Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕгор Темкин
1 1 Тема 8: Типы рыночных структур Доцент Ковальская Марика Ивановна 900igr.net
2 Совершенная и несовершенная конкуренция. Классификация форм рынка.
3 3 План: 8.1. Совершенная и несовершенная конкуренция. Классификация форм рынка Количественные методы оценки структуры рынка Рынки факторов производства. Инвестиции. Проектный анализ 8.4. Устойчивость рыночного равновесия. Общее равновесие
4 8.1. Совершенная и несовершенная конкуренция. Классификация форм рынка. 4
5 5 Различают четыре основных типа рынков или рыночных структур: Чистая (совершенная) конкуренция. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.
6 6 Условия чистой конкуренции : Наличие множества экономических агентов Доля каждой фирмы в отрасли незначительна Полная мобильность ресурсов, свобода «входа» и «выхода» в рынок Отсутствие ограничений на доступ к информации о состоянии рынка
7 7 Поскольку все экономические агенты при совершенной конкуренции равны: регулятором рынка является конкуренция - «невидимая рука» обеспечивается оптимальное распределение ресурсов общества между экономическими агентами
8 8 Конкуренция, при которой не наблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной
9 9 Размеры экономического агента Мелкие Крупные Количество экономических агентов на рынке 1 Виды рыночных структур Монополис тическая Олигопо лия Чистая монополия Совершен ная
10 10 Классификация форм рынка Формы предложения Конкуренция (полиполия) Олигополия Монополия Формы спроса Конкуренция (полипсония) Совершенная конкуренция Олигополия Монополия Олигопсония Олигополия, ограниченная олигопсонией Монополия, ограниченная олигопсонией Монопсония Монопсония, ограниченная олигополией Двусторонняя монополия
11 11 Фирма - чистая монополия, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
12 12 Барьеры : Уникальные естественные ресурсы, которыми монопольно владеет фирма. Уникальность выпускаемой продукции, не имеющей близких заменителей, защищенная патентом. Привилегированное положение, полученное от правительства – естественная монополия. Экономия от масштаба. Дифференциация, разнообразие и специфичность продукции, предназначенной для удовлетворения многообразных и многочисленных потребностей людей.
13 13 Сверхприбыли монополиста обусловлены возможностью: Ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовывать товар по более высокой цене. Существенно снизить затраты за счет увеличения масштаба производства и соответственно увеличить выпуск и снизить цену.
14 14 Монополистическая конкуренция возникает там, где необходимо учитывать вкусы и различные потребности потребителя для сбыта своей продукции
15 15 Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции не занимает весь рынок, как в случае с чистой монополией, но благодаря дифференциации продукции, на своем сегменте рынка она – монополист.
16 16 Олигополия –рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а «вход» на рынок новых производителей ограничен высокими барьерами
17 17 Отличительная черта олигополии - высокая взаимозависимость фирм, функционирующих в такой рыночной структуре В этих условиях каждая фирма вынуждена принимать во внимание поведение конкурентов при разработке своей экономической политики
18 Количественные методы оценки структуры рынка.
19 19 1. Пороговая доля рынка Российским законодательством установлен критерий - пороговая доля на данном торговом рынке в размере 35%
20 20 2. Индекс концентрации Индекс концентрации CR характеризует долю (в процентах) нескольких (m) крупнейших фирм в общем объеме рынка (n общее число фирм на рынке, k i доля каждой фирмы на рынке):
21 21 3. Индекс Херфиндаля- Хиршмана Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей k i (в процентах) всех субъектов рынка (n) в общем его объеме:
22 8.3. Рынки факторов производства. Инвестиции. Проектный анализ 22
23 Рынок труда
24 Факторы, определяющие предложение рабочей силы: Демографические (уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения). Степень экономической активности трудоспособного населения. Миграция (приток иммигрантов с низкой квалификацией, «утечка мозгов»).
25 Спрос на рабочую силу зависит от: Структуры производства в стране (доли различных отраслей в общем объеме производства). Темпов развития экономики (производства) в стране. Уровня внедрения НТП в производство (степени механизации, автоматизации и роботизации производства).
26 Цена рабочей силы называется заработной платой. Согласно теории человеческого капитала она зависит от: уровня образования, квалификации, способностей, здоровья человека.
27 Зарплата как равновесная цена в условиях совершенной конкуренции (отраслевой рынок) W 0 DLDL SLSL L EwEwE LELE Совокупные издержки на зарплату
28 W – почасовая ставка оплаты труда W2W2 W1W1 W3W3 0 H1H1 H3H3 H2H2 H – число рабочих часов в день Кривая индивидуального предложения труда
29 Инвестиции в человеческий капитал – это любые вложения или действия, повышающие и развивающие способности человека, его квалификацию и, в итоге, повышающие производительность его труда
30 Рынок земли
31 Под землей как ресурсом понимается не только она сама, но и все природные богатства, находящиеся на земле и в ее недрах. Особенности: - ограниченность; - в большинстве случаев – невозможность воспроизводства.
32 Экономическая рента – это плата за ресурс, предложение которого строго ограничено Земельная рента (цена земли) – это плата за использование земли и других природных ресурсов
33 Рынок земли R S Q D1D1 0 D D2D2 E0E0 R0R0 R1R1 R2R2 Земельная рента
34 Рынок капитала
35 Согласно финансовому определению, капиталом называют все активы (средства) фирмы. По экономическому определению капитал – это только реальный (физический) капитал, т.е. средства производства.
36 Цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его финансовых средств в течение определенного времени, называется ссудным процентом
37 Физический капитал разделяется на: Основной капитал - средства производства длительного пользования: здания, сооружения, машины, оборудование. Оборотный капитал – средства производства, используемые в течение одного цикла производства.
38 Цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его физического капитала (средств производства) в течение определенного времени, называется арендной платой
39 Инвестиции (капиталовложения)
40 Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств – инвестиции (капитальные вложения) Инвестирование – это процесс создания или пополнения запаса капитала
41 Различают: Валовые инвестиции – это общее увеличение запаса капитала. Инвестиции на возмещение –на замену изношенных средств производства (простое воспроизводство). Чистые инвестиции предназначены на расширение и модернизацию производства (расширенное воспроизводство).
42 Проектный анализ
43 Приемы проектного анализа: «с проектом – без проекта» «наименьшие затраты» «исключение двойного счета» «сопоставление затрат и выгод во времени»
44 Причины учета фактора времени Инфляция Банковский процент. Риски
45 Дисконтирование - технический прием, используемый экономистами для приведения к одной денежной мере текущую и будущую стоимости.
46 Для определения текущей стоимости денег (PV) необходимо разделить будущую стоимость (FV) на (1+r) столько раз, на сколько лет вперед (n) мы делаем расчет, т.е.:
47 Показатели эффективности в проектном анализе
48 Чистая приведенная стоимость (net present value NRV) - разница между текущей приведенной стоимостью потока будущих доходов (выгод) В t и текущей приведенной стоимостью потока будущих затрат на реализацию и функционирование проекта С t за время всего жизненного цикла проекта (t).
49 Чистую приведенную стоимость (net present value NRV) в отечественной литературе чаще называют чистый дисконтированный доход (ЧДД) 49
50 Рентабельность проекта - определяется делением всех дисконтированных доходов от проекта на все дисконтированные расходы на проект
51 Срок окупаемости инвестиций (капитальных вложений). Этот показатель показывает, за какой период времени окупается проект и рассчитывается обычно на базе не дисконтированных доходов.
52 8.4. Устойчивость рыночного равновесия. Общее равновесие 52
53 53 Общее равновесие (general equilibrium) – равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков
54 54 Анализ общего равновесия включает следующие четыре этапа: Анализ первичных изменений равновесия. Анализ рынков взаимозаменяемых товаров. Анализ рынков взаимодополняющих товаров. Анализ эффектов обратной связи
55 55 Эффект обратной связи отражает изменение равновесия на данном рынке в результате изменений, возникающих на сопряженных (взаимосвязанных) рынках под влиянием изменений на данном рынке
56 56 Система уравнений общего равновесия :
57 57 Сферы, недоступные рынку: –производство так называемых общественных товаров (public goods), (национальная оборона, образование и т.п.); –преодоление проблем, обусловленных внешними или побочными эффектами (externalities), к ним относятся: очистка воды для населения, поддержание здоровья населения, охрана окружающей среды и т.д.; –преодоление тенденции рынка к монополизации, которая подрывает саму свободную конкуренцию; –преодоление проблем, справедливости и равенства, к которым «слеп» рыночный выбор.
58 58 Экономические функции государства : –создание и регулирование правовых основ функционирования экономики; –антимонопольное регулирование; –проведение политики макроэкономической стабилизации; –размещение ресурсов с целью их эффективного использования в интересах национальной экономики; –деятельность в сфере распределения доходов, в том числе, в целях обеспечения социальной защищенности своих граждан.
59 59 Основная задача государства в рыночной экономике: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо
60 60 Тест 1: Конкуренция, при которой не наблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной А) даБ)нет
61 61 Тест 2: Монополия и монополистическая конкуренция – это тождественные понятия в экономике: А) даБ) нет
62 62 Тест 3: Олигополия это: А) единственная фирма на рынке Б) множество фирм на рынке В) ограниченное число фирм на рынке
63 63 Тест 4 Найдите соответствие: 1. Чистая монополия 2. Олигополия 3. Монополисти ческая конкуренция 4. Совершенная конкуренция A.Бесконечное число небольших фирм B.Одна крупная фирма C.Множество средних и небольших фирм производящих потребительские товары D.Ограниченное число крупных фирм
64 64 Тест 5: Пороговая доля рынка, установленная Российским законодательством: А) 75% Б) 25% В) 45% Г) 35%
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.