Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктор Соловьёв
1 ТЕМА 13. Направленность личности ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ; (230600) ДОМОВЕДЕНИЕ ИНСТИТУТ: ИСМД, кафедра СЕРВИСА И МОДЫ КОНОПЛЕВА НИНА АЛЕКСЕЕВНА – КАНД. КУЛЬТУРОЛОГИИ, ДОЦЕНТ ПО КАФЕДРЕ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЗАВ, КАФ. СМ
2 ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Понятие о мотивации и мотивах активности человека. 2. Понятие об установках. 3. Понятие об идеалах. 4. Понятие о склонностях человека. 5. Основные подходы к понятию потребность, потребность ним отношениям человека.
3 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ 3 Мотив (от лат – movere) – приводить в движение, толкать. 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
4 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Идеал – идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека. Формирование природных предметов сообразно И. представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает спец. создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления.
5 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Склонность -избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая, устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи их несовпадения
6 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Установка -готовность,предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
7 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.) совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Интерес – это мотив, который действует, в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности, это направленность внимания, помыслов.
8 Требования к знаниям, умениям и навыкам 8 Знания: понятий – мотив, мотивация, склонность, идеал, установка, убеждения, направленность Умения: -анализировать, прогнозировать поведение клиента с учетом его убеждений, установок, мотивов, идеалов, склонностей. - Навыки - управления поведением потребителя с учетом его убеждений, установок, мотивов, идеалов, склонностей.
9 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается расширяется. Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость от того, в чем он нуждается или чем заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. Направленность включает два тесно связанных между собой момента: А) предметное содержание, т.к. направленность – это всегда стремление к чему – то, к тому или иному предмету; Б)напряжение, которое при этом возникает
10 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ При этом выделяются тенденции влечения и тенденции долженствования (С.П. Рубинштейн). Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет. Должное становится значимым для человека лишь тогда, когда он осознает значимость данной цели, когда она становится его личным делом, к которому влечет иногда с силой, превосходящей силу бессознательных влечений.
11 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Активность личности достигает высшей эффективности, когда она оптимально организована и целенаправленна, что обеспечивается принципом доминанты, иерархией мотивов, активности. В качестве мотивов выступают: представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (Х. Хекхаузен); желания, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик)
12 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) морально-политические установки и помыслы (А.Г. Ковалев); психические процессы, свойства и состояния личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (В.К. Вилюнас)
13 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Понимание потребностей многозначно, так существуют подходы к их характеристике: потребность как внутренний побудитель активности; потребность как нужда; потребность как предмет удовлетворения нужды; потребность как отсутствие блага; потребность как ценность; потребность как состояние
14 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) потребность как системная реакция; потребность как мотив. Мотивация,обусловленная потребностями личности: В случае биологических потребностей этапы формирования мотива следующие: 1) формирование первичного мотива; 2) поисковая активность – может быть внешней или внутренней. Задача второго этапа:
15 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) а) определение субъективной вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности; б)предвидение последствий выбираемого для достижения цели пути. 3 этап – выбор конкретной цели и формирование намерений. Если конечная цель не поставлена, мотивы являются недейственными (А.Н. Леонтьев) Мотив – это системное образование, а побуждение – это его энергетическая сторона
16 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) Дж. Роттер обозначает побуждение как потенцию действия, а Л. Фестингер как мотивационное давление. Намерение и побуждение не одно и то же. Намерение – это замысел, предположение сделать что-нибудь. Намерение может быть и без побуждения, когда человек намерен что-то не делать или же когда у него не хватает решимости осуществить задуманное, т.е он не может проявить силу воли.
17 Вопросы для самопроверки Дайте определение понятию потребности как побудителя активности человека. Дайте характеристику понятию потребности как нужды и предмета ее удовлетворения. Проследите понимание потребности как отсутствия блага и ценности; Охарактеризуйте потребность как мотив, как побуждение. Охарактеризуйте этапы мотивационного процесса.
18 Рекомендуемая литература: Основная литература: 18 - Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб.пособие/Н.А. Коноплева. – М.: Флинта : МПСИ, – 248 с.
19 Рекомендуемая литература: Дополнительная литература: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПБ.: Питер., 2000.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.