Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНина Рахманинова
1 Конкуренция и монополия. Модели современного рынка. 900igr.net
2 I.Конкуренция и ее виды. II.Сущность монополии. Виды монополистических союзов. III.Модели современного рынка. План.
3 Конкуренция – это соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
4 Конкуренция делится на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли за счет снижения издержек производства и соответственно понижение цены без изменения ассортимента и качества продукции.
5 Неценовая конкуренция – это борьба вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента, условий продажи и т.д.
6 Кроме того различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предприятиями одной отрасли за лучшие условия производства и сбыта.
7 Межотраслевая конкуренция – это соперничество между предприятиями различных отраслей за сферы наиболее выгодного вложения капитала.
8 В узком смысле монополия – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком смысле под монополией понимают господствующее положение одного лица или группы лиц в какой- либо сфере деятельности.
9 Различают 4 варианта монопольного (господствующего) положения: 1)Монополия – господство 1-го продавца. 2)Олигополия – господство нескольких продавцов. 3)Монопсония – господство 1-го покупателя. 4)Олигопсония – господство нескольких покупателей.
10 Признаки монополизма: 1. Высокая доля в производстве (по Российским законам – свыше 35%). 2. Доминирующее (господствующее) положение фирмы на рынке определенного товара. 3. Установление монопольных цен – завышенных при продаже и заниженных при покупке.
11 Различают естественную и искусственную монополию. Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам. Например, там, где экономически оправдано крупное производство (автомобили) или там, где необходим единый комплекс (метро).
12 Искусственные монополии специально создаются путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом, для получения рыночной власти и сверхприбыли отдельные компании укрупняют свое производство и объединяются в монополистические союзы.
13 Формы монополистических союзов: 1) Картель – его участие договариваться между собой о разделе рынков, производственных квотах, уровнях цен. 2) Синдикаты – организуют совместный сбыт продукции и закупки сырья в определенном количестве и по определенной цене. 3) Тресты – входящие в него предприятия объединяются под единым управлением.
14 4)Концерны – это крупный многоотраслевой комплекс, в который входят промышленные, торговые, банковские и др. предприятия, которые часто разбросаны по всему миру. 5)Холдинг – это головная компания, которая сосредотачивает у себя акции участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность.
15 Существует 4 модели современного рынка: I.Рынок чистой конкуренции – действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (пшеница, медь, ценные бумаги). В этих условиях доля каждого производителя в общем объеме настолько мала, что он не может существенно влиять на совокупное предложение и сложившиеся рыночные цены товара.
16 II.Рынок чистой монополии – на рынке действует всего одна фирма (газово-электрические компании). Воздействуя на объем предложения своей продукции, монополист может диктовать потребителям свои цены. III.Рынок монополистической конкуренции – здесь действует сравнительно большое количество небольших производителей, предлагающих продукцию по различным ценам в зависимости от ее качества, дизайна, фирмы производителя и т.д.
17 IV.Олигополистический рынок – господствует несколько крупных фирм, каждая из которых обладает большим весом и может существенно влиять на цену продукции (автомобили, компьютеры).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.