Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИнна Данилова
1 Тема 11: Риск-менеджмент ВГУЭС Кафедра Менеджмента Преподаватель А.Г. Бодункова Дисциплина: Основы менеджмента в сервисе
2 Риск-менеджмент План: 1. 1.Сущность, основные элементы и виды риска Основные причины предпринимательских рисков в сфере сервиса и туризма Управление рисками предприятий сферы сервиса и туризма
3 Риск - неопределенность в отношении возможных потерь на пути к цели Ситуация - сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности Ситуация - сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности Рискованной ситуации ситуации риска сопутствуют три условия: Рискованной ситуации или ситуации риска сопутствуют три условия: 1. наличие неопределенности 2. необходимость выбора альтернативы 3. возможность оценить вероятность осуществления альтернатив
4 Деятельность предприятия сопряжена с риском, т.к. оно функционирует в среде, которая характеризуется сложностью и динамизмом Сложность определяется количеством факторов внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие, и тем, насколько эти факторы схожи между собой Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро оно меняется (остается в основном стабильным или является динамичным, изменчивым)
5 СТЕПЕНЬДИНАМИЗМАСТЕПЕНЬДИНАМИЗМА Низкая 1 Ситуация низкой неопределенности: факторов мало факторы схожи факторы не меняются 2 Ситуация умеренной неопределенности факторов много факторы не схожи факторы не меняются 3 Ситуация умеренно высокой неопределенности: факторов мало факторы схожи факторы постоянно меняются 4 Ситуация высокой неопределенности: факторов много факторы не схожи факторы постоянно меняются Высокая Низкая Высокая СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Основные типы ситуаций в зависимости от характера факторов внешней среды
6 РИСК Возможность отклонения от предполагаемой цели Вероятность достижения желаемого результата Отсутствие уверенности в достижении поставленной цели Возможность потерь Элементы, характеризующие сущность риска
7 Вероятность наступления события может быть определена объективным или субъективным методом Объективные оценки опираются на исторические статистические данные о прошлых потерях гипотезы о тенденциях, состоянии и возможном развитии вероятности этого типа потерь сегодня и в будущем вычисление частоты, с которой происходит данное событие Субъективные оценки опираются на интуицию предпринимателя Метод экспертных оценок занимает промежуточное положение Два основных параметра оценок: вероятность потерь (чем она выше, тем больше риск) величина потерь (чем она больше, тем опаснее риск)
8 Риск это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели
9 Классификация рисков По возможности страхования По возможности диверсификации В зависимости от этапа решения проблем Страховой риск Не- страхуемый риск Система тический риск Несистема тический риск Риск в сфере принятия решений Риск в сфере их реализации По масштабам По сфере возникновения По длительности воздействия По ожидаемым результатам Глобаль- ный риск Постоянные или долговременные риски Спеку- лятив- ный риск Чистый риск Локаль- ный риск Внешние риски Внутренние риски Кратко- времен- ные риски По природе возникновения По степени допустимости Допустимый риск Критический риск Катастрофи- ческий риск Хозяйственный риск Риск, связанный с личностью предпринимателя Риск, обусловленный недостатком информации
10 Страховой риск вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых осуществляется страхование Основные категории стандартно страхуемого риска: персональный риск имущественный риск риск ответственности риск несоответствия
11 ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ РИСКА ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Законодательство Непредвиденные действия государственных служб Налоговая система Взаимоотношения с партнером Конкуренция предпринимателей Коррупция и рэкет ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Политические условия Экономическая обстановка в стране Экономическое положение в обществе Международные события Стихийные события
12 Факторы предпринимательского риска В % к числу опрошенных Недобросовестность российских деловых партнеров 61 Вымогательство со стороны государственных чиновников 57 Политическая нестабильность 55 Финансовая нестабильность 53 Ущемление прав предпринимателей государственными органами и должностными лицами 44 Вымогательство со стороны криминальных структур 23
13 Внутренние факторы предпринимательского риска: стратегия фирмы принципы деятельности компании ресурсы и их использование качество и уровень использования маркетинга
14 Основные причины предпринимательского риска в сфере сервиса и туризма (5): 1. Невостребованность произведенных услуг Причины: квалификация обслуживающего персонала (работников) организация технологического процесса производства услуг организация продажи услуг организация рекламы производимых услуг управление предприятием маркетинговые исследования рынка услуг и др.
15 2. Неисполнение хозяйственных договоров (контрактов) 3. Усиление конкуренции Причины: утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами несовершенство маркетинговой политики замедленное введение новаций недобросовестность конкурентов, использующих в конкурентной борьбе любые методы появление на рынке производителей аналогичных услуг появление новых предприятий-конкурентов
16 4. Возникновение непредвиденных затрат и снижение доходов Причины: ошибки в анализе и прогнозировании конъюнктуры на рынках поставщиков изменения политики ценообразования у поставщиков услуг уменьшение количества поставщиков + риск потери прибыли вследствие вынужденных перерывов в реализации услуг 5. Форс-мажорные риски
17 Риск-менеджмент (управление риском) деятельность руководителей фирмы, направленная на экономически эффективную защиту компании от нежелательных сознательных или случайных обстоятельств, наносящих ей материальный ущерб. Управление рисками имеет свой логический аспект (принятие решений) и свою процедуру (последовательность действий)
18 Управление рисками – процесс выработки и осуществления решений, которые минимизируют широкий спектр влияния случайных или злонамеренных событий, в конечном счете, наносящих существенный материальный ущерб фирме
19 Объект управления в риск-менеджменте – рисковые вложения капитала экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска (связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т. д.) Субъект управления в риск-менеджменте – группа руководителей, которая посредством различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления
20 Принципы управления риском: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал необходимо думать о последствиях риска нельзя рисковать многим ради малого
21 Приемы управления риском = средства разрешения рисков Избежание риска – отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. – сокращение вероятности и объема потерь Снижение степени риска – сокращение вероятности и объема потерь Принятие риска – оставление всего или части риска за предпринимателем, то есть на его ответственности, т.е. принимается решение о покрытии возможных потерь собственными средствами
22 Правила выбора приема управления риском и варианта решений: максимум выигрыша оптимальная вероятность результата оптимальная колеблемость результата оптимальное сочетание выигрыша и величины риска
23 Этапы процесса управления риском: Анализ риска сбор и обработка данных по аспектам риска качественный и количественный анализ риска 2. Меры по устранению и минимизации риска выбор и обоснование предельно допустимых уровней риска выбор методов снижения риска формирование вариантов рискового вложения капитала оценка их оптимальности на основе сопоставления ожидаемой отдачи и величины риска
24 Качественный анализ риска: выявление источников и причин риска определение этапов и работ, при выполнении которых возникает риск (установление потенциальных зон риска) установление всех возможных рисков выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения Результаты качественного анализа – важная исходная информация для осуществления количественного анализа
25 Количественный анализ численное определение отдельных рисков и риска проекта (решения) в целом установление численных значений вероятности наступления рисковых событий и их последствий осуществление количественной оценка степени (уровня) риска определение допустимого в данной конкретной обстановке уровня риска Наиболее распространенные методы: статистический метод метод экспертных оценок
26 Статистический метод: составляется наиболее вероятный прогноз на будущее на основе изучения статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве, величины и частотности получения того или иного экономического результата. Недостатки метода: наличие значительного массива данных, сбор которых может дорого обойтись
27 Экспертный метод: получение количественных оценок риска на основании обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов. Особенно эффективен при решении сложных проблемных ситуаций. Недостатки метода: отсутствие гарантий достоверности полученных оценок трудности проведения опроса экспертов и обработки полученных данных
28 Меры по устранению и минимизации риска: оценка приемлемости полученного уровня риска оценка возможности снижения риска или его увеличения выбор методов снижения (увеличения) рисков формирование вариантов снижения (увеличения) рисков оценка целесообразности и выбор вариантов снижения (увеличения) рисков
29 Методы предупреждения и снижения риска: страхование резервирование средств диверсификация
30 Страхование соглашение, по которому страховщик (страховая компания) за определенное обусловленное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить страхователю убытки или их часть (страховую сумму), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и/или случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество
31 Резервирование средств = самострахование: создание обособленных фондов возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств создание резервных (страховых) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте
32 Диверсификация – процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.
33 Риск-менеджмент – целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Роль риск-менеджмента – получение наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска
34 Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятию «риск». Что является его основными элементами? 2. Какие факторы определяют нормальную страхуемость риска? 3. Какова разница между спекулятивным и чистым риском? 4. Что такое предпринимательский риск? Каковы основные причины предпринимательских рисков в сфере сервиса и туризма? 5. Какие внешние факторы влияют на уровень предпринимательского риска в сфере туризма? 6. Что представляет собой риск-менеджмент? 7. Какие бывают приемы управления риском на туристских предприятиях? 8. На основании каких правил осуществляется выбор того или иного приема управления риском? 9. Что включают в себя две основные группы процесса управления риском? 10. В чем сущность основных методов снижения степени риска на предприятиях сферы сервиса и туризма?
35 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для вузов. / Н. А. Зайцева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, с Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: Учебное пособие. – Москва, ФОРУМ: ИНФРА-М, – 368 с Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. – Минск, Новое знание, 2002 – 404 с Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Москва, Новое знание, – 336 с Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – СПб: Питер, – 512 с.: ил Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./Пер. с англ. - Москва, с Гордин В.Э., Сущинская М.Д. Менеджмент в сфере услуг. СПб: Изд.дом «Бизнес-пресса», – 271 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.