимосвязью в развитии речевых и неречевых психических процессов.
5 Структура пространственных представлений (по А.В.Семенович) выделяет 4 основных уровня, каждый из которых, в свою очередь состоят из нескольких подуровней. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком.
6 Первый уровень: Пространственные представления о собственном теле. Подуровнями являются: ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство, по Сеченову), - напряжение – расслабление; ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство, по Сеченову), - напряжение – расслабление; ощущения идущие от « внутреннего мира» тела (например, голод, сытость); ощущения идущие от « внутреннего мира» тела (например, голод, сытость); ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством (сырости – сухости, токтильные ощущения), а также взаимодействие со взрослыми. ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством (сырости – сухости, токтильные ощущения), а также взаимодействие со взрослыми.
7 Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Подуровнями являются: Подуровнями являются: представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. В свою очередь, эти представления подразделяются на следующие: топологические представления, координатные, метрические представления. представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. В свою очередь, эти представления подразделяются на следующие: топологические представления, координатные, метрические представления. представления о пространстве взаимоотношений между двумя и более предметами, находящиеся в окружающем пространстве. При этом формирование представлений данного уровня происходит последовательно. Сначала формируется представление вертикали, затем горизонтали, затем о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие « сзади». Итогами развития ребенка на этом уровне становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом. представления о пространстве взаимоотношений между двумя и более предметами, находящиеся в окружающем пространстве. При этом формирование представлений данного уровня происходит последовательно. Сначала формируется представление вертикали, затем горизонтали, затем о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие « сзади». Итогами развития ребенка на этом уровне становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.
8 Третий уровень. Уровень вербализации пространственных представлений. Существует определенная последовательность проявлений в речи обозначений топологического плана. Проявления пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко. Существует определенная последовательность проявлений в речи обозначений топологического плана. Проявления пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко.
9 Четвертый уровень. Лингвистические представления (пространство языка). Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Понимание пространственно- временных и причинно-следственных отношений и связей тоже является важной составляющей психического развития. Пространственный фактор развивается на основе активных движений в реальном, многомерном и динамическом мире с опорой на схему собственного тела и взаимодействия органов чувств различной модальности. Пространственный фактор развивается на основе активных движений в реальном, многомерном и динамическом мире с опорой на схему собственного тела и взаимодействия органов чувств различной модальности.
10 Коррекционная работа по развитию оптико- пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
11 1. Предметный гнозис 1.1. Предъявление контура Инструкция: Назови, что нарисовал художник. Процедура: Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Если ребенок не может назвать изображение, то логопед предлагает показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки, и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.
12 1.2 Узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений а) Узнавание перечёркнутых изображений Инструкция: Посмотри, художник нарисовал предметы, а потом их зачеркнул. Что он нарисовал сначала? Процедура: Ребенку последовательно предъявляются изображения перечеркнутых предметов. б) Узнавание наложенных друг на друга изображений (проба Поппельрейтера) Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Процедура: Ребенку последовательно предъявляются наложенные изображения. Если может, ребенок называет то, что он обвел.
13 Узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений Узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений
14 Узнавание наложенных друг на друга изображений Узнавание наложенных друг на друга изображений
15 «Наложенные фигуры» для обследования зрительного восприятия и детской речи (по Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой )
18 1.3 Предъявление неполного рисунка Инструкция: Покажи слона. Покажи белочку Инструкция: Покажи слона. Покажи белочку и т. д. Процедура: Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение. Например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста. Заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д.
19 Предъявление неполного рисунка
20 2. Пространственный праксис 2.1. Рисование. Инструкция. Возьми карандаш, слушай внимательно и рисуй, что я скажу. - В правом верхнем углу нарисуй квадрат - В нижнем левом углу нарисуй круг - В нижнем правом углу нарисуй треугольник - В верхнем левом углу нарисуй прямоугольник - В середине листа нарисуй фигуру, которую ты хорошо знаешь, но я ее не назвала (овал). Процедура: Ребенку предлагается взять карандаш и по инструкции нарисовать. Если ребенок не знает и не различает геометрические формы, они заменяются изображениями разных предметов (мяч, лодочка, пирамидка и т.д.).
21 Сосчитай, по сколько разных лошадок нарисовано. Раскрась их в свои цвета.
22 Раскрась мячики красным, пирамидки зеленым, ведерки синим цветом.
23 2.3. Посмотри и дорисуй Цель: Уточнить умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать закономерность. Находить недостающую геометрическую фигуру. Инструкция: Возьми карандаш, смотри внимательно и дорисуй, чего не хватает. Процедура: Предложить ребенку рассмотреть и назвать то, что нарисовано в каждом столбике – мяч, елочка, дом. - Нарисуй в пустой клеточке недостающий предмет.
24 2.4. Дорисуй Цель: уточнить умение детей видеть объем целого предмета, точно передавать вторую половину предмета равноценно первой. Инструкция: Незнайка нарисовал предметы. Назови их. Он правильно нарисовал? Нет, Незнайка торопился и нарисовал только половинки предметов. Помоги ему и закончи рисунок: дорисуй вторую половину каждого предмета. Процедура: детям предлагаются наполовину изображённые предметы, согласно инструкции ребёнок должен дорисовать вторую половину.
25 3. Конструктивный праксис 3.1. Сложи узор (аналог пробы кубиков Кооса) Материал исследования. Даны 18 карточек, 9 из них наполовину белые, наполовину закрашенные, 9 карточек закрашены полностью. Инструкция: Я буду показывать тебе узоры, а ты постарайся их правильно сложить из карточек. Процедура: Ребенку по очереди предлагают картинки с узорами, он должен сложить заданный узор за определенное время.
26 3.2. Палочковый тест А) воспроизведение по образцу. Инструкция: Сложи из палочек рисунок, который нарисован на картинке. Процедура: Ребенку предлагается выложить рисунок из палочек по образцу. Б) моделирование по словесной инструкции Инструкция: Слушай внимательно, я буду тебе говорить, что делать, а ты выполнять. Процедура: Во время моделирования ребенок получает инструкции: положи палочку справа от круга и т.д.
27 Невербализуемые фигуры
28 Зашумленные буквы
29 Спрятанные фигуры и изображения
30 Спрятанные фигуры и изображения
31 Нелепица
32 Фигура Рея-Остеррица
33 Фигура Тейлора
34 Творческих вам успехов, уважаемые коллеги!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.