Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалентин Мартьянов
1 ТЕМА 6. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ; (230600) ДОМОВЕДЕНИЕ ИНСТИТУТ: ИСМД, кафедра СЕРВИСА И МОДЫ КОНОПЛЕВА НИНА АЛЕКСЕЕВНА – КАНД. КУЛЬТУРОЛОГИИ, ДОЦЕНТ ПО КАФЕДРЕ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЗАВ, КАФ. СМ
2 ПЛАН ЛЕКЦИИ: Понятие о психодинамической теории личности(З. Фрейд); Понятие об индивидуальной психологии А.Адлера; Основные понятия психоаналитической теории; Типология личности А.Адлера
3 Требования к знаниям, умениям и навыкам Знания: положений, касающихся природы человека в психоаналитической теории личности; основных положений теории З.Фрейда, обосновывающих сущность человека. Умения: анализировать психоаналитическую и индивидуальную теории личности, обосновывать второе название психоанализа - психодинамическая теория Навыки – умение использовать полученные знания при составлении структуры подхода к потребителю в сервисе.
4 Ключевые понятия Оно (ИД) – по З. Фрейду – наиболее мощная сфера личности, представляющая собой не признающий течения времени и действующий по принципу удовольствия комплекс разнообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций, импульсов, движущих сил личности (гл. образом агрессивных и сексуальных влечений) инстинктов и проч. компонентов. Согласно психоанализу Оно являет собой «котел, полный бурлящих возбуждений» и «большой резервуар либидо», в котором сосуществуют и действуют противоположные импульсы и силы всех основополагающих процессов душевной деятельности человека. Это бессознательная часть личности
5 Ключевые понятия ЭГО – структурное и топографическое понятие, относящееся к организованным частям психического аппарата,по контрасту с неорганизованным ИД. «Эго – это та часть Ид, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира…Эго представляет то, что может быть названо умом и здравым смыслом, в противоположность Ид, содержащим страсти…, т.е. это сознательная часть личности СУПЕР-ЭГО – та часть ЭГО, в которой развиваются самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлексивной деятельности (Самосознание )
6 Учебный материал Основные положения З.Фрейда относительно природы человека З. Фрейд был убежденным биологическим детерминистом, он считал, активность человека подчиняется определенным законам и обусловлена мощными инстинктивными силами (особенно сексуальными и агрессивными инстинктами); Фрейда можно считать приверженцем проактивного взгляда на природу человека, но, вместе с тем индивиды реактивный в той степени, в какой их инстинкты направляются на внешние объекты, которые действуют как стимулы окружающей среды, т.е. позиция Фрейда умеренный уклон к проективности.
7 Учебный материал Основные положения З.Фрейда относительно природы человека Фрейд был убежден, что все человеческое поведение регулируется стремлением уменьшать возбуждение, вызываемое неприятными напряжениями в организме. Инстинкты Оно постоянно требуют внешнего выражения и люди организуют свое поведение таким образом, чтобы снизить уровень этого напряжения, сформированного энергией инстинктов. Таким образом, индивидуумы испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напряжения.
8 Индивидуальная теория личности А.Адлера Учебный материал Главную посылку психологии А.Адлера составляет представление о том, что человек – единый и самоорганизующийся организм. Название индивидуальной психологии происходит (от лат. слова individuum – неделимый), т.е. речь идет о сущности, которую нельзя разделить. Признавая значение наследственности и влияния окружающей среды А.Адлер настаивал на том, что индивидуум нечто большее, чем продукт этих двух влияний.
9 Индивидуальная теория личности А.Адлера Учебный материал(продолжение) Адлер считал, что люди обладают творческой силой, стремление к активности и превосходству над самим собой, своими прошлыми достижениями. Кроме того, А.Адлер считал, что все поведение человека происходит в социальном контексте, а суть человеческой природы можно постичь через понимание социальных отношений. Он считал, что у каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес – врожденное стремление вступать во взаимоотношения сотрудничества
10 Индивидуальная теория личности А.Адлера Учебный материал Основные положения А.Адлера относительно природы человека: Адлер отвергал концепцию психического детерминизма, доказывал, что личность каждого индивидуума является собственным творением. Однако идея полной свободы имеет ограничения в его индивидуальной психологии, так как он считал, стиль жизни индивидуума находится под влиянием фиктивной жизненной цели, берущей начало в раннем детском опыте.
11 Индивидуальная теория личности А.Адлера Учебный материал Адлер абсолютный приверженец положения проективности. В его теории причинность поведения человека всегда находится внутри индивидуума, особенно в упорном, нацеленном на будущее и всепоглощающем стремлении к превосходству и совершенству. Адлер постулирует существование одной динамической силы, лежащей в основе поведения человека – поиск совершенства в жизни. Чтобы оценить позицию А.Адлера относительно стремления человека к гомеостазу или гетеростазу, следует обратить внимание на его цитату: «Движение от минуса к плюсу бесконечно. Стремление снизу вверх никогда не прекратится»
12 Индивидуальная теория личности А.Адлера Учебный материал (продолжение) Совершенно очевидно, что это говорит приверженец гетеростаза, это также видно из концепции Адлера о стремлении человека к превосходству. В этом стремлении люди не снимают напряжения, а генерируют его.
13 Индивидуальная теория личности А.Адлера Учебный материал Типология личности у А.Адлера: Тип личности с развитым стремлением к превосходству и развитым социальным интересом – «Реальная компенсация» Типы личности с развитым стремлением к превосходству и не развитым социальным интересом: - «Сила воды»; - «Ленивец»; - «Уход болезнь»;
14 Индивидуальная теория личности А.Адлера Учебный материал(продолжение) - «Лжец»; - «Жестокий тиран»; - «Комплекс превосходства»; - «Самореклама». Тип личности с не развитым стремлением к превосходству и не развитым социальным интересом – «Ненужные» Тип личности с не развитым стремлением к превосходству и развитым социальным интересом – «Пустые делатели добрых дел»
15 Вопросы для самопроверки Проследите взгляд на человека и его потребности с позиции психодинамической теории личности З.Фрейда. Раскройте подходы к человеку и его потребностям в индивидуальной теории личности А.Адлера. Охарактеризуйте и проведите сравнительный анализ подходов к человеку З. Фрейда и А.Адлера с позиции его склонности к свободе или детерминизму. Охарактеризуйте и проведите сравнительный анализ подходов к человеку З. Фрейда и А.Адлера с позиции его склонности к проективности или реактивности
16 Вопросы для самопроверки Охарактеризуйте взгляд З.Фрейда на обусловленность активности человека стремлением к гомеостазу или гетеростазу. Обоснуйте подходы к пониманию сущности человека у А.Адлера с учетом стремления индивидуума к снятию или накоплению напряжения. Охарактеризуйте типологию личности А.Адлера с учетом ее стремление к превосходству и наличия у нее или отсутствия социального интереса.
17 Рекомендуемая литература: Основная литература: Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб. пособие/ Н.А. Коноплева. – М.: Флинта : МПСИ, Дополнительная литература: Социальная психология личности в вопросах и ответах: уч. пособие/ Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, Холл Кэлвин, Линдсей Гарднер. Теории личности. М., Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, – 608 с.
18 Рекомендуемая литература: Дополнительная литература (продолжение): Адлер А. Понять природу человека/ А.Адлер. – СПб., Адлер А. Наука жить/ А.Адлер. – Киев, Фрейд З. «Я и Оно»/ З. Фрейд. – Тбилиси, Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции/ З. Фрейд. – М.: Наука, 1991.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.